Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия
методическая разработка по теме

В данном материале описаны методические рекомендации для педагогов и родителей, способствующих творческому, равноправному и заинтересованному взаимодействию семьи и ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_rekom.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия.

                      Рекомендации для воспитателей.

    Разработке технологий сотрудничества детского сада с семьей сейчас уделяется все больше внимания. Тем не менее, обеспечение сотрудничества педагога с семьей является трудным и кропотливым делом. Одна из причин - недостаточная профессиональная подготовка кадров ДОУ к работе с семьей, недостаточное овладение психотехническими навыками общения с семьей, детьми, коллегами.

    С этим нельзя не согласиться. Именно ошибки в общении являлись подоплекой многих конфликтов воспитателей и родителей. Неумение взрослыми точно сформулировать свою просьбу или пожелание, непонимание эмоционального состояние оппонента приводят к разжиганию конфликта.

    Нельзя не учитывать особое положение детского сада как части цепочки непрерывного образования детей в нашей стране и возрастные особенности дошкольников, которые приводят к явлениям, нетипичным для других звеньев образовательной системы. Например, это убеждение некоторых родителей в несерьезности и необязательности всего образовательного процесса, который осуществляют воспитатели в детском саду. Ощущение того, что ребенок может не посещать детский сад и быть готовым к школе в рамках домашнего воспитания, значительно снижает мотивацию у некоторых родителей следовать рекомендациям педагогов и специалистов детского сада. Причем нередко воспитатели, особенно не имеющие специального педагогического дошкольного образования, склонны излишне легко относиться к своим профессиональным обязанностям, в большой степени полагаясь на усилия родителей в обучении и развитии своих чад. Перекладывание ответственности родителями и воспитателями друг на друга и в том числе на «природные силы детского организма» («само пройдет (или появится), когда придет время»), является причиной нежелания что-то сделать конкретное для ребенка, приложить усилия.

    Неумение некоторых педагогов убедить родителей в необходимости оказания помощи ребенку или изменения стиля общения с ним основано и на отсутствии прочных знаний по дошкольной психологии и роли семьи в развитии ребенка.

                        Воспитатели должны учесть следующие моменты:

- родители идеализируют своего ребенка, не видят уровень его развития, недостатков и не хотят их видеть, поэтому болезненно реагируют на негативную информацию о своем ребенке, данную воспитателем. По этой же причине родители редко ходят на родительские собрания;

- считают своего ребенка лучшим, а других детей - худшими,
виноватыми, обидчиками;

- родители бывают равнодушны к своим детям, не хотят ими
заниматься, не хотят общаться, поэтому поздно и забирают;

- слишком, перекладывают ответственность за обучение и воспитание своего ребенка на ДОУ;

- отмечается низкий культурный и образовательный уровень как
родителей, так и воспитателей;

- некоторые родители не видят в воспитателях специалистов и не считают, что в детском саду воспитателем проводится серьезная работа по развитию их детей.

    Таким образом, непонимание между детьми и взрослыми в ДОУ имеет затяжной характер, так как в его основе — существование нескольких субкультур, которые имеют разные представления и интересы. Это субкультуры детей, родителей, воспитателей, методистов, психологов. Как отмечено у Л.А. Карпенко и др. (М., 2000), внедрение нового в уже сложившуюся систему учреждения сопряжено с принятием всеми субкультурами общей и понятной им цели. Признаками сильной системы является:  открытость; гласность; взаимообмен мнениями снизу-вверх и наоборот; серьезное отношение к индивидуальности ее участников,
гордость за свое учреждение.

   Поэтому основной акцент в работе ДОУ с родителями мы бы сделали, прежде всего:

- на создании условий для работы воспитателя,

- повышении его личностного и образовательного уровня,

- повышении его самооценки, требовательности к себе,

- овладении навыками общения с родителями, коллегами.

- создание  в ДОУ условий для творческого самораскрытия воспитателя, а также  родителей во взаимодействии друг с другом и детьми.

    На наш     взгляд, это  сделает ДОУ более открытой системой, поможет реально осуществить идеи гуманизации образования, повысить понимание ценности личности ребенка и взрослого в едином воспитательно-образовательном процессе в детском саду.     

    Таким образом, ДОУ должен создать такие условия, чтобы всякий родитель мог реализовать свой воспитательный потенциал в решении проблем семейного воспитания, совершенствовать и развивать свою педагогическую культуру.

                               Рекомендации для родителей.

    Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.                    

    В каждой семье сконцентрированы многие воспитательные средства. Члены семьи, вследствие близких родственных связей, находятся между собой в самых тесных отношениях, а поэтому оказывают сильное влияние друг на друга, а на детей в особенности. Только в условиях семьи ребенок живет как «цельный человек», удовлетворяет свои личные и общественные потребности и интересы.

    ДОУ – второй дом в жизни ребенка, где о нем заботятся. Специалисты детского сада  участвуют в его воспитании и образовании. Но без поддержки родителей, их действенного проявления к жизни ребенка в детском саду,  интереса к работе дошкольного учреждения невозможно полноценного развития детей.

    На основе полученных данных нашего исследования мы рекомендуем, чтобы родители:

- уважали мнение воспитателя, прислушивались к его рекомендациям;

- проявляли интерес к жизни и занятиям ребенка в ДОУ, оказывали помощь в организации жизни детей в саду, активнее участвовали в уборке помещений, подготовке к праздникам, материально помогали в покупке необходимых пособий, игрушек, подарков детям группы, помогали в организации досуга
детей;

- больше занимались со своими детьми, общались с ними дома;

- разбирались в психологии и педагогике детей дошкольного
возраста. Не забывали, что родители для ребенка - главные
воспитатели;

-соблюдали режим и распорядок жизни детского сада - не
приводили детей в сад поздно, больных оставляли дома;

- хорошо относились к своим детям, не боялись бы проявить ласку к ним, исключали грубость в общении с ребенком, не наказывали физически;

- не забирали своего ребенка из сада поздно, чтобы он один не
скучал;

- были внимательны к воспитателю и благодарны за его нелегкий труд. Не предъявляли к воспитателю невыполнимых требований, не делали критичных высказываний;

- авторитарный, высокомерный, конфликтный родитель, подавляющий как ребенка, так и воспитателя, не желающий прислушиваться к мнению собеседника, признавался воспитателем самым тяжелым для общения и установления контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию словотворчества

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию словотворчества...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возрастав

Данные методические рекомендации, помогут существенно снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и в условиях семьи....

Методические рекомендации для педагогов и родителей по обучению башкирскому языку в ДОУ

Представлены методические рекомендации для педагогов и родителей по следующим темам:- Обучение башкирскому языку в ДОУ;- Обучение башкирским обрядам и играм в ДОУ;- Использование л...

«Методические рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных подходов в оздоровлении детей»

laquo;Методические рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных подходов в оздоровлении детей»...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...