Главные вкладки

    Статья "ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ"
    статья на тему

    Ноздрина Ольга Анатольевна

    Статья для педагогов и родителей. Опубликована в информационно-аналитическом вестнике "Образование в Магаданской области" № 14, 2011 год, стр. 101. В статье раскрыты основные направления соблюдения и защиты прав детей. Обозначены проблемы жестокого обращения с детьми в обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhurnal_1.docx369.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

    Ноздрина О.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 42» Управления образования мэрии г. Магадана

    Организация Объединенных Наций во Все общей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребенка (1959 г.) провозгла сила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на осо бую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуаль ное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

    Проблемы соблюдения и защиты прав де тей условно рассматривается в двух направ лениях:

    •        Социально-правовое направление вклю чает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, обра зовательных, культурных и других детских
    учреждений.

    В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использо вании правовой базы. Кроме того, дети и мно гие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возмож ности реализовать ее статьи в жизнь.

    •        Психолого-педагогическое направление
    предполагает создание благоприятных условий:
    соответствующей атмосферы, стиля жизни,
    общения в семье и в образовательном учрежде нии.

    Одним из проблемных моментов системы защиты прав ребенка в России является про блема взаимодействия внутригосударствен ных организаций, осуществляющих защиту прав ребенка. В докладах Генеральной про куратуры РФ приводится множество случаев с трагическими исходами насилия в отноше нии детей, когда ответственные органы вла сти были хорошо информированы о тяжелой ситуации в семье, но проявили недопустимую пассивность.

    Следующая проблема российской системы защиты прав ребенка заключается в том, что деятельность институтов защиты прав ребен ка в России почти всегда направлена на раз рушение семьи. Зачастую, единственным спо собом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличи вает количество детей, оставшихся без попе чения родителей. По мнению Уполномочен ного по правам ребенка при Президенте РФ Павла Астахова, посещение неблагополучной семьи и изъятие ребенка из семьи — это уже следствие проблемы. Все эти шаги уже очень поздние. Так же неясность и отсутствие в за конодательстве каких-либо чётко понятных критериев оснований для отобрания ребёнка, на которые можно было бы опираться органу опеки и попечительства. Отобрание ребёнка, направленное на защиту его прав, не выпол няет свою функцию, часто «опаздывает», а иногда и является необоснованным, наносит детям непоправимые травмы.

    В основном преступления против детей со вершаются в семье. Насилие в семье порож дает встречную жестокость. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демон стрируют им взрослые, а затем переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в соб ственную семью. У большинства родителей вы зывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуаци ях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, боль шинство же не придают значения пережива ниям детей, не стремятся установить причи ну переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у де тей формируются, прежде всего, в семье.

    Еще одна проблема — отсутствие в нашей стране культуры обращения граждан и детей в органы, осуществляющие защиту прав ре бенка. В большинстве случаев граждане не знают, куда и к кому обратиться с просьбой о помощи, не говоря уже о самих детях.

    Основной причиной детского сиротства яв ляется алкоголизм родителей, а отсюда жесто кое отношение к детям в семье, пренебреже ние их потребностями и интересами. Ежегодно сотни детей отбирается из неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртным, через лишение родительских прав. За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального пове дения, что калечит его душу, психологически ломает его. Сократилась система учреждений социальной сферы, с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов. Если в допе рестроечный период охват детей дошкольным образованием составлял 70%, то в настоящее время он снизился до 50%, и дети все чаще остаются без надзора. Социально-экономиче ские трудности усугубляются еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система обще ственного воспитания во многом снимала от ветственность семьи за воспитание ребенка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у боль шинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения. Не по лучая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руко водствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источника ми информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоя нии справиться со многими трудностями, свя занными с поведением ребенка.

    Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его лич ности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период до школьного детства. Недаром врачи-психиа тры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хро нический, недостаток любви. Специалисты от мечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирова ния личности, но и в жизни взрослого чело века. Так, например, 80—85% преступников не имели эмоциональных контактов, то есть нормальных теплых отношений со своими ро дителями. Таким образом, жестокое обраще ние с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе дума ет, иначе ведет себя.

    Проблема защиты прав ребенка имеет мно гоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детско го сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, пе дагогов, психологов. Защита прав ребенка -задача номер один для всех нас. Долг всего общества — сформировать атмосферу нетерпи мости к проявлениям жестокого обращения: детьми, выявлять и пресекать подобные слу чаи. «26 миллионов детей и подростков, жи вущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми стать ее достойными гражданами».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с семьями по проблеме защиты прав детей (подготовительная группа)

    Различные формы работы с семьей проводимые в системе и последовательно в течении года в подготовительной к школе группе,  наиболее полно помогут расскрыть проблему прав защиты детей....

    План работы МБДОУ в рамках декады "Защита прав детей"

    В материале представлен план работы педагогического коллектива по защите прав детей по 5 блокам. А так же картотека методической и художественной литературы, анкета для родителей по данной теме....

    Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

    итоговое занятие по теме "Права детей"...

    Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

    итоговое занятие по теме "Права детей"...

    Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

    Итоговое занятие по теме :"Права детей"...

    Семинар-практикум для воспитателей "Защита прав детей"

    Материал разработан для воспитателей. Может использоваться на родительском собрании. Затрагивает проблемы нравственного и правового воспитания....

    Основные права детей. Защита прав детей.

    Основные права детей. Защита прав детей....