Демо-система "Я иду в детский сад"
материал (младшая группа) на тему

Материал для родителей на тему: адаптации в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_idu_v_detskiy_sad.doc953 КБ

Предварительный просмотр:

       

          Я иду    

   в детский сад.

                                                                               Составила воспитатель ГБОУ                

                                                                                                 Карабаза Р.А.

                Что такое адаптация?

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладывается еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

Периоды адаптации

Специалисты же выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать «несадовскими». Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.

        

                Памятка для родителей

Чтобы процесс адаптации сделать менее болезненным, нужна помощь взрослых:

  1. В выходные дни соблюдайте режим дня максимально приближенный к режиму детского сада.
  1. Учите ребенка всем навыкам самообслуживания. Ребенок будет чувствовать себя комфортнее.
  1. Говорите ребенку, что вы рады тому, что он уже большой, что это здорово, что он уже дорос до детского сада и стал таким большим.

  1. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы связанные с детским садом.
  1. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу ребенку. Помните: тревога и беспокойство родителей передаются детям.
  1. Давайте с собой ребенку его любимую игрушку. Постарайтесь уговорить оставить любимую игрушку переночевать в садике и наутро снова встретиться с ней. Пусть игрушка ходит вместе с ребенком ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

  1. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

  1. Дома создайте спокойный, бесконфликтный климат.
  1. На время прекратите походы в цирк, театр, в гости, в большие магазины.
  1. Постоянно говорите ребенку как вы его любите, чаще, чем раньше обнимайте.
  1. Утром расставайтесь с ребенком легко и быстро.
  1. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то желательно несколько дней, пусть отводит папа.
  1. Не оставляйте ребенка в детском саду на целый день, как можно раньше забирайте его домой.

  1. Будьте терпеливы в воспитании малыша и внимательны к любым сложностям, которые встретятся на его пути в детский сад. Желаем вашему крохе успехов в детском саду!

           Причины тяжёлой адаптации

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  1. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  1. Неумение занять себя игрушкой.
  1. Несформированность культурно - гигиенических навыков.
  1. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

        

Как помочь своему ребёнку?

  1.  По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
  1.  Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
  1.  Развиваем подражательность в действиях ребенка: «Полетаем как воробушки», «Попрыгаем как зайчики».
  1.  Учиться обращаться к другому человеку, делиться с игрушкой, жалеть плачущего и.т.д.
  1.  Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
  1.  Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

         

  Учим дома!

  1. Самостоятельно садиться на стул
  1. Самостоятельно пить из чашки
  1. Есть с хлебом
  1. Пользоваться ложкой
  1. После еды задвигать свой стул
  1. Активно участвовать в одевании, умывании
  1. Ребенок должен быть отучен от памперсов

Наглядным примером должны выступать, прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения. Желаем удачи!

        

Что бы было ребёнку комфортно

          (для вас, родители)

  1. Перед тем, как вести своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм времени года, температуре воздуха.

  1. Особенное внимание стоит обратить на обувь. Она должна быть теплой и соответствовать размеру ноги. Проверьте застежки и завязки.

  1. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке, Следует научить ребенка пользоваться носовым платком.

   

      Меры, облегчающие адаптацию

            Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить

детей к поступлению в дошкольное учреждение. В подготовке участвует детская поликлиника, детский сад и семья. Особое внимание требуется тем детям, которые поступают впервые.

Родители должны рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушаться маму - отведу в детский сад.

Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.п.

        

Совместные усилия родителей, работников детского сада и поликлиники облегчают адаптацию детей. И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время.

Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него - дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всё получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребёнка насильно (это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается). Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да ещё при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть.

        

Родителям следует знать, что ребёнок устаёт от новых для него усилий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. По этому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребёнком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других  шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребёнку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.

В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ. Этому способствует не только увеличение количество контактов, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход от привычного семейного быта в новые условия и разлука с родными являются для малыша стрессом.

        

Утреннее расставание

Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

  1. Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
  2. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
  3. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами:

    «Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».

  1. Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
  2. Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится.

        

Вечер в семье

  1. Укладывайте ребёнка в одно и то же время: не позже 21часа.

  1. Не разрешайте конфликты взрослых при детях!

  1. Не допускайте перевозбуждения ребёнка.

  1. Совершайте прогулки на свежем воздухе, разговаривая о дне прошедшем, завтрашнем.

  1. Сочиняйте и рассказывайте ребёнку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, храбрый, вежливый.

        

 

 Радуйтесь вашему ребёнку!

Уважаемые родители! Вы вместе с малышом начали новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  1. Установите четкие требования к ребенку и будьте последователь ны в их предъявлении.
  1. Старайтесь, как можно раньше забирать ребенка домой.
  1. Будьте терпеливы.
  1. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  1. В выходные дни организовывайте такой же режим, как и в д/саду.
  1. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
  1. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  1. Если вы видите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  1. Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
  1. Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  1. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
  1. Поощряйте любопытство.
  1. Не скупитесь на похвалу.

«Совет всем взрослым, имеющим дело с детьми:

не бойтесь хвалить ребёнка»

        А. Маркуша  

 

О материнской ласке.

Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребенку не достает вашего теплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места.

Это «нервное начало» - своеобразное требование тепла.

Ласка смягчает нрав, создает необходимую контактность.

Ребенок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов. Будьте мудрыми в ласке. Ощущения, порой, сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов и выразить свое отношение жестом, движением, делайте это смелее и чаще.

Не обязательно ласкать специально. Вы выходите на прогулку: поправьте шарф, погладьте ребенку волосы.

Как надо любить ребёнка

  1. Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.

  1. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.

  1. .Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

  1. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

  1. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

        

  1. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

  1. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка- достаточно коснуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы- ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт ,когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.

  1. .Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...