Тема: «Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений»
статья по теме

Шабунас Елена Владимировна

С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабунас Елена Владимировна

воспитатель дошкольных групп

МОУ «Начальная школа – детский сад

компенсирующего вида» № 1.

Тема: «Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений»

С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным  даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида» № 1 посещают дети с различными дефектами зрения. Они почти не отличаются от своих хорошо видящих сверстников – такие же активные исследователи всего нового, так же любят играть, веселиться. Но всё, же нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.

            Как видят эти дети мир – мир красочный, яркий, многогранный, быстродвижущийся? Всегда ли им комфортно в нём?

Дети, имеющие нарушение зрения легче воспринимают плоские предметы, затруднено восприятие объёма, оценка глубины пространства; многие испытывают трудности в фиксации взора. В связи с этим они видят окружающий мир на суженой основе, и видят фрагментарно, нечётко, в уменьшенном виде.

             Проработав много лет с детьми, имеющими зрительные нарушения, я заметила, что у них слабо развита зрительно – моторная координация, недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребёнка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребёнка с окружающей средой и практическое её освоение.

           Для ребёнка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребёнка об окружающем мире. Но к самостоятельной деятельности ребёнка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательно - кинестетических ощущений, речи, памяти. При этом в восприятии, регуляции и контроле действий ребёнка, наряду со зрением, участвуют сохранные анализаторы, то есть развиваются полисенсорные связи.

            В связи с этим одной из важных задач моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.

             «Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире….» (В.А. Сухомлинский). Для ребёнка с ослабленным зрением это светлое пятно должно быть и достаточно видимым, и особо осязаемым.

Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребёнку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов.  

Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребёнку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живёт; способствуют повышению самооценки ребёнка, так как дают возможность приобрести социальный опыт.

Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребёнка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям.

Для того, чтобы добиться успешности и возможности постепенным, поэтапным овладением детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с нарушением зрения сначала научились свободно, непринуждённо пользоваться движениями своих рук. Для этого 2-3 раза в день по 3-5 минут провожу игры с пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально – приятные, неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения по моей команде.

Например,  упражнение  Черепаха.

Черепаха, черепаха     -    Положить кулачки на стол,

В  панцире живёт              можно тихонько постукивать ими.

Высунет головку,        -    высунуть указательные пальцы

Обратно уберёт.          -     убрать обратно.

Так же использую игры – упражнения «С веток ягоды снимаю», «Апельсин», «Дерево», «Цветы» и.т.д.)

Затем показываю детям и обучаю приёмам самомассажа рук. В упражнениях дети учатся выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминания, потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж весёлыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.

Например,  упражнение Карандаш.

Карандаш в руках катаю,                           

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропустить карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке).  

Массаж ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.        

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – влево, снизу –правой

Я его катаю. Браво!  

                                                              (Упражнения «Краб», «Медведь», «Кормление птенцов» и.т.д. Самомассаж в  «сухом  бассейне», сопровождая стихотворным текстом или под музыку).

После самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

               «Опознание предмета» – ребёнок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает на листе бумаги.

                «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку, задача передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую сторону. Выполняется поочерёдно правой и левой рукой.

На следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами.  Например,

-  Из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок.

-  В ярком подносе рассыпана мелкая крупа.

Нарисовать  пальчиком по крупе заданный рисунок.


- Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошинку и удерживает её остальными пальцами ( «собираем ягоды), потом берёт ещё и ещё – набирает целую горсть.

- Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.

- Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись).

- Работа с цветной проволокой  (сгибание из проволоки различных фигур).

- Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки.

- Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и. т. д.)

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением   зрения.

Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности.  

              По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы.

Тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки»

                     

Упражнение «Башмачки».    

Крышки пальчики обули,                                  

Смело в них вперед шагнули

                                                         

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы, словно балеринки,

Но одетые в ботинки,

Каждый пальчик, будто ножка,

Только шаркает немножко. 

(Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.)

Упражнения с грецким орехом

1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

(Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого).

2. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)                                                                      

Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать.

Мы с орешком поиграем,   (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем,           (в левой руке)

По другой руке  катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём  (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!

 

 

Игры с прищепками 

Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

 

Солнышко

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет –тепло нам даёт.

Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребёнка, радостное восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.  

Предложенный материал актуален как в работе с детьми с патологией зрения, так и в работе со здоровыми дошкольниками.