памятки для родителей
материал (подготовительная группа) на тему

Татьяна Ивановна Тылик

Предлагаю разработанные памятки для родителей, которые позволят более подробно узнать о том, что такое "фонематическое восприятие", для чего необходимо развивать мелкую моторику рук, какие требования предъявляются к речи будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.sluh-pamyatka.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». М.И.Кольцова и другие исследователи Института физиологии детей и подростков АПН РФ подтвердили связь пальцевой моторики и речевой функции. Развивая мелкую моторику пальцев рук, можно стимулировать речевое развитие, способствует формированию плавности движении, необходимых для навыка письма. При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.

1. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как:

  1. лепка,
  2. рисование и раскраска,
  3. точное обведение контуров предметов,
  4. соединение точек линиями разного направления,
  5. штриховка разного уровня сложности
  6. составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала,
  7. работа с ножницами,
  8. пришивание пуговиц,
  9. нанизывание бус,
  10. мозаика.
  11.  конструирование фигурок из палочек

Эти упражнения всегда интересны детям и повышают их работоспособность во время  занятий дома.

Кроме этого, можно применять выполнение пальчиковой гимнастики и фигур из пальчиков.

2. Пальчиковая гимнастика- специальные движения пальцев рук, которые производятся совместно с речевым сопровождением. Это «Здравствуй, пальчик!», «Семья», «Прогулка» и т.д.

3. Фигурки из пальчиков можно придумывать самим: стол, стул, дерево, заяц, коза, гусь и т.д. Разнообразие этих фигур из пальчиков зависит от фантазии и желания играть.

4. Работа в тетради по клеточкам. Сегодня предлагается достаточно много специальных книг, где приведено огромное количество разнообразных узоров и рисунков по клеточкам. Такая работа поможет не только развить и совершенствовать мелкую моторику рук, но и будет способствовать формированию пространственной ориентировки, что облегчит ребёнку работу в тетради.

Рекомендуется такую работу проводить по данному  образцу и по словесной инструкции взрослого. То есть графические диктанты, когда ребёнок ведёт линию в том направлении, куда говорит взрослый.

Пример: 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо и т.д.

Главное, чтобы работа по развитию мелкой моторики проводилась систематически и результат порадует родителей и ребёнка. Успехов!!!

МОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательнкая школа

Памятка для родителей

Играем пальчиками и развиваем речь!

«Рука - вышедший наружу мозг»,- писал Кант.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

 В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Если малышу удается изолированно двигать пальцами - это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Систематические упражнения, по мнению М.М. Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. На этом упражнении еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик - пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день применяются на практике. С 10-месячного возраста малышу уже можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем - мелкие. С помощью одних развивают статическую координацию -удержание кисти руки в определенной позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Другие упражнения формируют динамическую координацию - способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук («Ладонь-кулак». ) Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

              Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семилетнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения:

  1. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга.
  2. «Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.
  3. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
  1. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Речь и мелкая моторика

                                                  -что общего?

Учитель-логопед

Тылик Т.И.

Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами - данного языка. К сожалению, многие упускают аспект формирования фонематического слуха при работе над речевым развитием своих малышей.

Но как можно требовать от ребенка правильного произношения, если он не верно различает звуки на слух? (Не дифференцирует их в речи окружающих или же в своей собственной)К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Развитие фонематического восприятия. Дифференциация фонем.

С-З   

са – за,            са - за – са,

за-са,           за-са-за

ся – зя,           ся - за – ся,  

зя – ся ,          зя - ся – зя

С-Ш

са - ша,      ша - са,       са - ша- ша,

ша - са – са,                  са-ша-са

Ш-Ж

 ша – жа,                       ша - жа - ша ,

 жа – ша,                      жа - ша – жа

З-Ж

за - жа,                          жа - за,

за - жа - жа,                  жа - за -жа.

С-Щ

ся - ща,      ща - ся,      ща - ся - ся,        ся - ща - ся.

Ч-Т

ча - тя;        тя – ча ;        ча - тя - ча;            тя - ча - тя.

Ч-Щ

  ча – ща,   ча - ща – ча,

   чу – щу,   чу - щу – чу

    Ч-Ц

 ча-ца  , ча-ца-ча,    

 ца-ча ,      ца-ча-ца

  чу-цу ,     чу-цу-чу,  

 цу-чу       цу-чу-у

Л-Р

 ла - ра        ла - ра - ла

 ра - ла        ра - ла - ра

 ля - ря        ля - ря – ля

 ря - ля                    ря - ля – ря

В-Ф

ва – фа,       ва - фа - ва

фа – ва,       фа - ва - фа

П-Б    па — ба            па - ба – па

         ба - па            ба - па –ба

        пя - бя            пя - бя - пя

        бя - пя            бя - пя - бя

Т-Д

        Та-да ,         та-да-та

         да-та,          да-та-да

К-Г

ка - га               ка - га – кА

га - ка               га - ка – га

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

  1. Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
  2. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
  3. Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
  4. Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Скороговорки:

П-Б:   Потерялись бусы у нашей бабуси.  

Т-Д : На скамейке у дома целый день рыдала Тома.                                    

К-Г : Галка села на палку, палка ударила галку.

С-З :   Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.

Ф-В: Наш Филат не бывает виноват.

Р-Л:   В тетради Кондрат начертил квадрат

Ч-Ц: Очень часто бьются у Танечки блюдца.                              

Ч-Щ:    Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Ч-Т: Течёт речка, печёт печка.

С-Щ:  Глазищи, усище, хвостище, а моется всех чище.

С-Ц: Из соседнего колодца целый день водица льется.                                                                            

З-Ж: У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Ж-Ш: Хорош пирожок, внутри творожок.

 С-Ш   Саша шапкой шишку сшиб.

МБОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Фонематический слух - что это?

Учитель-логопед Тылик Т.И.

2012г.

Артикуляционная гимнастика. Как выполнять дома.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2  до 15 раз.  
  4. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Все упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения направлены на удержание определённой позы губ, языка

Динамические -упражнения, которые выполняются в движении..

Статические упражнения для губ:

-Хоботок- губы вытянуты вперёд

-Калиточка-губы округлены и вытянуты вперёд

-заборчик-то же, как «улыбка», но обнажены зубы.

Статические упражнения для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.

— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

— «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

Динамические упражнения для языка:

— «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

— «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

МОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Секреты

 артикуляционной гимнастики…

             

Учитель-логопед Тылик Т.И.

2012г.

   

 

МБОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

           Речь ребёнка  в ваших руках!

                                           

                                       

Учитель-логопед Тылик Т.И.

2012 г.

Речь - это визитная карточка человека.

К моменту поступления в школу речь ребёнка должна соответствовать определённому уровню. Если этого не происходит, то, к сожалению, у первоклассника, в процессе учёбы, возникают сложности.

Уважаемые РОДИТЕЛИ!  обратите Ваше внимание на :

  1. Понимание речи взрослого: 2-3 ступенчатой инструкции.( Открой шкаф, возьми на верхней полке брюки, принеси мне.)
  2. Грамматически правильное построение фразы, адекватное употребление предлогов. (Мальчики катаются на санкАХ. Это моЯ шапка. Я достал тетрадь ИЗ-ПОД книги. И т.д.)
  3. Чёткое проговаривание слов сложного

     звуко-слогового состава.(электричество,термометр)

  1. Правильное произношение звуков речи, их дифференциация. (Клара играла на рояле. Шишки на сосне, шашки на столе.)
  2. Словарный запас. (по лексическим темам)
  3. Словообразование, словоизменение (компот из вишни-вишнёвый; У меня есть мячик. Я играю МЯЧИКОМ.)
  4. Развитие связной речи. (рассказ-описание, составление рассказа по картине, серии картин, пересказ)
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Такие простые игры!

Обогащение словарного запаса:

  1. Взрослый называет обобщающее слово, ребёнок перечисляет, что к этому понятию относится.

Мебель: стол, стул, шкаф, кресло, кровать…..

  1. Взрослый и ребёнок по очереди называют слова к обобщающему слову: яблоко-груша-мандарин-банан…

Звукопроизношение:

  1. Упражняться в проговаривании чистоговорок, скороговорок на определённый звук. Ра-ра-ра-начинается игра; ша-ша-ша-наша Маша хороша и т.д.

Фонематический слух

  1. Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  1. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  1. Определить место заданного звука в слове.(рак, коробка, мусор)

Формирование грамматически правильной речи:

  1. Поиграйте в «Жадину». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком. Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце).
  2. «Спрячь игрушку»-формирует правильное употребление предлогов.(в коробку, на…,под…,за…)
  3. «найди игрушку»- Мишка был под диваном.и т.д.

Развитие связной речи:

  1. Попросите ребенка описать  любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя  их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал  Ваш ребенок.
  2. Составление предложений по картинке.
  3. Описание любимой игрушки, предмета:

-цвет, форма, размер, из чего сделана, части целого, для чего предназначена

  1. Пересказать любимую сказку (мультфильм).
  2. Рассказать о событиях, которые происходили в течении дня.

Желаю всем чистой и правильной речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....