Главные вкладки

    «Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Ольга Викторовна Тарасова

    «Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»

          Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Развивать малыша с пеленок — это сейчас модно.  В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

       В последнее время мною стала наблюдаться такая тенденция, у детей слабо развиты навыки самообслуживания, не уверенно пользуются столовыми приборами, неряшливы к своему внешнему виду. Дошкольник испытывает трудности в манипуляциях с орудиями труда, предметами деятельности. Многие малыши плохо говорят, слабо развиты функции речи, отсутствует усидчивость и внимание, имеются нарушения в координации движений. Сделать выводы несложно, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика рук. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

          Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

         Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

     Тонкую моторику рук развивают следующие виды деятельности:

    • плетение;
    • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
    • различные игры – шнуровки;
    • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
    • мозаики;
    • вырезание из бумаги и картона;
    • вырисовывание различных узоров;
    • лепка (из пластилина, глины);

          Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети ? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. А на другие вы найдёте ответы сейчас.

         Лепка-чрезвычайно полезный вид детской деятельности. Она влияет на развитие мелкой моторики, пространственное воображение. При работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях и пальцах, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка. Ведь еще Сухомлинский В.А. говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитая мелкая моторика рук, напрямую влияет на развитие речи, мышление, память, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

          Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

        Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

    • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

    • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

    • синхронизируют работу обеих рук;

    • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

          При первичном знакомстве детей с материалом (пластилином) задания для ребенка должны быть совсем простые это:

    -отщипывать кусочек

    -прилеплять кусочек

    -размазывать пластилин пальцем

    -плющить пластилин всей ладошкой

    -катать колбаски

    -катать маленькие колобочки - шарики одним пальчиком

    -катать большие колобки ладошкой

    -резать стекой колбаску

         Существует несколько техник работы с пластилином:

    •  Традиционное создание объемных форм

    •  Нетрадиционные техники:

    -Рисование пластилином (пластилинография)

     -Процарапывание.

    -Отпечатки с поверхности.

    - Работа с шаблоном.

    -Барельеф

    -Контур. («обратная аппликация»)

    -Мозаика.

       Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя «раскованнее», смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

          Итак, мы видим, что существует огромное количество техник и методов работы с пластилином. Каждая из них приносит огромное удовольствие для ребенка, а также имеет большое практическое значение.

       Используя в работе с детьми нетрадиционные техники в лепке, мной было замечено, что у детей лучше развиваются творческие способности, мелкая моторика, познавательный интерес, усидчивость, концентрация внимания. Даже те дети, которые раньше никогда не владели умением лепить из пластилина, буквально через несколько занятий могли выполнить не сложные работы. Хотя заниматься обычной лепкой многим по-прежнему было трудно, но дети значительно быстрей стали осваивать навыки раскрашивания и рисования. С каждым занятием задания усложнялись, добавлялась самостоятельная работа, и возможность самостоятельного выбора.

      Выполнение работ в технике «Обратная лепка» вызывает у детей радость и удовлетворение от подобного творчества, так как «вроде лепить и рисовать красиво еще не умеют», а работы получаются красивые- что закладывает у детей залог успеха! Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, познанию, рисованию, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

       Игры с пластилином не только развивают мелкую моторику, улучшают работу мозга, и как, следствие, память, соображение, координацию. Пластилин позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Но еще важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nou-hau.docx29.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»

          Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Развивать малыша с пеленок — это сейчас модно.  В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

       В последнее время мною стала наблюдаться такая тенденция, у детей слабо развиты навыки самообслуживания, не уверенно пользуются столовыми приборами, неряшливы к своему внешнему виду. Дошкольник испытывает трудности в манипуляциях с орудиями труда, предметами деятельности. Многие малыши плохо говорят, слабо развиты функции речи, отсутствует усидчивость и внимание, имеются нарушения в координации движений. Сделать выводы несложно, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика рук. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

          Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

         Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

     Тонкую моторику рук развивают следующие виды деятельности:

    • плетение;
    • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
    • различные игры – шнуровки;
    • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
    • мозаики;
    • вырезание из бумаги и картона;
    • вырисовывание различных узоров;
    • лепка (из пластилина, глины);

          Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети ? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. А на другие вы найдёте ответы сейчас.

         Лепка-чрезвычайно полезный вид детской деятельности. Она влияет на развитие мелкой моторики, пространственное воображение. При работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях и пальцах, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка. Ведь еще Сухомлинский В.А. говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитая мелкая моторика рук, напрямую влияет на развитие речи, мышление, память, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

          Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

        Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

    • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

    • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

    • синхронизируют работу обеих рук;

    • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

          При первичном знакомстве детей с материалом (пластилином) задания для ребенка должны быть совсем простые это:

    -отщипывать кусочек

    -прилеплять кусочек

    -размазывать пластилин пальцем

    -плющить пластилин всей ладошкой

    -катать колбаски

    -катать маленькие колобочки - шарики одним пальчиком

    -катать большие колобки ладошкой

    -резать стекой колбаску

         Существует несколько техник работы с пластилином:

    •  Традиционное создание объемных форм

    •  Нетрадиционные техники:

    -Рисование пластилином (пластилинография)

     -Процарапывание.

    -Отпечатки с поверхности.

    - Работа с шаблоном.

    -Барельеф

    -Контур. («обратная аппликация»)

    -Мозаика.

       Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя «раскованнее», смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

          Итак, мы видим, что существует огромное количество техник и методов работы с пластилином. Каждая из них приносит огромное удовольствие для ребенка, а также имеет большое практическое значение.

       Используя в работе с детьми нетрадиционные техники в лепке, мной было замечено, что у детей лучше развиваются творческие способности, мелкая моторика, познавательный интерес, усидчивость, концентрация внимания. Даже те дети, которые раньше никогда не владели умением лепить из пластилина, буквально через несколько занятий могли выполнить не сложные работы. Хотя заниматься обычной лепкой многим по-прежнему было трудно, но дети значительно быстрей стали осваивать навыки раскрашивания и рисования. С каждым занятием задания усложнялись, добавлялась самостоятельная работа, и возможность самостоятельного выбора.

      Выполнение работ в технике «Обратная лепка» вызывает у детей радость и удовлетворение от подобного творчества, так как «вроде лепить и рисовать красиво еще не умеют», а работы получаются красивые- что закладывает у детей залог успеха! Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, познанию, рисованию, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

       Игры с пластилином не только развивают мелкую моторику, улучшают работу мозга, и как, следствие, память, соображение, координацию. Пластилин позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Но еще важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений»

    С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным да...

    Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники рисования"

    Изобразительная деятельность как средство развития ребенка в целом...

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ «СУХАЯ КИСТЬ» В ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

    Актуальность проекта заключается в том, что, наблюдая за деятельностью детей младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, нами была выявлена необхо...

    Семинар для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных видов ИЗОдеятельности"

    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства  даёт  возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность...

    Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

    В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие заня...

    Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

    Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?...