Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

        Значение артикуляционной гимнастики для детей  в детском саду

     Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребёнка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребёнок с хорошо развитой речью хорошо вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и развитие других сторон речи.                                                                                                         Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарём и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

     В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи. У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечёткая речь, при которой ребёнок  недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики.

     Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

     Звуковая сторона речи представляет единое целое, но сложное явление. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

     В понятие «звуковая культура речи» входит фонетическая и орфоэпическая правильность речи, выразительность её и чёткая дикция.

     Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая её смысла, человек с лёгкостью определяет, как относится к нему кто-то другой, может понять его чувства и переживания.

     Природа наградила человека прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз», - писал Б. Шоу.

     В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строением русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н.Гвоздева, Е.И.Радиной, М.Е.Хватцева, Д.Б.Эльконина,  А.С.Фельдберга, В.И.Бельтюкова и др.

     Освоение звуков начинается на первом году жизни и к трём годам ребёнок овладевает всей системой звуков языка, с небольшими исключениями.

     По мнению большинства учёных, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка, и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

     В практике распространено мнение, что к четырём годам произношение детей соответствует возрасту и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи.

К большому сожалению сейчас очень часто в детских садах встречаются дети с нарушениями речи, и для развития речи мы предлагаем родителям комплекс артикуляционной гимнастики. Для достижения наилучших результатов, артикуляционную гимнастику нужно выполнять ежедневно.                                        Артикуляционная гимнастика                                                                Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).                                                                Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены.                                                        Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут.                                                        Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом.        Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.        Можно выполнить артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку.                Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики                           I. Упражнения для нижней челюсти:                                                                1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.                        2. Жевательное движение с сомкнутыми губами.                                                3. Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.                                                4. «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.                                II. Упражнение для губ:                                                                1. «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).                                   2. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд.                                        3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».                                                                4. Три предыдущих упражнения выполняются с сомкнутыми губами.                        III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):                1. «Болтушка» - движение языком вперёд – назад.                                                2. «Часики» - вправо – влево.                                                                3. «Качели» - вверх – вниз.                                                                4. Круговые движения языком.                                                                5. «Лошадки» - цоканье (щёлканье) языком.                                                        6. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.                7. «Иголочка» - узкий, напряжённый язык высунут вперёд.                                        8. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.                                                                        9. «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твёрдому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.                                                                10. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят к верху, края прижаты к верхней губе.                                                                        11. «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперёд спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

                          Литература

1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2001. -159 с.                        2.   Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1999. – 223 с.                3. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. М.: Просвещение, 1998. – 176 с.                4. Фельдберг А.С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.                        

                 

                                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Подборка артикуляционной гимнастики для воспитанников детского сада

Подходит для дошкольников и младших школьников для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Значение артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика...

Значение артикуляционной гимнастики

Консультация для родителей...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...