Конспект родительского собрания "Детские капризы"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Конспект нетрадиционного родительского собрания, включающий теоретическую часть и практическую работу с родителями ( разбор проблемных ситуаций, игры-эстафеты, творческие задания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.pptx278.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект родительского собрания “ Детские капризы ” . Средняя группа №3. Подготовили и провели Евсеенкова Е.Е. Зорина Г.Е.

Слайд 2

Подготовка к собранию : Анкетирование родителей. а ) Анкета № 1 . Перед тем, как выбрать тему родительского собрания, родители были опрошены на предмет интересующих их тем. 56 % респондентов интересовала именно тема ” Капризы ” . б ) Анкета №2. Вопросы анкеты направлены на выявление отношения каждого родителя к капризам своего ребенка. Как по-вашему, почему ребенок бывает капризным ? Каковы, на Ваш взгляд , главные причины возникновения истерик у ребенка ? В чем проявляются капризы Вашего ребенка ? Как Вам удается преодолевать капризы ? Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает ? О чем Вы хотите услышать на собрании по данной теме, какие вопросы Вас интересуют ? 2. Оформление плакатов. Первый плакат со словами Ж.Ж.Руссо :” Знаете ли Вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа ” . Второй плакат с высказыванием К.Д. Ушинского :” Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его ” . Оформление стенгазеты ” Как мы готовились к родительскому собранию ” ( Включает в себя фотоматериалы с изображением детей в процессе выполнения творческих работ : рисунков, аппликаций ) . Изготовление красочного приглашения на родительское собрание. ( Оригами “ Кошка с котятами ” - творческая работа детей ) . “ Уважаемые родители Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда ( дата ) мы надеемся на встречу со всеми членами Вашей семьи.

Слайд 3

На собрании Вас ждет : Встреча за круглым столом –доброжелательный, откровенный разговор на тему “ Детские капризы ” . Копилка полезных советов “ острое блюдо ” . За чашкой ароматного чая- сюрпризные моменты. ” 4. Оформление выставки “ Дети рисуют “ капризку ” . Использование данных детских рисунков в практической работе с родителями. Оформление карточек с высказываниями великих людей, с пословицами, посвященными воспитанию. Оформление красочных памяток с фотографиями детей “ Как преодолеть капризы ” . Подготовка музыкального материала. Ход собрания. Звучит музыка. На столах, расставленных по кругу, выставлены карточки с именами, отчествами родителей, памятки, фишки красного , желтого, синего цветов, а также – листы бумаги, карандаши. Вступление. Песня “ От улыбки ”( муз. Шаинского, сл. Пляцковского ): От улыбки хмурый день светлей От улыбки в небе радуга проснется Поделись улыбкою своей И она еще не раз к тебе вернется. И тогда наверняка вдруг запляшут облака. И кузнечик запиликает на скрипке. С голубого ручейка начинается река. Но а дружба начинается с улыбки .

Слайд 4

Да, действительно “ от улыбки хмурый день светлей ” , а от улыбок наших детей он расцветает всеми цветами радуги. Но всегда ли так бывает ? Не омрачаются ли наши радужные дни детскими капризами, упрямством, истериками. А ведь во многом это зависит от нас – взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера- об этом пойдет наш разговор за круглым столом, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления столь неприятных нарушений в поведении ребенка. 2. Основная часть. Как часто на самое обычное предложение- помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением ( упрямится ) , либо бурным протестом ( капризничает )? Приветствуются ответы родителей. Каприз ( фр. –прихоть, причуда ) – стремление детей, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно сопровождаются плачем, криком , топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку игрушек. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочет молока, которого в доме нет, или он хочет ехать на грузовом лифте, а пришел обычный, или идти в детский сад с мамой, а не с бабушкой. У некоторых детей это встречается настолько часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако, считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Да, действительно, в раннем детстве дети чаще склонны к капризам. У них ярко выражены процессы возбуждения : они несдержанны, не могут совладать со своими эмоциями. Им просто напросто не хватает мыслительных навыков, чтобы обобщить свои переживания. Часто капризы и упрямство заменяют ребенку неумение объяснить свое желание, в силу неразвитости речи.

Слайд 5

Вспомним, что ребенок, находящийся в колыбели, криком подает сигналы о том, что ему пора сменить пеленки, что он голоден- это еще не есть собственно капризы. Но если потребности ребенка удовлетворяются не вовремя, он привыкает криком требовать удовлетворение своих потребностей, что является предпосылкой для капризов. Капризы детей в более старшем возрасте ( часто 2-3 лет , реже 4-5 лет ) тоже имеют свои причины. Чаще всего это : Неудовлетворение естественных потребностей ( голод, усталость, сонливость ); Ощущение физического дискомфорта ( холодно, жарко, тесная обувь, одежда, неудобная постель ); Капризы могут быть предвестниками болезни ( малыш ощущает физическое недомогание, просит то одно, то другое , но ничего не облегчает боль, поэтому плачет и капризничает ); Капризы могут быть и в период выздоровления ( ребенок за время болезни привыкает к повышенному вниманию и не хочет от этого отказываться ); Обилие новых впечатлений или их перенасыщение. Пример из практики : Сережа часто остается вечером вдвоем с бабушкой. Основное его занятие в это время – смотреть все телевизионные передачи. Только возвращаясь поздно вечером домой родители укладывают его спать. Мальчик, перевозбудившись, долго не засыпает, хнычет. Ночью спит неспокойно, утром с трудом встает. В детский сад приходит хмурым, невеселым, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится. Детский ум, воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не принесут ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые. Не говоря уже о получении совершенно ненужной информации из телевизионных передач. Может кто-то сталкивался с капризами, вызванными перечисленными причинами ?

Слайд 6

Но все же самой распространенной причиной ,особенно в среднем возрасте ( как у наших детей ) и далее в старшем, является неправильное воспитание детей, неправильное поведение родителей. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования . Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, “ только бы он не расстроился, не заплакал ” , то последствия такого воспитания – обычная капризность, избалованность, вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно вынужденный , но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, но с еще большей силой. Мини-итог : Итак, по мере роста ребенка и развития его сознания капризы и упрямство начинают приобретать преднамеренный характер, становятся привычным способом достижения цели. Музыкальная пауза. 3. Практическая часть. Давайте разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые должны в них поступать. Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует : “ Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях! ” Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь . Ваше мнение, родители ? Как в такой ситуации поступили бы вы ? Какие ошибки были допущены взрослым ?

Слайд 7

Вывод : В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку- он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние ! Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих. Если малыш постоянно будет убеждаться, что его вопли не волнуют окружающих и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет. Вот другая ситуация : Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе :” Ну, ладно, давай уступим ” . А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Что можно сказать про эту ситуацию ? Вывод : Прежде всего родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. ( Обратите внимание на высказывание Ж.Ж.Руссо ) . Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую не дает мама, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он купит “ запрещенные ” чипсы. А если устроить истерику бабушке, то получишь все и немного больше. Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи ! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Необходимо дать ребенку понятие “ нельзя ” . Если мы видим, что ребенок сует пальцы в розетку или пытается включить плиту- мы строго , четко и безапелляционно говорим : “ Нет! ” - мы понимаем, что это опасно. Так почему же мы не можем так же четко сказать “ нет ” в какой-то другой ситуации, быть может не такой опасной, но все же непозволительной.

Слайд 8

Были ли у вас схожие ситуации ? Как вам удавалось успокоить ребенка ? Поделитесь, пожалуйста своими секретами, своими приемами ? Музыкальная пауза. 4. Работа с памятками. На ваших столах памятки. Прочитайте их пожалуйста. Что для вас явилось новым ? С каким из выводов вы согласны ? С каким из советов вы не согласны ? Почему ? Помогут ли вам эти советы в преодолении капризов у детей ? Памятка “ Как преодолеть капризы ” Причины капризов : Нарушения режима дня Обилие новых впечатлений Физический и психический дискомфорт ( холод, голод, неудобная одежда, сонливость и т.п. ) Плохое самочувствие Неправильное поведение взрослых Преодолеть капризы можно если : Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку. Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова ” нельзя ” Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности. Обобщение : Если родители будут следовать первым двум пунктам, малыш хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя- это нельзя, а надо - это надо. Родители должны научить ребенка хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия , чтобы удовлетворить свои собственные желания. Если капризный ребенок занят совместной деятельностью со взрослым, он забывает капризничать. Важно незаметно помогать ребенку , не давая угаснуть интересу, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. ( убирает игрушки, накрывает на стол, стирает носочки).

Слайд 9

5. Самоанализ. У вас на столах лежат фишки трех цветов. Мы будем зачитывать пункты из общепринятых правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители поднимают фишку красного цвета, если не всегда- желтого, если не выполняются – синего. Не нарушать режим дня Иметь в семье единые требования к ребенку Не устраивать конфликты между взрослыми при ребенке Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности Быть примером для своего ребенка Поощрять ребенка за хорошие поступки и действия Не оставлять без внимания отрицательный поступок ребенка Воспитывать у ребенка культуру поведения Приучать ребенка заботиться о младших и старших в семье Вывод : Все эти правила безусловно важны, и мы надеемся, что вы будете руководствоваться ими при воспитании своих детей! 6. Острое блюдо. Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “ Киндер-сюрпризы ” раздаются родителям под музыку. Отвечают по желанию ( на ответ 1-3 мин. ) , если вопрос достался родителю, не желающему отвечать, то он вправе передать вопрос дальше. Капризы часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком ? Как его успокоить ? Например : ребенок просит купить игрушку, которую вы купить не можете. ( Успокоить можно. Отвлекая внимание, но не прямолинейно : смотри, там собачка, а с выдумкой : достать что-то неожиданное из кармана ) . Ребенка уговаривают спеть или рассказать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит. “ Вот упрямец! ” - раздражается мама. Оцените данную ситуацию. Ребенок только что построил замок из конструктора, а ему уже пора спать. Как поступить ? Какие предметы в доме могут стать “ волшебными ” помощниками, помогающими преодолеть детские капризы ?

Слайд 10

7. Высказывания великих людей. На каждом столе лежат карточки с пословицами, высказываниями великих людей по теме воспитания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки. “ Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной ” . А.С.Макаренко - советский педагог “ Воспитание- это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример ” . А. Маркуша - писатель “ Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания. ” Сюньцзы - китайский философ “ Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. ” Я.Коменский-основоположник педагогики “ Из всех творений самое прекрасное- получивший прекрасное воспитание человек. ” Эпиктет - древнегреческий философ Учи жену без детей, а детей без людей. Поверьте не стареющей примете : век плачут избалованные дети. Отец не научил – чужой дядя не научит. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься. Детки хороши- отцу и матери венец, Худы – отцу и матери конец.

Слайд 11

8. ОКНО - очень короткие новости. Мы хотим дать вам несколько рекомендаций по проведению вечера в семье . Они составлены с учетом последних исследований в области психологии и детской педагогики. Острые этические разговоры с ребенком не переносите на позднее время. Не давайте перед сном ребенку кофе, крепкий чай, острые блюда. Укладывайте ребенка в одно и то же время, но не позже 21 часа. Не рассказывайте перед сном страшных историй, не смотрите остросюжетные фильмы. Не разрешайте конфликты взрослых при детях. Не допускайте перевозбуждение ребенка. Сочиняйте и рассказывайте ребенку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, некапризный, вежливый. 9. Слово-эстафета. Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение : “ Мой ребенок вырастет воспитанным человеком, если я ….. ” Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет. 10. Выполнение практических заданий. Ознакомить родителей с рисунками их детей на тему : ” Рисуем “ Капризку ” . Под каждым рисунком – комментарий ребенка. Звучит музыка ” От улыбки ” . Предложить родителям найти рисунок своего малыша. Предложить родителям самим нарисовать своего ребенка. ( В дальнейшем сделать альбом с данными работами ) . 11. Подведение итогов. Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви. В заключении определяем тему следующего собрания, сроки его проведения. А также предлагаем родителям ответить на вопросы анкеты , раскрывающие положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Чаепитие.

Слайд 12

Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Нам очень хочется с учетом ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения. Что побудило Вас придти на родительское собрание _______________________________________________________________ Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей ? Почему ? _______________________________________________________________ Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, в разговоре ? Почему ? _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения родительского собрания. ______________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Какие темы родительских собраний вас интересуют ? _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ Благодарим Вас за помощь!

Слайд 13

Уважаемые родители! В целях эффективности проведения родительского собрания просим вас ответить на следующие вопросы. Как по-вашему, почему ребенок бывает капризным ? ___________________________________________________________________________________________ Каковы, на Ваш взгляд , главные причины возникновения истерик у ребенка ? _____________________________________________________________________________________________ В чем проявляются капризы Вашего ребенка ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как Вам удается преодолевать капризы ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ О чем Вы хотите услышать на собрании по данной теме, какие вопросы Вас интересуют ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Большое Спасибо за сотрудничество!

Слайд 14

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда 31 марта в 17.00 мы надеемся на встречу с Вами. На собрании Вас ждет : Доброжелательный, откровенный разговор на тему “ Детские капризы ” . Копилка полезных советов “ острое блюдо ” . За чашкой ароматного чая- сюрпризные моменты.

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да Нет