ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
материал (подготовительная группа) по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_rebenka_v_shkolnuyu_zhizn.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Ваш ребенок идет в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него (или у нее) в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он (или она) не плохо готов(а) к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас все равно не покидает какое-то беспокойство. Еще большее волнение испытывает ребенок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью.

Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймете своего ребенка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушаются биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. И с таким ребенком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определенность контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.

По мнению детей, «настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметку». Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьезная опасность - и для ребенка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребенок сочтет себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но все это ему надоело, и он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика.

Если вы хотите помочь ребенку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребенком его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего:

  1. расскажите ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
  2. на доступных примерах покажите своему ребенку важность уроков, оценок, школьного распорядка;
  3. воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
  4. воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;

  1. не пугайте школой: « Читать не хочешь, как в школу то пойдешь» и т.д.
  2. внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе. Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:
  3. Хочешь ли ты идти в школу?
  4. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  5. Как ты думаешь, с кем лучше учиться - в школе с учительницей или дома с мамой?
  6. Что делает учитель в школе?
  7. Для чего нужны парта и звонок в школе?

О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему.

Но если так случилось, что ваш ребенок проявляет, в основном интерес к внешней стороне учебы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Если вы все будете делать правильно, то этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придет интерес к занятиям, к содержанию занятий.

Однако у вашего ребенка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него еще не сформировалось, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.

Далее приводятся разнообразные игры, которые помогут развить в ваших детях такие важные мыслительные качества, как воображение, наблюдательность, умение выделять главное. И помните: если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним или наладить игру детей между собой. Участвуя же в игре, вы должны это делать так, чтобы ребенок не чувствовал, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее обучающем эффекте и что с ним играют не ради самой игры

Найди предмет

Ведущий (родитель) описывает внешний вид дерева - его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребенок определяет, что это за дерево.

Что изменилось?

На столе разложены открытки: цветы, литья, плоды, животные. По сигналу родителей ребенок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали.

Нужно - не нужно.

Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Ребенок отвечает «Нужна». Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Если ребенок ошибся, загадывает загадку.

Посадив огород, можно продолжить игру - сажать сад.

Игра-загадка «Лес»

Взрослый загадывает загадки, а дети отгадывают (можно проводить игру на прогулке в лесу).

Живое — неживое.

Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребенок хлопает в ладоши.

Аналогично проводится игра «Домашние и дикие животные».

Зоопарк

Ведущий дает словесное описание животного, ребенок должен угадать и назвать его.

Аналогично можно провести игру «Магазин»

Кто на кого похож?

Игровой материал: предметные картинки. Перед ребенком лежат картинки с изображением ласточки, стрекозы, акулы. Ребенок называет те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных.

Например: самолет - ласточку, вертолет - стрекозу, корабль на подводных крыльях - акулу.

Лишний предмет

На столе предметные картинки: морковь, лук, редис, груша.

Ребенок должен назвать предмет, который не соответствует данному понятию ( груша) и объяснить - почему (т.е назвать обобщающее слово для оставшихся трех слов).

Аналогичная игра проводится с другими понятиями. (Можно назвать предметы).

  1. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  2. Собака, лошадь, корова, лось.
  3. Стол, стул, пол, кровать.
  4. Яблоко, слива, помидор, апельсин.

Предлагаемый материал поможет вам обобщить знания детей и расширить их кругозор и словарный запас.

Словесные цепочки

Предлагается ребенку назвать слово, начинающееся с определенного звука (ч). Родители продолжают и называют слово, которое начинается с последнего звука. Игра продолжаете до тех пор, пока кто-то из игроков не сделает ошибку. Эта игра поможет вам скоротать дальнюю дорогу.

Закончи слово

Родитель называет часть слова, а ребенок должен подобрать вторую или несколько частей, чтобы получилось слово:

ма - (к)

ма - (ма)

ма - (рка)

ма - (ска)

ма - (рт)

ма - (лыш)

Упражнение «Кто лучший выдумщик»

Выдумывать - естественная потребность ребенка. Задайте направление мысли ребенку: «Придумай невероятную, неправдоподобную историю о том, как мы провели вечер». Сами тоже придумайте эту историю. Лучше если победителем окажется ребенок. Или составляйте рассказ вместе с ребенком.

Что из чего сделано?

Ребенку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол) (из дерева). «Значит он какой?» (Деревянный). «А гвоздь из чего сделан?» (из железа). «Значит он какой?» (Железный). Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.

Что бывает...

Вы задаете ребенку вопросы: что бывает зеленым? колючим? светлым? быстрым?.. И т.д. А ребенок должен как можно быстрее пока вы сами не сосчитали до трех или пяти - назвать что-то, обладающее названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя, а выигрывает тот, кто больше сможет назвать признаков предметов.

Придумай предложение

Дается слово в определенной форме, а ребенок должен составить предложение. Например: слово «недалеко» - предложение: «Я живу недалеко от школы» ( слова могут быть разных форм: маме, пришел, зимой, хороший и ДР-)

«Чудесный мешочек»

Взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, транспорт и т.д) Вынимая по одной из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится, при этом ведет беседу о каждом.

Создание у ребенка положительного отношения к школе

и формирование направленности

Экскурсии с ребенком в школу.

Встреча и знакомство с учителем.

Рассказы о своих любимых  учителях.

Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Семейное чтение художественной литературы.

Организация книжного уголка для ребенка.

Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

НАБОР ИГР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНИНГЕ «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

НАБОР ИГР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНИНГЕ«ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Консультация для родителей "Готов ли ребенок к школьной жизни"

К 1 сентября ребенку еще не исполнилось 7 лет и вы не до конца уверены, что он дорос до статуса первоклассника? Чтобы определить его готовность к школьной жизни, посмотрите, как дается ему соблюдение ...