КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ДЕТСКАЯ ЗАВИСТЬ"
статья по теме

Орлова Оксана Михайловна

В дошкольном возрасте при стремлении к реализации на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и других аналогичных ситуациях в отношении детей может возникнуть зависть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_zavist.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ ЗАВИСТЬ

В дошкольном возрасте при стремлении к реализации на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и других аналогичных ситуациях в отношении детей может возникнуть зависть. Она вызывается тем, что у дошкольников  на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто главней»). Интересно отметить, что довольно часто против ребенка, который постоянно побеждает в игре, объединяются дети, которым не везет. Как только ситуация меняется, очень быстро происходит перегруппировка в отношениях детей. Притязавшему на успех ребенку трудно радоваться вместе с победителем.

Вместе с тем некоторые дети (трех-четырех-пяти-шести лет) способны проявлять сочувствия при условии собственного успеха. Сопереживание победившего ребенка тому, кто проиграл, создает особую атмосферу солидарности: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.

Однако в соревновательных ситуациях дети часто проявляют такие негативные формы поведения, как зависть, злорадство, пренебрежение, хвастовство.

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

Детская ложь, как нарочитое искажение истины, появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие моменты становятся для ребенка ситуациями « двойной мотивацией».

Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие потребности признания, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. В реальной практике борьба с ложью часто сводиться к тому, что взрослые пытаются снизить уровень притязания ребенка, уличая его во лжи. Грубо изобличенная ложь, возникающая как средство реализации неосуществленных притязаний на признания, не приведет к положительным результатам.

Взрослый должен суметь оказать ребенку доверия и выразить уверенность в том, что он не будет впредь унижать себя ложью. В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижение притязаний на признание, а на придание правильного направления развитию этой потребности. Необходимо найти путь к снятию негативных образований сопутствующих притязаниям ребенка. В содержание детских притязаний ребенка должно войти осознанное преодоление негативных компонентов. Ложь начинается тогда, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда честность не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ …?

0 – 0,5 года. Грудной младенец стал слишком возбудимым, беспокойным или напротив, пассивным, плохо спит – попробуйте подольше разговаривать с ним, выслушайте его (кормящим мамам нужно обратить внимание на диету).

        0,5 – 1 год. У ребенка развивается самоощущение, формируются привычки и вкусы – по возможности не ограничивайте свободу малышу, ведь он познает такой таинственный новый мир.

        1 – 2 года. Ребенок – «вечный двигатель». Вся семья валится с ног, а он неутомимо крушит остатки интерьера. Не поддавайтесь! Нервная система малыша еще слаба, и он нуждается в отдыхе не меньше, чем в играх.

        2 – 3 года. Ваш ребенок то и дело «показывает характер» и действует лишь по собственной воле. В этом возрасте к детям приходит чувство определенной самостоятельности, самоутверждения. Отнеситесь бережно к этому чувству, не подавляйте его. В то же время четко установите границы дозволенного. Слово «нет» - гарантия защищенности для ребенка.

        3 – 6 лет. Тормозные реакции на ваши запреты у ребенка вырабатываются медленно, он пускает в ход плач, крики, истерику, стараясь добиться своего. Дошкольный возраст невропатологии называют колыбелью неврозов, период упрямства, негативизма, поскольку ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, выставляемых на пути его активной познавательной и физической деятельности. Одномоментная или продолжительная психическая травма ребенка может оказаться на столько сильной, что приведет к нарушению речи (заикание), неврастении и т.д.

        Основной принцип профилактики неврозов у детей – это соблюдение оптимального режима жизни: разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок. А родителям «хронических упрямцев» рекомендуем такую линию поведения: в критический момент оставьте ребенка в покое; когда он успокоится, повторите свое требование и разъясните его целесообразность. Если ребенок упрямится, постарайтесь спокойно переключить его внимание на что-либо другое; допустите, чтобы ребенок на себе испытал последствия упрямства (например, сломал свою дорогую машину «изучая» ее устройство); проявите последовательность, твердость и настойчивость, но не излишнюю строгость.

        Нервные дети нуждаются в особо вдумчивом и осторожном отношении, их жизнь должна протекать в благоприятной семейной обстановке.