ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
материал (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
Ваш ребенок идет в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него (или у нее) в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он (или она) не плохо готов(а) к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас все равно не покидает какое-то беспокойство. Еще большее волнение испытывает ребенок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью.
Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймете своего ребенка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушаются биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. И с таким ребенком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определенность контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.
По мнению детей, «настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметку». Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьезная опасность - и для ребенка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребенок сочтет себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но все это ему надоело, и он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика.
Если вы хотите помочь ребенку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребенком его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего:
- расскажите ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах покажите своему ребенку важность уроков, оценок, школьного распорядка;
- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;
- не пугайте школой: « Читать не хочешь, как в школу то пойдешь» и т.д.
- внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе. Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
- Как ты думаешь, с кем лучше учиться - в школе с учительницей или дома с мамой?
- Что делает учитель в школе?
- Для чего нужны парта и звонок в школе?
О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему.
Но если так случилось, что ваш ребенок проявляет, в основном интерес к внешней стороне учебы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Если вы все будете делать правильно, то этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придет интерес к занятиям, к содержанию занятий.
Однако у вашего ребенка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него еще не сформировалось, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
Далее приводятся разнообразные игры, которые помогут развить в ваших детях такие важные мыслительные качества, как воображение, наблюдательность, умение выделять главное. И помните: если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним или наладить игру детей между собой. Участвуя же в игре, вы должны это делать так, чтобы ребенок не чувствовал, что дело вовсе не в игре, а в каком-то ее обучающем эффекте и что с ним играют не ради самой игры
Найди предмет
Ведущий (родитель) описывает внешний вид дерева - его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребенок определяет, что это за дерево.
Что изменилось?
На столе разложены открытки: цветы, литья, плоды, животные. По сигналу родителей ребенок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали.
Нужно - не нужно.
Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Ребенок отвечает «Нужна». Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Если ребенок ошибся, загадывает загадку.
Посадив огород, можно продолжить игру - сажать сад.
Игра-загадка «Лес»
Взрослый загадывает загадки, а дети отгадывают (можно проводить игру на прогулке в лесу).
Живое — неживое.
Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребенок хлопает в ладоши.
Аналогично проводится игра «Домашние и дикие животные».
Зоопарк
Ведущий дает словесное описание животного, ребенок должен угадать и назвать его.
Аналогично можно провести игру «Магазин»
Кто на кого похож?
Игровой материал: предметные картинки. Перед ребенком лежат картинки с изображением ласточки, стрекозы, акулы. Ребенок называет те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных.
Например: самолет - ласточку, вертолет - стрекозу, корабль на подводных крыльях - акулу.
Лишний предмет
На столе предметные картинки: морковь, лук, редис, груша.
Ребенок должен назвать предмет, который не соответствует данному понятию ( груша) и объяснить - почему (т.е назвать обобщающее слово для оставшихся трех слов).
Аналогичная игра проводится с другими понятиями. (Можно назвать предметы).
- Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
- Собака, лошадь, корова, лось.
- Стол, стул, пол, кровать.
- Яблоко, слива, помидор, апельсин.
Предлагаемый материал поможет вам обобщить знания детей и расширить их кругозор и словарный запас.
Словесные цепочки
Предлагается ребенку назвать слово, начинающееся с определенного звука (ч). Родители продолжают и называют слово, которое начинается с последнего звука. Игра продолжаете до тех пор, пока кто-то из игроков не сделает ошибку. Эта игра поможет вам скоротать дальнюю дорогу.
Закончи слово
Родитель называет часть слова, а ребенок должен подобрать вторую или несколько частей, чтобы получилось слово:
ма - (к)
ма - (ма)
ма - (рка)
ма - (ска)
ма - (рт)
ма - (лыш)
Упражнение «Кто лучший выдумщик»
Выдумывать - естественная потребность ребенка. Задайте направление мысли ребенку: «Придумай невероятную, неправдоподобную историю о том, как мы провели вечер». Сами тоже придумайте эту историю. Лучше если победителем окажется ребенок. Или составляйте рассказ вместе с ребенком.
Что из чего сделано?
Ребенку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол) (из дерева). «Значит он какой?» (Деревянный). «А гвоздь из чего сделан?» (из железа). «Значит он какой?» (Железный). Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.
Что бывает...
Вы задаете ребенку вопросы: что бывает зеленым? колючим? светлым? быстрым?.. И т.д. А ребенок должен как можно быстрее пока вы сами не сосчитали до трех или пяти - назвать что-то, обладающее названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя, а выигрывает тот, кто больше сможет назвать признаков предметов.
Придумай предложение
Дается слово в определенной форме, а ребенок должен составить предложение. Например: слово «недалеко» - предложение: «Я живу недалеко от школы» ( слова могут быть разных форм: маме, пришел, зимой, хороший и ДР-)
«Чудесный мешочек»
Взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, транспорт и т.д) Вынимая по одной из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится, при этом ведет беседу о каждом.
Создание у ребенка положительного отношения к школе
и формирование направленности
Экскурсии с ребенком в школу.
Встреча и знакомство с учителем.
Рассказы о своих любимых учителях.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Семейное чтение художественной литературы.
Организация книжного уголка для ребенка.
Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль в предшкольной и школьной жизни ребенка"
Консультация для родителей...
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст
Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа) Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...
НАБОР ИГР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНИНГЕ «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
НАБОР ИГР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНИНГЕ«ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...
Консультация для родителей "Готов ли ребенок к школьной жизни"
К 1 сентября ребенку еще не исполнилось 7 лет и вы не до конца уверены, что он дорос до статуса первоклассника? Чтобы определить его готовность к школьной жизни, посмотрите, как дается ему соблюдение ...