Семейное проектирование.
статья (младшая группа) по теме

Большакова Ирина Евгеньевна

это доклад  для родителей.там говорится о том,как важно и полезно заниматься семейным проектированием.приводятся примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_proektirovanie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          

      Семейное проектирование.                                

                                 Актуальность  проекта.

                                   

    Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, "голос крови" интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами родственной, и духовной близости. Наш проект предназначен для обогащения отношений родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности. Данный проект формирует умение планировать, анализировать; развивает целеустремленность .

                                                   Цель проекта

Оказание помощи  в обобщении и систематизации  знаний родителей  

и педагогов  в создании семейной родословной.

 Задачи проекта

  1. Формировать положительные отношения к семейным традициям.
  2. Развивать у детей и их родителей способности к исследовательской деятельности.

     3. Дать рекомендации для родителей и воспитателей.

Проектирование в ДОУ - это  деятельность, которую сейчас  осваивают  педагоги. К этому процессу активно подключаются   родители.

Последнее важно, учитывая, что родители, в массе своей, испытывают достаточно поверхностный и эпизодический интерес к тому, что происходит с их детьми в детском саду  - особенно, пока у ребенка нет явных проблем.

Проектирование -  образовательная  технология, которая  делает  возможным реальное  сотрудничество  детского сада с родителями. В последнее время  начали говорить о семейном проектировании, когда семья вместе с ребенком решает значимую для себя проблему.  

Проект, в котором участвуют родители, нуждается в особом типе педагогического участия. Если мы включаем родителей в образовательный процесс на основе новых образовательных технологий, то нужно это соответствующим образом обеспечить.

Семейный проект не должен   терять образовательное содержание – освоение ребенком деятельности проектирования и связанных с этим способностей и компетенций, поэтому, на мой взгляд, семейный проект должен иметь квалифицированное  методическое и психолого-педагогическое сопровождение со стороны детского сада.

 Предметом совместной работы педагога и родителя становится понимание того, что происходит с ребенком,   развитие его способностей и личностных качеств в ходе реализации семейного проекта. В первую очередь - субъектности.  Начав с простого исследовательского проекта, связанного с наблюдением за птицами, семья под руководством педагога приходит к осмыслению собственных воспитательных подходов. Можно проследить, как меняется стиль взаимоотношений с ребенком - вплоть до изменений в организации жизнедеятельности семьи и участия девочки в домашних делах. С каждым годом  наращивалась сложность проектов, предпринимаемых семьей, и  участие в них дочери. В результате ребенок  стал способен не только инициировать собственные проекты, оставляя родителям и педагогу роль консультантов, но и выходит в управленческую позицию по отношению к собственной деятельности. Овладение ребенком собственной учебностью представляется  нам одной из предельных антропологических целей развития  проектного метода в образовании.

Мы уже упомянули  об опасности  замещения взрослым деятельности ребенка в образовательном проекте. Не менее вреден  и другой крен – полная отстраненность взрослых  от проекта: «Дети сами все сделают. Пусть плохо, несовершенно, но сами». В этом случае при наличии детской активности – часто нет образовательного приращения.

 Образовательный проект не может носить характер дилетантского вхождения в предметно-профессиональную сферу. Он должен быть культуросообразен, и роль взрослого  как носителя культуры здесь очень важна. Не случайно  в качестве нормативного требования к проектам сейчас  задается обязательность этапа прикладного исследования в проекте, необходимость  изучения литературных источников, консультаций специалистов, профессионалов. Все это  призвано приподнять образовательную планку проекта.  Здесь родители, выступая в качестве специалистов-профессионалов, могут оказаться незаменимым ресурсом.

При реализации проекта  важно осознанное образовательное продвижение ребенка. Родители, даже если они  не участвуют в проекте непосредственно,  – могут помочь, например,  в организации   рефлексии: «чему научился, что удалось сделать и освоить, в чем препятствие и т.д.», – вместо традиционного  вопроса «что получил, какие оценки?».

В такой родительской заинтересованности - уже помощь.

Родители могут удерживать и чисто организационную рамку проекта. Например,   найти консультантов - за счет своих социальных контактов, помочь сформировать состав участников, наладить взаимодействие  с внешними структурами…

Для проекта, развивающегося в социальном поле, дети вместе с родителями – это уже общественность микрорайона, района, с мнением которой трудно не считаться. В этом смысле родители представляют собой и мощный социальный  ресурс.

Иногда  проект с участием родителей при переходе  на стадию функционирования  выливается в новые формы образовательной работы, которые складываются  в детском саду.

Такие важные приращения и ресурсы  мы обсуждали сейчас  с позиции образовательного учреждения, как  инициатора участия семьи в проектной деятельности. Но ресурсность здесь взаимная! Участие родителей в  образовательном проекте,  усиливая  полезность проектирования для ребенка, многое может дать самим  родителям, семье.

. Иногда это две параллельных жизни, два почти несоприкасающихся мира в одной квартире. Наверно, не стоить усиливать обвинительный залог и огульно упрекать родителей, что они «не хотят» общаться со своими детьми. Многие и хотят, но… не умеют. Трудно найти верный тон и точки соприкосновения, тем более - если контакт в какой-то момент был утерян.

Проект превращает взаимодействие в  реальность. В совместной деятельности рождается взаимопонимание. При этом не ребенок вынужденно втягивается в деятельность взрослого, а деятельность образовательного проектирования строится вокруг детей, с учетом их позиции, интересов.

При семейном проектировании усиливаются процессы консолидации внутри семьи. «Семья Ивановых, Петровых ...»  - за счет представленности вовне, в социальном пространстве, начинает выступать как целостность, в которой по законам развития малой группы упрочиваются связи. Согласитесь,  не так много у нас в жизни ситуаций, где такая представленность для семьи возможна.

В семейный образовательный проект  могут включаться и другие дети, друзья семьи, друзья детей. Так   формируются  сообщества, соединенные общей целью, сходными жизненными установками – детско-взрослая образовательная общность (термин, введенный В.И. Слободчиковым, Ю.В. Громыко) - благодатная среда взросления, развития  ребенка.

Образовательные результаты проекта не будут носить элемента  случайности, если взрослые,  сопровождающие проект, имеют параллельно  собственный педагогический проект – с замыслом, направленным на развитие ребенка, на создание ситуации развития.

В этом смысле интересны  попытки целенаправленного формирования детско-взрослых общностей на основе  участия родителей  в проектах по организации жизни  группы.  Созданная усилиями педагога и родителей среда общения в группе, богатство неформальных  мероприятий с участием семьи, возникновение традиций, -  задает атмосферу единства, дружбы, позитивного фона взаимоотношений, которые сами по себе имеют важное  значение для  детей. Однако  для того, чтобы эта общность  была образовательной   необходимо постепенное смещение акцентов в сознании родителей - с собственно-общенческого содержания на принятие и постановку взрослыми педагогических задач.  Тогда предметом взаимодействия родителей становится не только совместное проведение досуга, создание праздников, но и собственно-образовательное движение детей, цели образования  и необходимо востребуемый вклад в их реализацию каждого участника образовательного процесса. Для этого родителей нужно  вовлекать в  обсуждение  тенденций образования, их собственных воспитательных установок по отношению к детям, желаемых  образовательных результатов и способов их достижения. В противном случае общение, цементирующее подобные группы, может становиться самоцелью,  что снижает  развивающий эффект для детей.

Перечисленные выше  позитивные  эффекты участия семьи в проектной деятельности могут возникать  уже просто  за счет совместности  деятельности.  А что специфично для семейных образовательных проектов ?

Мы уже говорили о проблеме  отчуждения в семье. Свой мир, оберегаемый ребёнком– это потребность, обусловленная  взрослением человека,  стремящегося состояться как  личность. Психологи  даже говорят о необходимости  в некоторых случаях для уже взрослых, но «так и не сумевших  вырасти»  людей «символического развода» со  своими  родителями, особенно - если мнение последних довлеет. Эта метафора  характеризует терапевтические  меры в запущенных случаях.  «Развод» здесь означает  не «разрыв и прекращение всяческих отношений», а перевод их на некоторый новый уровень, признание родителями субъектности собственного ребенка, его самостояния в этом мире при сохранении взаимной эмоциональной поддержки в семье.  

Родители (это, кстати,  часто проявляется при реализации семейных проектов) иногда и не подозревают, на что способны  их  дети.

Бесконфликтное становление субъектности  невозможно без  готовности ее принятия  ближайшим окружением. Совместное проектирование (если это действительно проектирование, а не просто коллективный труд под руководством взрослого) создает такую внутреннюю готовность родителей – воспринять ребенка по-новому, по-другому с ним взаимодействовать.  Поэтому специфичным для семейного  проектирования  является возникновение  новой позиции ребенка в семье.

Проект дает возможность ребёнку реализовать себя в социально приемлемой  деятельности. Ребенку не приходится самоутверждаться в других сферах, и для родителей снимается проблема девиаций. Это показывает практика реализации проектов с «трудными»  детьми, среди которых много детей,  активных  и деятельных по природе.

В новом качестве в проекте выступают не только дети для родителей, но и родители для детей.  Дети тоже зачастую имеют однобокий взгляд на родителей. В большинстве случаев они почти и не знают  родителей - какими они являются в обществе, зато часто видят уставшими после работы. Отдыхающий на диване или решающий какие-то бытовые проблемы  родитель – отличается от деятеля, каким он предстает в профессиональной сфере. Фигура общественно-значимого взрослого, его социальная  позиция - важна для подростка. Не всегда родитель как такая фигура опознается  ребенком.

Конечно, многие родители  приобщают ребенка  к профессиональной  стороне своей жизни. Но  чаще  такое знакомство носит «экскурсионный» характер и представлено в сознании  детей на уровне достаточно смутных представлений.

Нередко  проекты с участием семьи  - это проекты, где родители в деятельностном режиме вводят ребенка в область своей профессии. Это еще и важный профориентационный момент! Часто семья вольно или невольно навязвает ребенку профессиональный выбор.  Какую конкретно позицию родитель при этом занимает: «выбирай только мою специальность», или «только не мою», или «модную и перспективную», - не имеет значения. Сам дискурс намечается без учета  ребенка. Даже поговорка сложилась в последние годы: «Первое образование – для родителей, второе человек получает сам».

         Проект дает молодому человеку  возможность осуществить профессиональную пробу – до того, как потрачены время и средства на освоение профессии.

Подводя итог  вышесказанному, хочется  еще раз подчеркнуть: адекватное участие родителей в образовательных проектах   является важным и для детского сада и для семьи, поскольку, в конечном итоге, способствует повышению качества образования и воспитания.

                       

                               

                                              Литература .  

     Е.К.Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной.»

   

     «Ребёнок в детском саду» №3-2011 г.

      «Дошкольное воспитание» №12-2007г.

     «Дошкольное воспитание №7-1995г.  

     Л.Д.Короткова  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников      средствами авторской сказки.»

         

         

Ознакомление дошкольников с  семьёй.

Ознакомление дошкольников с семьёй как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов ,основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.В  младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать  составление семейного альбома дома и в группе.

            Помимо материалов консультаций по теории и истории генеологии можно предложить родителям памятку по составлению родословной,включающую эскизы  взможного оформления  родословной таблицы.Памятка обязательно включает цели и задачи деятельности по составлению родословной.Основной целью является  воспитание в детях любви  к своим родным ,к своей семье.

            Важно обратить внимание  родителей  на то,что составление родословной  служит сплочению  членов семьи ,создаёт благоприятную  эмоциональную атмосферу ,необходимую для нормального развития ребёнка. Изучение  истории своей семьи способствует воспитанию гордости    за принадлежность  к своему роду, к своей фамилии,желания стать продолжателями  лучших качеств своих предков.В дошкольном детстве закладываются основы  формирования чувства ответственности перед памятью своих предков ,имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.Работа по составлению своей родословной в детском саду  нужна также для обеспечения  преемственности со школьным обучением.Если интерес к поиску своих корней появился в семье ,то уже в школе  ребёнок может самостоятельно или совместно с родителями составлять свою родословную,включающую шесть или семь поколений.

        Работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов.В старшей группе осуществляется первый  этап,предпологающий  совместную деятельность ребёнка и его родных  в условиях семейного вопитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения.На втором этапе в подготовительной к школе группе,ребёнок выполняет  творческую работу -самостоятельно создаёт образ своей семьи.

        Детей 5-6 лет продолжаем  воспитывать уважительному отношению к родным и близким,воспитываем стремление радовать старших своими хорошими поступками.Продолжаем воспитывать помогать  своим близким ,выполнять постоянные обязанности по дому,воспитываем уважение к труду и занятиям других членов семьи.  

     Расширяем представление  детей о семье:используем дидактические  материалы-карточки,на которых изображены члены отвлечённой ,идеальной модели семьи,фотографии  из семейных альбомов детей.С этой целью можно использовать дидактические упражнения:  «Семейный хоровод»,»Где-то в шумном городе».С   помощью фотографий  из семейного альбома рассказать о членах своей семьи,назвать  имена и отчества взрослых,братьев и сестёр.

       Дать рекомендации родителям,чтобы рассматривали с ребёнком  фотографии родственников,помогали находить  внешнее сходство с родителями  и другими родственниками(цвет волос,цвет глаз).Рассказывали освоей работе,объясняли бы ,где работают члены семьи,как важен их труд для всех людей.Чтобы знакомили ребёнка с семейными традициями,привлекали к посильному участию  в подготовке семейных праздников.

           У детей формируем представление о родственных       отношениях

 (дядя,тётя,племянница,двоюродная сестра,двоюродный брат.)Закрепляем знания имён,отчеств родителей   ,учим называть имена и отчества    дедушек и бабушек.Дети должны знать свой домашний  адрес.Прививаем интерес к своей родословной и семейным традициям.

       Основное внимание следует  уделять расширению представлений  детей о том,что такое семья,о родственных отношениях,терминах родства,правилах общения и поведения с родными,закреплению знаний  имён и отчеств не только родителей,но и бабушек,дедушек.Работа проводится комплексно.Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим,важную роль в накоплении впечатлений,образов и представлений детей играет  изобразительная деятельность,знакомство с произведениями художественной литературы,живописи и графики,относящимися к жанру семейного портрета.

        Особое место уделяем  воспитанию уважения и любви к матери,так как именно от неё зависит та нравственная и  социальная сила,которая является базой семьи.

     Пример матери -это пример самоотверженной любви к детям.Эта любовь матери не может вызвать  ответных чувств у детей.

 Планируя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьёй,учитываем календарные и государственные праздники,такие как День матери,который отмечается в  последние выходные ноября,Международный женский день,Международный день семьи,который приходится на 15 мая  .

  Не случайно прнято считать первым  критерием человечности ,отношения к людям вообще то,как человек относится к своей матери.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО «СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ»

На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требов...

Система проектирования в дошкольном учреждении УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Анализ существующей практики показывает, что управленческие новвоведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [15], в массе своей развиты слаб...

Конспект досуга с использованием метода семейного проектирования.

Цель: Научить плодотворному взаимодействию (родители, детский сад, ребенок). Задачи: 1.Обогатить знанием родителей о том в какие развивающие игры можно играть с детьми в свободное время. 2.Показать ро...

Представление опыта работы на тему «Использование вариативных форм при проектировании современного занятия в ДОУ на примере образовательного события Чемпионат по финболу «Семейная бережливость»

Мы, старшие воспитатели, находимся в постоянном творческом поиске технологии проведения такого современного занятия. Ведь наша главная задача состоит в том, чтобы не просто дать какой-то теоретический...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба «Родительская пятница» МАДОУ ДС №49 "Родничок"

Педагогические инициативы направлены на реализацию мероприятий по развитию взаимодействия с родителями как социальными партнерами социокультурного проекта семейного клуба «Родительская пятница&r...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба "Родительские пятницы"

Первая школа социализации малыша является семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи рискует быть безрезультативной. В условиях семьи скл...