РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ «СУХАЯ КИСТЬ» В ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ПРИРОДА»
проект (младшая группа) на тему

Левашова Людмила Игоревна

Актуальность проекта заключается в том, что, наблюдая за деятельностью детей младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, нами была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики.

 В связи с этой проблемой мы создали проект «Живая природа», который предоставляет широкие возможности для художественно-эстетического и духовного развития ребёнка. Этот проект предусматривает интеграцию областей, где дети, наблюдая за природой, непосредственно с ней общаясь, узнают много нового. Ребята не только обогащают свой сенсорный опыт, который могут использовать на изобразительной деятельности при работе методом «сухая кисть», но и активно развивают мелкую моторику рук и речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ «СУХАЯ КИСТЬ» В ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ПРИРОДА

Автор: воспитатель младшей группы

Левашова Людмила Игоревна

Москва, 2016


Проект «Живая природа»

Пояснительная записка к проекту

В целях и задачах реализации примерной основная образовательная Программы «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС ДО прописано, что мы должны формировать интерес к занятиям изобразитель-ной деятельностью; включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками; продолжать учить правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования, а для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и его творческая организация. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Актуальность проекта заключается в том, что, наблюдая за деятельностью детей младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, нами была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. Из-за всего этого дети ребята рисовать. Как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Так как именно младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка, то перед нами встала проблема: можно ли с помощью нетрадиционной техники рисования «сухая кисть» развить мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста?

В связи с этой проблемой мы создали проект «Живая природа», который предоставляет широкие возможности для художественно-эстетического и духовного развития ребёнка. Этот проект предусматривает интеграцию областей, где дети, наблюдая за природой, непосредственно с ней общаясь, узнают много нового. Ребята не только обогащают свой сенсорный опыт, который могут использовать на изобразительной деятельности при работе методом «сухая кисть», но и активно развивают мелкую моторику рук и речь.

Цель проекта: формирование технических умений и навыков; мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности при использовании нетрадиционной техники «сухая кисть».

Задачи проекта:

1) создать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики и зрительно-моторную координацию детей младшего дошкольного возраста;

2) создать серию конспектов для работы с детьми в технике «сухая кисть»;

3) воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, любовь к живой природе;

4) совершенствовать коммуникативные, технические навыки и умения;

5) расширять знания: о животных (их повадках, характерных особенностях внешнего вида и строения), о природе (изменения в ней);

6) развивать речь детей, обогащать словарный запас через загадки, стихотворения о животных, пальчиковые игры, через игры, способствующие развитию мелкой моторики рук (мозаика, конструкторы и т. д.);

7) знакомить родителей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности для детского творчества дома;

9) укрепить отношений детей с родителями.

Гипотеза проекта: если в процессе обучения рисованию с детьми младшего дошкольного возраста применять нетрадиционную технику «сухая кисть», то это может способствовать активному развитию у детей не только творческого воображения и воспитанию у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, передавая его в рисунках, но и успешному развитию мелкой моторики рук.

Методы:

Теоретические:

- анализ и обобщение литературы по данной проблеме;

- изучение и использование в практике методических рекомендаций для воспитателей.

Практические:

- наблюдения за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности;

- мониторинг развития;

- использование педагогического опыта.

Из этого следует, что в проектной деятельности ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Создавая рисунок, малыш осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать в изобразительной деятельности, тем самым развивает мелкую моторику рук. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания как младший дошкольный возраст.


Паспорт проекта.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По доминирующей деятельности: творческий познавательно-информационный.

По числу участников: групповой.

Продолжительность проекта: продолжительный (5 месяцев).

Сроки реализации: ноябрь 2015 г. – март 2016 г.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.

По характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель, участник от зарождения до получения результатов.

Характер содержания: ребёнок и рукотворный мир.

Направление реализации проекта в четырёх направлениях:

- работа воспитателей с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная работа воспитателей с родителями;

- совместная деятельность родителей и детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

- Методическое: литература, пособия (создание конспектов и предметно-развивающей среды, благотворно влияющей на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации детей младшего дошкольного возраста, расширения кругозора и обогащения словарного запаса детей, развития творчества и фантазии, формирования у детей заботливого и бережного отношения к природе; отбор художественной и познавательной литературы для детей о живой природе (деревьях, птицах и животных); подбор иллюстративного материала)

- Материально-техническое: музыкальный центр, материалы и оборудование для занятий (столы, стулья, шкафы для дидактического материала, мольберты. Художественные материалы и инструменты (кисти, карандаши, палитра, картон, краски-гуашь, цветной картон, бумага для акварели, бумажные салфетки, цветная бумага, клеенки, банки для воды, пособия-игрушки). Материалы для нетрадиционных техник рисования, не входящие в стандартный список: природные материалы (листья, шишки, мох, почки и семена растений), пробки, ластики, печатки, нитки, трафареты, сангина, маркеры).

- Диагностическое: диагностическая карта по ОО «Художественно-эстетическому» развитию в дошкольном отделении младшего возраста для анализа влияния нетрадиционной техники рисования на уровень развития изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста.

Состав проектной группы: Руководитель проекта- воспитатель Левашова Л.И., дети младшей группы, родители детей.

Основные этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (с 01.11.2015-по 30.11.2015)

- Выбор темы проекта.

- Проведение родительского собрания для индивидуального консультирования и привлечения их к сбору разнообразного материала для рисования в нетрадиционной технике.

- Разработка перспективного плана и организации проекта.

- Разработка конспектов непосредственно образовательной и изобразительной деятельности.

- Подготовка диагностического инструментария и мониторинг психофизиологических возможностей каждого воспитанника, его способностей и желаний.

- Разработка картотеки пальчиковых и дидактических игр с рисунками для детей.

- Подготовка материала по нетрадиционным методам рисования.

- Определение уровня развития мелкой моторики у детей.

- Создание предметно-развивающей среды.

- Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

2. Основной этап проекта (с 1.11.15г. -по 20.03.16г.)

- Диагностика развития мелкой моторики рук.

- Знакомство детей с основными направлениями изобразительного искусства; с произведениями, выполненными с использованием нетрадиционной техники изображения.

- Экскурсии по территории детского сада (наблюдение за сезонными изменениями в природе и получения детьми сенсорного опыта).

- Коллекционирование детских рисунков, выполненных в нетрадиционной технике рисования «сухая кисть».

- Отгадывание загадок о животных и природе.

- Чтение стихотворений и художественной литературы о животных и природе.

- Проведение дидактических игр и пальчиковой гимнастики.

3. Заключительный этап проекта (с 21.03.16г. - по 30.03.16г.)

- Итоговая диагностика развития мелкой моторики руки.

- Проведение досуга по стихотворению С.Я.Маршака «Где обедал воробей?» с демонстрацией детских работ в технике «сухая кисть» и наглядными пособиями животных, сделанные родителями детей для помощи создания проекта «Живая природа».

- Выступление с сообщением по проекту на педсовете.

Задачи проекта с учётом интеграции:

- расширять знания: о животных (их повадках, характерных особенностях внешнего вида и строения), о природе (изменения в ней);

- развивать: речь детей, обогащать словарный запас через загадки, стихотворения о животных, пальчиковые игры, через игры, способствующие развитию мелкой моторики рук (мозаика, конструкторы и т. д.); эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

- учить: детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа; видеть и понимать красоту многоцветного мира;

- формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционной техники рисования;  

- воспитывать: аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально, любовь к живой природе; совершенствовать коммуникативные, технические навыки и умения;

- познакомить родителей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности для детского творчества дома;

- укрепить отношений детей с родителями.

Основные формы реализации проекта:

1. Выбор темы проекта.

2. Подготовка диагностического инструментария и определение уровня развития мелкой моторики у детей.

3. Разработка перспективного плана и организации проекта.

- Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

- Создание конспектов и предметно-развивающей среды, благотворно влияющей на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации детей младшего дошкольного возраста, расширения кругозора и обогащения словарного запаса детей, развития творчества и фантазии, формирования у детей заботливого и бережного отношения к природе.

- Отбор художественной и познавательной литературы для детей о живой природе (деревьях, птицах и животных).

- Подбор иллюстративного материала.

- Разработка картотеки пальчиковых и дидактических игр с рисунками для детей.

- Подготовка материала по нетрадиционным методам рисования.

- Помощь детям овладения техническими навыками при работе нетрадиционной техникой «сухая кисть».

- Совместная продуктивная деятельность педагога и детей.

4. Проведение родительского собрания для индивидуального консультирования и привлечения их к сбору разнообразного материала для рисования в нетрадиционной технике.

- Совместная продуктивная деятельность детей с родителями.

Ожидаемые предполагаемые результаты данного проекта:

- Динамика развития мелкой моторики.

- Применение изученной техники, приёмов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

- Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

- Развитие у детей творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать.

- Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

- Повышение профессионального мастерства, самообразование, саморазвитие.

- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

- Создание материально-технической базы для работы по данной теме.

Таким образом, грамотно выстроенная образовательная деятельность, организация предметно-пространственной среды в группе поможет в развитии мелкой моторики детей младшей группы.


Описание реализации проекта «Живая природа»

Проект «Живая природа» возник на основе проблемы, которая была выявлена воспитателем группы Левашовой Л.И. После определения проблемы были созданы условия для её решения.

Основные этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (01.11.2015г. - по 30.11.2015г.)

Изучив основные теоретические положения ведущих психологов и педагогов по проблеме развития мелкой моторики руки и использования нетрадиционной техники рисования, нами была разработана система занятий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста в которую была включена нетрадиционная техника рисования «сухая кисть» для развития мелкой моторики.

На подготовительном этапе проекта «Живая природа» была проведена первичная диагностика определения уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста (диагностика разработана Левашовой Л.И. и утверждена методистом ОДО №1 ГБОУ Школа №1373). С этой целью была проведено занятие по рисованию в технике «сухая кисть». В работе принимало участие 11 детей.

Тема: «Листопад»

Программное содержание:

Нетрадиционная техника: рисование «тычком» и «мазком».

Технические задачи:

Учить технике рисования «тычком» и «мазком», создавая изображение; закреплять умения правильно держать кисть (держать тремя пальчиками за металлический наконечник, добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования); продолжать учить набирать краску на кисть (аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса), хорошо вытирать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета; способствовать возникновения интереса к экспериментированию, развивать мелкую моторику рук.

Изобразительные задачи:

Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев и травки) на бумаге, стараться использовать всё свободное пространство.

Воспитательные задачи:

Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Материалы и оборудование:

½ Листа бумаги А4, заранее тонированные детьми синими мелками, с изображением ствола и веточек, кисти (щетина), салфетки, клеенка, краски-гуашь (синего, жёлтого, красного и зелёного цвета). Макеты деревьев с разноцветными листочками (3шт.)

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.

Анализ выполнения детских работ позволил выявить три уровня развития мелкой моторики.

Высокий уровень:

В процессе работы ребенок:

- держит правильно кисть в соответствии с техникой изображения предмета (рисуя прямые линии – кисть наклонена вперед; изображая «тычок» - кисть смотрит вверх; а рисуя округлые формы – кисть смотрит в сторону ведущей руки);

- точно передает форму изображаемого предмета;

- координирует действия руки и глаза;

- рисует и раскрашивает уверенно без помощи взрослого;

- хорошо развита координация обеих рук.

Средний уровень:

В процессе рисования ребенок:

- держит кисть правильно тремя пальчиками с напоминаниями, присутствует скованность движений руки;

- допускает незначительные ошибки при передаче формы изображаемого предмета;

- координация действий руки и глаза находится в стадии развития;

- рисует и раскрашивает самостоятельно, но неуверенно, требуется незначительная помощь со стороны взрослого;

- координация обеих рук на стадии формирования.

Уровень ниже среднего:

В процессе рисования у ребенка:

- отсутствует умение пользоваться инструментами для творчества (правильно держит кисть только с помощью взрослого);

- ребенку не всегда удается правильно передать форму предмета;

- координация действий руки и глаза, зрительный контроль не развиты;

- испытывает затруднения в рисовании и в раскрашивании объектов, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого;

- отсутствует координация обеих рук.

Анализируя деятельность детей на занятии по предложенным критериям можно сделать следующий вывод:

Высокий уровень показал 1 ребенок.

Средний уровень показали 4 ребенка.

Уровень ниже среднего показали 6 детей.

По результатам диагностики мы выявили, что у большинства детей группы низкие показатели развития мелкой моторики, а именно: отсутствует умение пользоваться инструментами для творчества, кисти рук напряжены и скованы; неуверенность в своих силах снижает интерес и активность детей к изобразительной деятельности в целом.  

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

- Проводилось родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста», где мы сообщали родителям о необходимости развития у детей мелкой моторики.

- Размещались памятки для родителей по созданию проекта с дошкольником в домашних условиях;

- Публикация на сайте группы консультации на тему: «Организация проектной деятельности в домашних условиях»; «Рекомендации по развитию мелкой моторики с навыками самообслуживания», «Как связана мелкая моторика пальчиков и развитие речи у ребёнка», «Развитие мелкой моторики ребенка и умственного развития детей младшего дошкольного возраста с помощью рисования нетрадиционными способами» и «Рекомендации по развитию мелкой моторики».

Желающие родители были вовлечены в сферу педагогической деятельности и активно оказывали помощь воспитателям в подборе материалов для успешного проведения проекта (картотека стихов, загадок, песенок, тематическая подборка книг и игрушек). Родители обеспечили детей всем необходимым материалом для работы (гуашью, кистями, альбомами для рисования).

2. Основной этап проекта. (с 1.12.15 -по 20.03.16)

Основной этап включал в себя проведение серии занятий по нетрадиционному рисованию в технике «сухая кисть».

1 этап - накопление богатого чувственного опыта. Основной задачей данного этапа является - направить и сфокусировать внимание ребёнка на сенсорные ощущения при обследовании предмета. Дети наблюдают за изменениями в природе, рассматривают, находят отличия, вдыхают запах.

Мы вместе с детьми на основе анализа конкретного предмета выявляли его внешние особенности.

Чтоб привлечь детей к продуктивной деятельности, мы использовали методические приёмы:

1) информационно-рецептивный метод- включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод- направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод- направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку вы-полнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод- развивает у детей не только самостоятельность, но и фантазию.

Следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях важно активизировать внимание дошкольника и побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами у нас были:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

- музыкальное сопровождение;

- экскурсии по территории детского сада (наблюдение за природой);

- сюрпризные моменты - любимые герои сказки или мультфильмов приходили в гости и приглашали ребят отправиться в путешествие;

- знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «сухая кисть»;

- беседы.

Дидактические игры. При одинаковой форме предметы имеют разную величину, цвет, фактуру поверхности, запах, вкус. Познакомившись с предметом-эталоном, мы определяли внешние свойства следующего предмета. При сравнении всех признаков предметов у детей постепенно формировалось обобщённое представление об этих предметах явлениях, развивалось тактильное восприятие, мелкая моторика.

- Игра «Кто за ёлкой»

Дидактическая задача. Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности, развивать мелкую моторику рук.

- Настольно-печатная игра «Времена года»

Дидактическая задача. Расширять представления об объектах природы и ее сезонных изменениях. Развитие памяти, наблюдательности, формирование интереса к окружающей среде, развитию речи детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.

- Игра «Пошел дождик» 

Дидактическая задача. Учить связывать движения с художественным образом (дать понять детям, что дождик капает сверху вниз и его можно изобразить в виде тоненьких коротких чёрточек), развивать мелкую моторику рук.

- «Нарисуем клубок для котёнка»

Изобразительные задачи: учить ребенка правильно держать кисть. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги, учить рисовать формообразующие предметы. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать мелкую моторику рук.

- «Маленькие и большие»

Дидактическая задача. Закрепление знаний детей о взрослых животных и их детенышах, выделяя наиболее характерные особенности их внешнего вида. Изобразительные задачи: показать детям, какая у каждого животного фактурность шерсти, развивать мелкую моторику рук.

- «Собери цветочки» 

Дидактическая задача: упражнять детей в умении подбирать нужный цвет по образцу, активизировать речь, развивать мелкую моторику рук.

- «Посади бабочку на цветок такого же цвета» 

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей, развивать мелкую моторику рук.

Целевые прогулки включали в себя:

- Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

- Наблюдение за осенним лесом (домашнее задание). 

Цели: расширять представление о лесе; учить любоваться красотой родной природы, тактильное восприятие.

- Наблюдение за птицами. 

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

- Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

- Рассматривание осеннего дерева. 

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине, сенсорное восприятие.

- Наблюдение за листопадом.

Цели: учить определять признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе, сенсорное восприятие.

- Наблюдение за солнцем.

Цели: вырабатывать представление о том, что солнце круглое и яркое; поддерживать радостное настроение.

- Наблюдение за свежевыпавшим снегом. 

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки, познакомить с природным явлением - снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде, сенсорное восприятие.

- Наблюдение за растительностью зимой. 

Цели: формировать знания о жизни растений зимой.

- Наблюдение за животными.

Цель: закреплять представление о белке, собаке и кошке: внешний вид (фактурность и цвет шерсти), движения, издаваемые звуки. (Домашнее задание: сходить с родителями в зимний зоопарк), сенсорное восприятие.

- Наблюдение за льдом.

Цели: знакомить с природным явлением – льдом, его качествами; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде, сенсорное восприятие.

- Приметы ранней весны. 

Цели: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Проводили опыты

- Опыт № 1. «Снег и его свойства»

Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить. Развивать мелкую моторику.

- Опыт № 2. «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду. Тактильное восприятие.

Делали пальчиковые игры. Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук.

Проводили разные подвижные игры.

Цель. Развитие: воображения, внимания, речи и быстроты реакции, слухового внимания, умения контролировать свои действия; знакомство с птицами и животными, названий частей тела; выработка навыков передвижения различными способами, развитие моторики.

Таким образом, мы создавали представления у детей не только о сходстве предметов, но и об общности способа их изображения.

2 этап - активизирование сенсомоторного развития с включением обследующего перенесения полученного опыта в изобразительную деятельность.  

При ознакомлении изображения нескольких предметов дети, освоив обобщённые знания, пользуются ими как методами познания. Они переносят знания и способы действия на другие подобные предметы. Развивая у детей моторную и сенсорную функции, мы подводили их самостоятельному поиску способов изображения.

15.12.15 г. провели занятие по нетрадиционному рисованию в младшей группе на тему: «Снег идёт»

Нетрадиционная техника: рисование «тычком».

Технические задачи: Развивать мелкую моторику рук. Учить технике рисования «тычком», создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (белый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы. Продолжать учить набирать краску, упражнять детей изображать пушистые предметы методом «тычка».

Изобразительные задачи: Учить передавать образ падающего снега, его строение и форму используя технику «сухая кисть».

Воспитательные задачи: Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе; продолжать формировать внимание, усидчивость, аккуратность, воображение.

Материалы и оборудование: вата на каждого ребёнка, тонированные альбомные листы, гуашь белого цвета, разлитая в баночки; 1/2 часть альбомного листа, на которых нарисованы деревья и сугробы, ушные палочки на каждого ребёнка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации с изображением

зимнего леса, пальчиковая гимнастика «Снежок», экспериментальная деятельность «Что такое снег?», «Свойство снега».

Анализируя занятие, запланированное в рамках проекта, можно сказать, что высокий уровень показали 2 ребенка. Они держат правильно кисть в соответствии с техникой изображения предмета (изображая «тычок» - кисть смотрит вверх); точно передали форму изображаемого предмета; координировали действия руки и глаза; рисовали уверенно без помощи взрослого; проявили устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Эмоционально отнеслись к процессу создания образа. Аккуратно пользовались краской и дополнительными материалами.

Работы 5 детей были выполнены на средний уровень. Эти дети держали кисть в соответствии с техникой изображения предмета правильно с напоминания, тем самым допускали незначительные ошибки при передаче формы изображаемого предмета. У них присутствовала скованность движений руки; координация действий руки и глаза находится в стадии развития; рисовали самостоятельно, но неуверенно. Им требовалась незначительная помощь со стороны взрослого. проявили устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Уровень ниже среднего показали 4 детей. У них отсутствует умение пользоваться инструментами для творчества (правильно держат кисть в соответствии с техникой изображения предмета только с помощью взрослого); им не удавалось правильно передать форму снега, так как кисть выпадала из рук; умение пользоваться краской отсутствует; координация действий руки и глаза, зрительный контроль не развиты; испытывали затруднения в рисовании снега. Им была необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

20.01.2016 г. провели занятие по нетрадиционной технике рисования «Зимняя сказка» с элементами пластилинографии и аппликации. Технические задачи - Развивать мелкую моторику рук. Учить технике рисования «тычком», создавая изображение путём использования точки как средства выразительности.

Образовательные задачи - познакомить с одним из приёмов нетрадиционной техники рисования, упражнять в нетрадиционной технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью.

Развивающая задача - развивать навыки нетрадиционной техники рисования.

Воспитательная задача - воспитывать у детей интерес к рисованию красками, аккуратность при работе с ними.

Материал: гуашь, жёсткая кисть, ватман, тонированный тёмным цветом с изображением силуэта снеговика, ёлочки для сказочной поляны, сундучок, красный конверт с письмом, конверт с заданиями, картинки «Времена года», кружочки разных размеров, вырезанные из картона, мешок с подарками, раскраски.

Нетрадиционная техника рисования: тычок полусухой жёсткой кистью.

Анализируя занятие можно сказать:

Высокий уровень показали 4 ребенка. Они творчески подошли к работе и эмоционально отнеслись к процессу создания образа. Работу выполнили без помощи взрослого, чему были очень рады. Кисть держали правильно в соответствии с техникой изображения, точно передали форму изображаемого предмета. Координация обеих рук, зрительный контроль развиваются активно. Кисти рук приобретают гибкость, движения становятся мягкими, так как дети начали контролировать силу удара кистью.

Средний уровень показали 5 детей. Эти дети проявляли устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально отнеслись к процессу создания образа, пытались рисовать самостоятельно. В связи с тем, что координация действий обеих рук и глаза в стадии формирования, то ребята испытывали затруднения в рисовании.

Уровень ниже среднего: показали 2 детей. Эти дети характеризуются слабым проявлением интереса к изобразительной деятельности. Безразлично отнеслись к процессу создания образа; наблюдалось отсутствие умения пользоваться инструментами для творчества (правильно держали кисть, согласно техники, уже с небольшой помощью взрослого) развитие мелкой моторики подходит к стадии формирования. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Это занятие вызвало некоторую сложность, связанную с тем, что детям надо было в определенном порядке выполнять работу, не все это сразу поняли, что вызвало у детей некоторую растерянность.

18.02.16 г. провели занятие по нетрадиционному рисованию на тему: “Цыплёнок” 

Изобразительные задачи: Учить самостоятельно, изображать фигурку цыплёнка, передавая пропорции, состоящий из нескольких частей округлой формы и разной величины; закреплять знания основных цветов (жёлтый, зелёный, чёрный).

Технические задачи: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умения правильно держать кисть (держать тремя пальчиками за металлический наконечник, добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования); продолжать учить набирать краску на кисть (аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса), хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета; закреплять умения осушать промытую кисть о мягкую тряпочку; упражнять детей в закрашивании округлых форм; учить рисовать обратным концом кисти (тонкие линии и глазки).

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу; продолжать формировать внимание, усидчивость, аккуратность, воображение.

Материалы и оборудование: гуашь жёлтого и чёрного цвета, кисть, 1/2 часть альбомного листа (тонированная зелёным цветом), салфетки, баночка с водой, игрушка цыпленка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций; чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок»; рассматривание иллюстраций; рисование предметов округлой формы; дидактические игры на развитие цвета и формы.

Рассматривая результаты этого занятия, мы увидели, что дети достаточно хорошо справились с заданием. 7 человек показали высокий уровень развития мелкой моторики в умении самостоятельно, изображать фигурку цыпленка, передавая формообразующие пропорции, состоящий из нескольких частей округлой формы и разной величины, в знании основных цветов не путаются, умеют правильно держать кисть (согласно техники) и пользоваться краской. Координация обеих рук и зрительный контроль развивается. Единственное, надо добиваться более свободного движения руки с кистью во время рисования. Ребята работали с большим интересом, испытывая радость от полученного результата.

Трое детей выполнили работы среднего уровня. Девочки хорошо справились с формообразованием круга, рисовании клюва, глаз и ног обратной стороной кисти, но фактурность в закрашивании не получилась. У них устали руки (отсутствие контроля нажима при рисовании круга и поддержки работы) Это отразилось и на эстетическом восприятии, что не позволило им аккуратно выполнить задание. Мелкая моторика успешно развивается, что отражается в желании рисовать.

Работа 1 ребёнка была оценена как низкий уровень развития мелкой моторики, т. к. ей свойственно переключатся с одного движения на другое; у неё не развита координация тонких движений пальцев, отсутствие контроля нажима, формообразования и точности движений. Она не может распределять мышечные усилия. Карине нужна была поддержка и стимуляция со стороны взрослого, так как у неё мелкая моторика слабо развита. При рисовании круга гибкость кисти руки отсутствовала, кисть часто выпадала из руки и пачкала работу, в итоге она не захотела её закончить, но стала интересоваться работами других детей.

11.03.2016 г. провели занятие по нетрадиционной технике рисования Тема: “Ветка мимозы”).

Программное содержание:  

Нетрадиционная техника: рисование «тычком».

Технические задачи:

Развивать мелкую моторику рук. Учить технике рисования «тычком», создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы. Продолжать учить набирать краску, упражнять детей изображать пушистые предметы методом «тычка».

Изобразительные задачи: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя технику «сухая кисть».

Закрепить знания цвета (зеленого, желтого).

Воспитательные задачи:

Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Воспитывать бережное отношение к природе; продолжать формировать внимание, усидчивость, аккуратность, воображение.

Материалы и оборудование: ветки мимозы по количеству детей, ваза, гуашь жёлтого цвета, разлитая в баночки, 1/2 часть альбомного листа, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребёнка, поролоновые палочки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации с изображением мимозы; Д.И. «Подбери цвет»; пальчиковая гимнастика.

Анализ занятия: высокий уровень показали 8 детей. Ребята рисовали, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности правильно. В процессе рисования точно передали форму, фактурность и строение мимозы. Кисть держали правильно и уверенно (согласно техники нанесения), скованность движений руки не наблюдалось. Дети свободно распределяли мышечную активность кисти и пальцев при работе. Краску на кисть набирали аккуратно, хорошо вытирали её, прежде чем использовать краску другого цвета. У этих детей хорошо развита координация обеих рук,  действий руки и глаза, зрительный контроль. Они быстро и четко выполняли все задания. Рисовали самостоятельно, без помощи взрослого. Подсказывали как надо работать с кистью товарищам. Мелкая моторика сформирована.

Средний уровень показали: 3 ребенка  в процессе рисования не точно передали форму мимозы; кисть держали правильно тремя пальчиками с напоминания, имеется небольшая скованность движений руки тем самым допускали незначительные ошибки (делали «завал» кисти руки); координация обеих рук, действий руки и глаза, зрительный контроль в стадии развития (тычок по одной линии). Двигательные умения свидетельствуют о формировании навыков изобразительной деятельности, а также формированию произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного умения являются в общем достаточными для динамики. Некоторые из них не могут регулировать силу пальцев рук при нажиме, точные движения пальцев рук недостаточно координированы, ловки, уверены, но рисовали самостоятельно, требовалась незначительная пассивная помощь. Эти дети проявили интерес к изобразительной деятельности. Адекватно воспринимали правильные советы своих друзей.

Уровень ниже среднего: отсутствовал.

Анализируя результаты педагогической диагностики, мы установили, что в результате проведенной серии занятий по рисованию, уровень развития мелкой моторики рук у детей повысился. В процессе рисования дети начали более точно передавать форму, строение и пропорциональное соотношение. Кисти рук стали более подвижны и гибче; скованность движений руки практически отсутствует. Ребята стали рисовать и раскрашивать уверенно. У многих координация обеих рук, действий руки и глаза, зрительный контроль хорошо развиты.

Из этого следует, что постоянные и последовательные занятия рисованием с использованием нетрадиционной техники «сухая кисть», с постоянным усложнением, мотивацией и сюрпризными моментами вызывают у детей желание к рисованию и позволяют значительно улучшить свои показатели в развитии мелкой моторики. Дети стали интересоваться художественным творчеством в свободное время, сравнивать предметы, у них появилось воображение, фантазия, а мелкая моторика выходит на уровень навыков.

3. Заключительный этап проекта (с 20.03.16г. – по 30.03.16г.)

На заключительном этапе нашего проекта готовились к досугу

- Разгадывали загадки про животных по стихотворению С.Я.Маршака «Где обедал воробей».

Цель: продолжать обучать разгадыванию загадок; развитие внимания, наглядно-образной памяти; создание образа на основе словесного описания. Задачи: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках животных; воспитывать любовь и уважение к окружающему миру, усидчивость, умению внимательно слушать воспитателя; закреплять в речи названия животных, использование слов, обозначающих качество и действия животных.

Делали коллективную работу.

- На ватман наносили фон восковыми мелками; наклеивали, нарисованных животных в технике «сухая кисть», и гуашью в технике «сухая кисть» рисовали природу.

- С помощью родителей (лепка животных) дети, с огромным удовольствием, делали макет к показу проекта по стихотворению С.Я. Маршака «Где обедал воробей?». Скручивали бумагу, тем самым передавали форму ствола. Разукрашивали его в коричневый цвет, вставляли в этот ствол веточки. Потом на эти веточки прикрепляли листочки из цветной бумаги.

Для демонстрации полученных результатов был организован досуг по стихотворению С.Я. Маршака «Где обедал воробей» с выставкой детских работ и работ родителей, на который были приглашены дети из других групп. Этот досуг дал возможность каждому ребёнку показать свои достижения и знания.

Работа над проектом положительно повлияла на взаимоотношения в детском коллективе, обогатила содержание совместной деятельности;

- расширила круг интересов детей и родителей;

- развитие мелкой моторики поднялось на высокий уровень;

- расширила представления воспитателя о методе проектной деятельности.

В рамках проектной деятельности (учитывая интеграцию ОО) нам удалось расширить представления детей о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире; познакомить детей с нетрадиционными приемами, развивать технические навыки; развивать коллективное творчество.

У детей начали формироваться представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности при использовании нетрадиционной техники «сухая кисть» в проекте «Живая природа» мы заметили, что:

- навыки детей стали более совершенными (рука стала твёрже, дети правильно держат кисть);

- развитие мелкой моторики по сравнению с началом учебного года стал намного выше;

- расширилось эмоциональное развитие ребёнка;

- познавательная сфера развития стала выше;

- у детей появился интерес к рисованию в технике «сухая кисть».

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения «сухая кисть» доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Таким образом, указанные методы помогают развить мелкую моторику и тактильно-двигательного восприятия у детей, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.