Адаптация ребенка в детском саду
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

В три года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов и в этот кризисный период проходит адаптация к новым социальным условиям. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях – формировании личности и речевом развитии.  

 

Программа включает в себя:

развитие мелкой моторики;

развитие внимания;

развитие памяти;

развитие логического и творческого мышления;

развитие речи,

развитие коммуникативных навыков;

пальчиковую гимнастику;

артикуляционную гимнастику;

знакомство с органами чувств и их функциями;

начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);

игры с кубиками Зайцева;

игры с блоками Дьенеша;

игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма;

аппликацию, рисование, лепку;

игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

 

 

 

 

 

 

Цели занятий:

гармонизация эмоционального состояния;

снятие нервно-психического напряжения;

психологическая профилактика дезадаптации ребенка к условиям детского сада;

развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения;

повышать групповую сплоченность;

коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие мелкой моторики рук и координации движений.

 

Задачи:

укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей;

снятие психомоторного напряжения, тревожности;

формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

стабилизация нервных процессов;

повышение внимания друг к другу;

способствовать сплочению детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

Все занятия – игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.

 

 Для определения эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению, была выбрана цветовая диагностика «Домики» (Е.Ю.Фирсанова). Данная методика проводилась индивидуально два раза с каждым ребенком: в начале посещения детского сада и после первого месяца проведения занятий. Детям предлагалось в игровой форме выбрать один из восьми домиков разного цвета. Были использованы следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детскийсад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводилась беседа:

 

– Кате нравится ходить в детский сад?

 – Что Катя будет делать в детском саду?

 – Что Кате больше всего нравится в детском саду?

 – Что Кате не нравится в детском саду?

 

В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:

1. Поведение ребенка.

 2. Эмоциональное состояние.

 3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.

 4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ № 1

 

1. «Назови себя ласково»

 

Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.

 

2. «Солнышко»

 

Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами : «Я люблю…»

 Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».

 

3. «Волшебные палочки»

 

Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и тд.

 

4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)

 

Мы веселые мартышки,

 Мы играем громко слишком,

 Все в ладоши хлопаем

 И ногами топаем.

 Надуваем щечки,

 Скачем на носочках

 И друг другу даже

 Языки покажем.

 Оттопырим ушки,

 Хвостик на макушке,

 Пальчик поднесем к виску

 И подпрыгнем к потолку.

 Шире рот откроем – «А»,

 Рожицы состроим.

 Как скажу я слово: «Три»,

 Все гримасою замри.

 

Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.

 

5. Педагог раскладывает на ковре картинки или деревянное лото (одежда, игрушки, посуда, фрукты) и коробки, на каждой из которых нарисована игрушка, фрукт, одежда, посуда)

 

– Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать, прибрать в комнате.

 (На последующих занятиях можно чередовать: собрать мягкие и твердые игрушки, большие и маленькие, овощи, продукты, обувь, цветы и др.)

 – Разложите по коробкам. На одной коробке – цифра 1, на другой – цифра 2 и картинки, на которых изображены один и два предмета.

 

6. Кубики Зайцева

– Давайте построим башню. (Дети строят башню из одного, двух, трех кубиков) А теперь давайте споем все гласные звуки.

Поем звуки: а о у и, э

 

7. Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).

 И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).

 Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).

 яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)

 Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).

 Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).

 Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).

 Мышка не нашла яичко и убежала в норку.

 

8. Лепка

Давайте слепим для бабы и деда угощения: крендельки и плетеночки.

 

 

9. Рисуем букву

Воспитатель  показывает детям красивую букву «А» и читает стихотворение:

Нарисуем уголок,

 Посредине – поясок.

 Познакомиться пришла

 К нашим деткам буква А.

 

Педагог раздает детям букву А, нарисованную на бумаге. Дети сначала проводят пальцем по направлению написания буквы, затем – с помощью кисти и гуаши.

 

ЗАНЯТИЕ № 5 «В гостях у доктора Ухо»

 

1. «Назови себя ласково»

 

Воспитатель  кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.

2. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)

 

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе).Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?

 Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.

 

 

3. «Звукоподражание»

 

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)

 

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

 А в поезде нашем ребята сидят.

 Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,

 Далеко, далеко ребят он повез.

 Чу-чу-чу!

 – На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит.(Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?

 – Цок-цок-цок-цок!

 – Как он кричит?

 – Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!

 Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?

 – Ку-ка-ре-ку-у-у-у!

 – Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?

 – Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!

 – Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?

 – Кар-кар-кар-кар!

 – Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

 – Ш-ш-ш-ш!

 – К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?

 – Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?

 

4. «Найди свою маму»

 

Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки детенышей животных.

– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?

5. «Кто чем питается

Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.

6. Сенсорная доска»

Психолог вывешивает сенсорную доску (Каждый край доски окрашен в свой цвет: красный, синий, желтый, зеленый), раздает детям предметные картинки и просит расположить их в соответствии с цветом. Затем определить четвертый лишний. Психолог фиксирует внимание детей на расположении картинок: «Яблоко находится в верхнем левом углу и т.д.»

7. «Проверка слуха»

 

(Воспитатель  надевает белый колпак и белый халат).

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Ухо, будем знакомы. (Тихо произносит психолог.) Мы сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

 Психолог показывает детям, что на столе у нас находятся разные предметы: резиновая игрушка, стеклянная ваза, деревянный кубик, железная машинка. Сейчас я постучу палочкой, а вы запомните звучание предметов. Затем по очереди ребенок встает спиной к столу и отгадывает по звуку предмет.

8. «Шумелочки»

(Воспитатель берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др. , фиксирует, как они звучат и передает по кругу.

 

 

 

9. Блоки Дьенеша»

Психолог высыпает блоки Дьеноша и предлагает найти все круги, треугольники, квадраты. Это – печенье.

 – Потрогай и скажи, какое у тебя печенье: большое или маленькое, толстое или тонкое, красное или желтое. А теперь все желтое печенье положите в коробку, на которой изображен желтый кружок, а все красное – в коробку, на которой изображен красный кружок.

10. «Катины подарки»

Воспитатель помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.

11. Клеим платочки

Воспитатель  раздает квадратный лист бумаги и геометрические фигуры: 4 круга и один квадрат. Просит детей разместить круги по углам платочка, а круг – в середине платочка. Затем приклеить фигуры к платочку.

 

ЗАНЯТИЕ № 6 «В гостях у доктора Глаз»

1. «Здравствуй, я котик»

Воспитатель приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».

 

 

 

 

2. «Котик ласкает»

Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.

3. «Котенок веселый–грустный»

Воспитатель просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

4. «Таня, ты сейчас в лесу»

Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:

 

Таня, ты сейчас в лесу,

 Мы зовем тебя: «Ау!»

 Ну-ка, глазки закрывай,

 Кто позвал тебя, узнай.

5. «Собери картинку»

Воспитатель  говорит детям, что наш котенок играл , перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х частей).

6. «Проверка зрения»

(воспитатель надевает очки, белый колпак и белый халат)

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Глаз, будем знакомы. Попрошу вас ответить: чем вы видите – глазами или ушами? (Дети: «Глазами!») А это мы сейчас проверим.

 Подойдите к плакату (в середине листа изображен глаз, а вокруг него разные геометрические фигуры, цветовые пятна) и назовите то, что вы видите…Получается, что ваши глазки все могут определить.

 

7. «Потерялся ребенок»

Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».

8. «Сфотографируй»

Воспитатель выкладывает на стол 4–5 игрушек, сопровождая чтением стихотворений, и говорит, что они пришли к нам в гости.

Жираф

Узнать жирафа просто,

 Узнать его легко,

 Высокого он роста и видит далеко.

Ежик

У меня, как и у елки

 На спине растут иголки

 Только с виду я колючий,

 А вообще-то я добрючий,

 Ну очень добрый ежик.

 

Черепаха

Черепаха всех смешит,

 Потому что не спешит.

 Но куда спешить тому,

 Кто всегда в своем дому?

 

 

Кискино горе

 

Плачет киска в коридоре.

 У нее большое горе:

 Злые люди

 Бедной Киске

 Не дают украсть сосиски!

 

(Б.Заходер)

 

Давайте их сфотографируем. (Дети смотрят на них внимательно и стараются запомнить). Затем психолог просит детей закрыть глаза и убирает 1–2 игрушки. Дети открывают глаза и называют игрушки, которые спрятались.

 

9. «Шарики для котенка»

 Давайте котенку сделаем и подарим шарики.

 (Каждому ребенку раздает лист бумаги с нарисованными разноцветными нитками и силуэтами шариков. Отдельно вырезанные из бумаги разноцветные кружки-шарики.)

 Для каждой ниточке нужно подобрать шарик и приклеить его.

 

10. «Кубики Зайцева»

Дети пропивают гласные звуки.

Показывает улитку и букву У.

 Это хвостик или ножки?

 Показались чьи-то рожки.

 Ну никак я не пойму…

 Да ведь это буква У.

Печатаем букву У. Раскрашиваем ее красками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Аксарина Н.М.Адаптация детей при поступлении в детское учреждение//Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.

 2. Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.

 3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2005.

 4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

 5. М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем. – Москва, 2004.

 6. М.Н.Ильина. Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.

 7. Н.Л.Кряжева.Кот и пес спешат на помощь(анималотерапия для детей). – Ярославль, 2000.

 8. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. –Линка-Пресс, 2005.

 9. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.

 10. Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.

 11. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Мозаика-Синте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...