Главные вкладки

    Тема: «Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений»
    статья по теме

    С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шабунас Елена Владимировна

    воспитатель дошкольных групп

    МОУ «Начальная школа – детский сад

    компенсирующего вида» № 1.

    Тема: «Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений»

    С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным  даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

    Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида» № 1 посещают дети с различными дефектами зрения. Они почти не отличаются от своих хорошо видящих сверстников – такие же активные исследователи всего нового, так же любят играть, веселиться. Но всё, же нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.

                Как видят эти дети мир – мир красочный, яркий, многогранный, быстродвижущийся? Всегда ли им комфортно в нём?

    Дети, имеющие нарушение зрения легче воспринимают плоские предметы, затруднено восприятие объёма, оценка глубины пространства; многие испытывают трудности в фиксации взора. В связи с этим они видят окружающий мир на суженой основе, и видят фрагментарно, нечётко, в уменьшенном виде.

                 Проработав много лет с детьми, имеющими зрительные нарушения, я заметила, что у них слабо развита зрительно – моторная координация, недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребёнка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребёнка с окружающей средой и практическое её освоение.

               Для ребёнка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребёнка об окружающем мире. Но к самостоятельной деятельности ребёнка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательно - кинестетических ощущений, речи, памяти. При этом в восприятии, регуляции и контроле действий ребёнка, наряду со зрением, участвуют сохранные анализаторы, то есть развиваются полисенсорные связи.

                В связи с этим одной из важных задач моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.

                 «Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире….» (В.А. Сухомлинский). Для ребёнка с ослабленным зрением это светлое пятно должно быть и достаточно видимым, и особо осязаемым.

    Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребёнку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов.  

    Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребёнку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живёт; способствуют повышению самооценки ребёнка, так как дают возможность приобрести социальный опыт.

    Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребёнка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям.

    Для того, чтобы добиться успешности и возможности постепенным, поэтапным овладением детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с нарушением зрения сначала научились свободно, непринуждённо пользоваться движениями своих рук. Для этого 2-3 раза в день по 3-5 минут провожу игры с пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально – приятные, неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения по моей команде.

    Например,  упражнение  Черепаха.

    Черепаха, черепаха     -    Положить кулачки на стол,

    В  панцире живёт              можно тихонько постукивать ими.

    Высунет головку,        -    высунуть указательные пальцы

    Обратно уберёт.          -     убрать обратно.

    Так же использую игры – упражнения «С веток ягоды снимаю», «Апельсин», «Дерево», «Цветы» и.т.д.)

    Затем показываю детям и обучаю приёмам самомассажа рук. В упражнениях дети учатся выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминания, потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж весёлыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.

    Например,  упражнение Карандаш.

    Карандаш в руках катаю,                           

    Между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик

    Быть послушным научу.

    (Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропустить карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке).  

    Массаж ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.

    Мячик мой не отдыхает,

    На ладошке он гуляет.        

    Вправо-влево – как хочу.

    Сверху – влево, снизу –правой

    Я его катаю. Браво!  

                                                                  (Упражнения «Краб», «Медведь», «Кормление птенцов» и.т.д. Самомассаж в  «сухом  бассейне», сопровождая стихотворным текстом или под музыку).

    После самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

                   «Опознание предмета» – ребёнок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает на листе бумаги.

                    «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку, задача передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую сторону. Выполняется поочерёдно правой и левой рукой.

    На следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами.  Например,

    -  Из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок.

    -  В ярком подносе рассыпана мелкая крупа.

    Нарисовать  пальчиком по крупе заданный рисунок.


    - Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошинку и удерживает её остальными пальцами ( «собираем ягоды), потом берёт ещё и ещё – набирает целую горсть.

    - Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.

    - Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись).

    - Работа с цветной проволокой  (сгибание из проволоки различных фигур).

    - Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки.

    - Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и. т. д.)

    Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением   зрения.

    Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности.  

                  По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы.

    Тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки»

                         

    Упражнение «Башмачки».    

    Крышки пальчики обули,                                  

    Смело в них вперед шагнули

                                                             

    И пошли по переулку

    На веселую прогулку.

    Пальцы, словно балеринки,

    Но одетые в ботинки,

    Каждый пальчик, будто ножка,

    Только шаркает немножко. 

    (Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.)

    Упражнения с грецким орехом

    1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

    "Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех".

    (Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого).

    2. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)                                                                      

    Наш орешек непростой,

    Он волшебный, золотой.

    С орешком будем мы играть

    Своим ручкам помогать.

    Мы с орешком поиграем,   (в правой руке)

    Его с горочки катаем.

    Вверх и вниз, вверх и вниз

    Ты по пальчикам катись!

    Снова весело играем,           (в левой руке)

    По другой руке  катаем.

    Вверх и вниз, вверх и вниз

    Ты по пальчикам катись!

    В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

    И немного повернём.

    Крепко пальцами держи

    И ещё раз поверни.

    В другую руку мы возьмём  (в левой руке)

    И немного повернём.

    Крепко пальцами держи

    И ещё раз поверни.

    1, 2, 3, 4, 5!

    Мы закончили играть.

    Пальчики свои встряхни,

    И немного отдохни!

     

     

    Игры с прищепками 

    Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

     

    Солнышко

    Солнышко утром рано встаёт.

    Лучики тянет –тепло нам даёт.

    Ёжик

    Ёжик, ёжик, где гулял?

    Где колючки потерял?

    Ты беги скорей к нам, ёжик.

    Мы сейчас тебе поможем.

    Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребёнка, радостное восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.  

    Предложенный материал актуален как в работе с детьми с патологией зрения, так и в работе со здоровыми дошкольниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентаци на Тему:Развитие мелкой моторики руки в процессе лепки.

    Данная работа представляет вашему вниманию разработки по развитию мелкой моторики руки ребенка. В работу включена методика диагностики уровня развития мелкой моторики руки, комплекс дидактических игр...

    Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».

    Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....

    консультация на тему "Развитие мелкой моторики рук с помощью прищепок"

    Прищепкотерапия  - старинный    народный  способ массажа пальцев рук.  Наряду с главной целью использования прищепок – развитию  тонких движ...

    Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

    Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?...

    Развитие мелкой моторики рук при помощи пальчиковых игр и упражнений

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усво...

    «Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»

    laquo;Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»      Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем ран...

    План работы по самообразованию воспитателя группы №2 Чумаковой Е.И. Тема: «Развитие мелкой моторики рук при помощи песочной терапии для детей раннего возраста»

    Совершенствование профессиональной деятельности. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи песочной терапии....