Закрепление в речи звука С
материал по теме

Егорова Ольга Викторовна

Материал для введения звука С в речь ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_zvuka_s.docx61.37 КБ

Предварительный просмотр:

2.            Звук «С». 

  1. Игра «Будь внимателен». /повтори точно/.

Са – со – су – сы       со – сы – са – су

Су – сы – са – со       сы – са – со – су.

  1. Игра «Повтори правильно». /слова с ударением на слоги/.   Образец: с – ад,  с – ам.

                    - са.

Сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса.

                       - со.

         Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол,

         сопка, сотня, босой, косой, кусок, лесок, носок,

         песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль,

         соль, рассол.

        - су.

         Сук, суд, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу,

         посуда, рисую, несут, плясун.

          - сы.

         Сын, сыт, сыч, сыр, сыпать, Усы, весы, носы,

         часы, волосы, косынка, посылка.

  1. Игра. «Один, два, три». /согласование числительного с сущ – ым.

1 сад – 2 сада – 5 садов. /оса, гусак, Соня, колесо, фасоль, сумка, сын, часы/.

  1. Придумай предложения со словами:

/усатый, колесо, суп, косынка/.

3.          Звук «С».

  1. Упражнение «Водичка льётся», «Накачаем

                                           колесо»

  1. Повтори за мной.

Са – са – са      са – со – су     са – со – сы – су.

Со – со – со      со – су – сэ     со – су – са – сы.

Су – су – су       су – сы – са    су – са – сы со.

Сы – сы – сы    сы – со – са    сы – су – со – са.

Сэ – сэ – сэ      сэ – сы – су    са – сы – со – су.      

  1. Игра «Добавь слог»: - СА, - СО, - СУ, - СЫ.

Образец: СА – м, СА – ло.

               - СА:

- молёт,  -ло,  -ни,  -хар,  -лют,  -лат, о-, ко -,

ля -, ро -, коле -, Лари -, кра -, .

        -СО:

         -н, -ня, -ра, -да, -кол, -тня, -р, -к, мя-,

          коле-, про-,.

                        -СУ:

         -к, -д, -п, -хо, -дно, -мка, -шка, -гроб, -ндук,

         -венир, ке-, па -,  ри – ю, пля – н.

        -СЫ:

         -н, -р, -нок, у-, бу-, ко-, воло-, поло-, рель-,

          ве-, но-, ча-.

  1. Упражнение «Найди место звука в слове».

/Саня, носок, колесо/.  /интонировать, потянуть/

4.                  Звук «С».

1.Упражнение «Водичка льётся», «Накачаем

                         колесо», «Насос».

2. Игра «Магазин». (На столе стоят игрушки,

    ребёнок «приходит» в магазин, выбирает

    игрушку, которую хочет купить, называя её,

    или изменяя слово так, чтобы в нём

    слышался звук «С»).

    Игрушки: лиса, собачка, слон, часы, самолёт,

                     столик, кастрюля, краски, бусы, сумка.

  1. Игра «Придумай предложения со словами»:

/собака, сом, слон, лес, лиса/.

  1. Раздели на слоги и выдели звук «С».

       /НОС,  НОСОС,  САМОЛЁТ/.

  1. Выучи наизусть.

                Самолёт построим сами,

                Понесёмся над лесами,

                Понесёмся над лесами,

                А потом вернёмся к маме.

5.        Звук «С».

  1. Упражнение «Найди звук». /на развитие фонематического слуха/:

С – З – Ч – С – Ш – С – Щ – Ц – С – З – С – Ч.

     2. Игра. «Повтори за мной и выучи наизусть». 

Са – са – са – вот летит оса.

Со – со – со – у Сони колесо.

Су – су – су – мы видели в лесу лису.

Сы – сы – сы – у сома усы.

       Ас – ас – ас – мы пили хлебный квас.

       Ос – ос – ос – очень много ос.

       Ус – ус – ус – у нас хороший вкус.

       Ыс – ыс – ыс – вот высокий мыс.

     3. Повтори правильно:

         Сады, садил, садовник, салат, салют, сапёр,

         сатин, касса, масса, самовар, самолёт,

         санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колесо.

                     Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый,

                     сувенир, рису, морсу, вынесу.

         Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы,

         русый, волосы, полосы, рельсы,

         выписывать, посылать.

     4. Игра. «Найди место звука в слове».

 /САД, САМОЛЁТ, ОСЫ, БУСЫ, РИС, МОРС/.

6.                Звук «С».

  1. Назови предметы и найди место звука в слове.

(сумка, носки, самовар, косынка, слон, колос).

  1. Игра. «1; 2; 5».

/сумка, стол, оса, слон, носок/.

  1. «Подумай, и ответь на вопросы».

Чем солят суп?           Суп солят солью.

Чем косят траву?        Траву косят косой.

Кто сторожит дом?     Дом сторожит собака.

Когда тает снег?         Снег тает весной.

На чём мы сидим?     Мы сидим на стуле.

Где стоит стакан?      Стакан стоит на столе.          

  1. Игра «Найдём звук».

Стол, коньки, лампа, стакан, сом, губы, нос, суп, молоко, мука, лес, мак, рак, носки, сапоги, ботинки, санки.

  1. Придумай предложения со словами:

/САНКИ, СОВА, СКАЗКА/.  

7.         Звук «С».

  1. «Назови картинки и придумай предложения».

/картинки со звуком «С» в разных позициях/.

/сани, леса, слон, косы, бусы, пылесос/.

  1. Игра «Какая? Какой? Какое?» /согласование прилагательного с сущ – ым в роде/.

Образец: Сом – какой? – большой и т.д.

Сова, сад, сало, оса, коса, лиса, гусак, сок, сом, сон, песок, колесо, солнце, судно, мясо, рис, сыр.

  1. Упражнение «Не ошибись». /Произнеси слова со стечением/:

    Свая, свалить, сварить, скатерть, присвоить,  

    небосвод, скала, скалка, скамейка, скоро,

    сковорода, сказка.

    Слабый, слово, слава, сладкий, слон, слух,

    случай, слушай.

    Смог, смотр, смола, смуглый, смыть, снаряд,

    сноп, снова, сны.

    Спать, спорт, спор, Спартак, проспать,  

    поспорить, спутник, спутать.

    Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан,

    старик, пристань, достать.

    Сто, стол, столб, стойка, столько, постой,

    настойка.

    Стук, стул, ступа, ступенька, стынуть.

8.                Звук «С».

  1. Игра «Разведчики». /развитие фонематического слуха/.

СА – ша – за – са – ща – са – са ца – са.

  1. Назови предметы изображенные на картинках:

/со звуком «С» в разных позициях, со

стеченьями/.

  1. «Составь предложения из слов». /деформированная фраза/.

а) Стоит, сквере, в, скамейка.

б) Дворе, спит, во, собака.

в) Стоит, на, стакан, столе.

  1. Добавь слово в предложение:

     /с опорой на картинки/.

     На соломе сидит………/собака/.

     На суку сидит …………/сова/.

     Высоко летит …………/самолёт/.

     На столе горят…………/свечи/.

     Соня связала тёплые…/носки/.

     Быстро несутся с горы …/санки/.

     У Ларисы новые …………/бусы/.

     В лесу глубокая …………/нора/.

     Сладкий сок из …………../абрикос/.

     На грядке выросла ……../капуста/.

  1. Выучи поговорку:

Весна да осень,

На дню погод восемь.

/Объяснить содержание, смысл/.          

9.            Звук «С».

  1. Игра «У колонки».

                 Поработать мы хотим,

                 Мы к колонке побежим.

                 Воды в вёдрах принесём,

                 И цветочки польём.

                 Ведро Соня подставляй,

                 Слава весело качай.

                 Из колонки вода льётся,

                 Знай, качай и не зевай: ссссссссссссссссс.

   /тихо, громко, медленно, быстро, коротко, длинно/.

  1. Упражнение «Не ошибись, повтори правильно»:

                 В лесу роса.  На траве роса.

                 На полке посуда.  В лесу высокие сосны.

                 У Бориса русые волосы.

                 Собери сор совком. Стёпа упал из санок в

                 сугроб. Собака видит на суку сороку и

                 лает. Трава сохнет на солнце и пахнет.

                 В саду созрели сладкие абрикосы.

                 На улице сыро.

                 Лариса, клади в суп мясо и фасоль.

  1. Выучи наизусть. «Заяц».  /Е. Александровой/.

             Мчится заяц от лисы.

             Хвост дрожит, дрожат усы.

             Встали сосны на пути.

             От погони не уйти!

             Нет спасения в бору.

             Прыгнул к ёжику в нору.

     

10.              Звук «С».

  1. Игра «Хлопушка». /хлопни в ладоши на слова со звуком «С»/.

/нос, наши, уши, усы, сила, шила, кашка, каска, сутки, шутки, мишка, миска, крыса, крыша, краска, крошка и др/.

  1. Закончи слово:

Са – са – са – у меня ко…/са/.

Су – су – су –заплету ко…/су/.

Ас – ас – ас – вот стоит Тарас.

Ос – ос – ос – наш Тарас мат…/рос/.

  1. Повтори предложения:

На столе стоит стакан.

Соня стоит на мосту.

В лесу лиса с лисятами.

Под сосной стоит скамейка.

Под скамейкой спит собака.

Над кустом летают осы.

В саду стоит высокая сосна.

  1. Выучи наизусть.

        У Светы и Сани, в сетях сом с усами.

  1. Отгадай загадку, выдели первый звук в отгадке.

             Всю ночь летает,

             Мышей добывает.

             А станет светло,

             Спать ляжет в дупло.

              Кто это? ………./СОВА/.

11.            

Звук «С».

  1. Звук «С».

1.Упражнение «Чем похожи?»

           Сало, сани, салат, сом, сон, усы, носы,

           Волосы, писатель, хвост, мост, тросс.

  1. Упражнение «Выполни и назови» /среди картинок выбрать те,  в названии которых есть звук «С»/
  2. Упражнение «О чём можно сказать «мой», «моя», «моё», «мои» ?».

Картинки: слон, сани, самовар, сарафан, колесо, костюм, костёр, стакан, лиса, свечи и т. д.

  1. Упражнение «Перечисли и назови одним

                                               словом»

Автобус, самолёт, такси, самокат – транспорт

Кастрюля, миска, сковорода, стакан – посуда. 

  1. Выучи потешку.

         Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

       Расти косонька до пят,

        Все волосёнки в ряд.

Расти коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся!

     Выделите из текста слова со звуком «С»,

     определить место звука в словах:

          Расти, коса, пояса, волосёнки, слушайся.

6.  Упражнение «Придумай новые слова»

        Коса – косичка – косонька – косица.

Многозначность: а) коса – косить,

        б) коса – у девочки.

  1. Звук «С».
  1. Игра «Самолёт».

              Самолёт построим сами

              Понесёмся над лесами,

              Понесёмся над лесами,

              А потом вернёмся к маме.

     А в полёт возьмём игрушки и картинки в

     названии, которых есть звук «С».

      /определить место звука в словах/.

  1. Повтори и выучи:

Сани, сани едут с горки сами.

Сани, сани, едут сами.

Через горы и леса

Едут сани – чудеса.

         На санках. 

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Соню в бок.

Соню – бух, в сугроб.        

  1. Игра «Один – много».

             Образец: Одна миска – много мисок.

          Лиса, лес, насос, пылесос, санки, сапоги,

          носок, нос и др.

  1. «Что нарисовано?» /картинки со стечением/.

       Стол, стул, стакан, ставни, скамейка, сковорода, кастрюля, сноп, спутник и др.

 

        14.   Звук «С».

  1. Упражнение «Какое слово лишнее?» 

        /без звука «С»/.

     Сом, коса, каша.   Лиса,  волк, слон.

     Самолёт, ракета, куст.  Сорока, снегирь, сова.

  1. Упражнение «Будь внимательным» / запомни и повтори только те слова, в которых услышишь звук «С»/.  Пастух, петух, стук.

                    Коса, роса, кора.

                    Сок, нос, рак.      

  1. Упражнение «Большой – маленький»

            Образец: сало – сальце.

          Суп - …,         Солнце - …,   Сук - …,      Сын - …,

          Стакан - …,    Стул - …,       Миска - …,  Лиса - …,

          Коляска - …,  Носок - …,      Голос - …,  Колос - …,

          Нос - …,         Пылесос - …, Насос - ….

  1. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

                         Сливы. 

     Мама купила Свете сливы. Сливы сладкие и

     сочные. Мама сварила в соковарке сливовый сок.

     Сок получился вкусный.

  1. Что купила мама?  Какие они были?
  2. Что сварила мама из слив?
  3. Какой получился сок?
  4. Как называется сок из слив?
  1. Звуковой анализ слова: «СОК».
  2. Выучи: Синий мундир,

                 Жёлтая подкладка,

                 А в середине – сладко. /СЛИВА/

     

15.    Звук «С».

  1. Игра «Разведчик» /выбрать те картинки, названия которых начинаются со звуком «С»/. /Предложены картинки со звуком «С» в разных позициях/.
  2. Упражнение «Птичья столовая»

Какая птица заблудилась? /в названии нет звука «С»/. Картинки: снегирь, сорока, свиристель, воробей.

  1. Выучи наизусть:

              Сонная сорока сидела на сосне.

              Снегири и сойки снились ей во сне.

              Скорей! – стонали сойки.

              Спеши! – снегирь свистел.

              Сорока съела сойку.

              И сон её слетел.

  1. Звуковой анализ слова «СОН».   
  2. Отгадай загадки:

            Непоседа пёстрая,

            Птица длиннохвостая,

         Птица говорливая,

               Самая болтливая…/СОРОКА/.

           Зимой на ветках яблоки!

           Скорей их собери!

           И вдруг – вспорхнули яблоки.

           Ведь это… /СНЕГИРИ/. 

                  Угадайте, что за птица,

                  Света яркого боится,

                  Клюв крючком, глаза пятачком.

                  Ушастая голова,

                  Это /СОВА/.   

16.        Звук «С».

  1. Упражнение «Найди звук, который потерялся»

Но…с             поко…с             сило…с

         Воло…с         пё…с                 анана…с

         Тара…с         кро…сс              кла…сс

         Ста…с           матро…с           Мар…с

         Сеноко…с     вопро…с           мор…с

         Альбатро…с                           Барбо…с.  

  1. Упражнение «Вспомни и назови имена детей»,

      в названии которых, есть звук «С».

               Саня, Соня, Света, Стас, Тарас, Слава,

               Оксана, Костя….

  1. Отгадай загадки, подбери картинки – отгадки.

а) Четыре братца под одной крышей

     живут…/СТОЛ/.

б) Без туловища, а с ногами,

    Без головы, а со спиной…/СТУЛ/. 

         /У ребёнка картинки «мебели»/.

  1. Чтение, беседа по рассказу:

        Помощница. 

         Мама мыла посуду, Соня поставила посуду на

         стол. Она поставила стакан, кастрюлю, сковороду.

  1. Что делала мама?
  2. Что делала Саня?
  3. Какую посуду поставила Саня на стол?
  1. Перескажи рассказ.
  2. Выучи пословицу:

            Не сиди сложа руки –

            Так не будет скуки.

17.            Звук «С».

  1. Упражнение «Короткие слова».

     /Вспомни и назови слова со звуком «С»/.

     Сын, сом, сам, сук, сад, сыр, сон, нос, сок,

      лес, пёс, рис, мыс.

  1. Повтори и выучи чистоговорки:

            Ас – ас – ас – мы с тобою пили квас.

            Ус – ус – ус – ели вкусный мы арбуз.

            Ыс – ыс – ыс – вдалеке мы видим мыс.

            Ос – ос – ос – на улице мороз.

  1. Чтение, беседа и пересказ рассказа.

                  Столовая. 

     Сонина мама работает в столовой. Она

     подметает пол, расставляет стулья к столам.

     Соня помогает маме. Мама моет посуду, а

     Соня расставляет стаканы на подносы.

     Потом они стелют скатерти на столы и

      ставят свежие цветы.  

  1. Выучи пословицу:

             «Скучен день до вечера,

         Если делать нечего».

  1. Отгадай загадку:

          Без рук, без ног,

          А всех кладёт в постель… /СОН/.

  1. Звуковой анализ слова: «СОН».

18.        Звук «С».

  1. Упражнение «Будь внимателен»

      /подними кружок на слово со звуком «С»/.

      Полюс, плюс, плюшка, весна, паста, мошка,

      масло, тепло, ствол, слон, лом, миска, киска,

      кошка, ласка, маска, кашка, лето, лист.

  1. Отгадай загадки, определи место звука в отгадках.

                Хвост крючком, нос пяточком…/СИНЬЯ/.

                        Стелют на кровать меня,

                        Называюсь…/ПРОСТЫНЯ/.

                Весной веселит, летом холодит,

                Осенью питает, зимой согревает…/ЛЕС/.

  1. Послушай, ответь на вопросы, перескажи:

                        Сад. 

         Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду растут

         ели и сосны. Около ели стоят скамейки. У скамеек

         астры, ирисы и настурции. Саша и Соня гуляют в

         саду. Они сами поливают цветы.

  1. Игра «Цветочное лото» /Сложить разрезную

               картинку, назвать цветы со звуком «С»/.

19.           Звук «С».

  1. Упражнение «Длинные слова». 

      /трёхсложные/, деление на слоги.

     Ка – пус – та    сту – пень – ки     са – мо – лёт

     Ко – су – ля     ста – ди – он        по – сыл – ка

     Ко – сын – ка   са – мо – кат       со – ро – ка

     Со – ба – ка     сме – та – на      пы – ле – сос

  1. Упражнение «Подбери слова, измени

                                                слово».

Лес – лесок – лесочек – лесовик -

 лесовичок – леса.

 Песок – песочек – песочница – песочный.

Пояс – поясок – поясочек – поясной.

  1. Упражнение «Составь предложения»,

        / со словами/: Лес. Песок. Пояс.

  1. Выучить потешку.

           В лесу темно,

           Все спят давно.

           Одна сова не спит,

           На суку сидит.

  1. Упражнение «В лесу».

Подбери картинки животных и птиц, в названии которых есть звук «С».

Картинки домашних и диких животных и птиц.  

20.        Звук «С».

  1. Упражнение «Промеряем слова» /двусложные/.

Са – хар        са – пог         са – ни

Со – да          со – кол         Со- ня

Ос – лик         вес – на        ре – дис

Ко – са           ро – са          ар – буз

Мя – со          мо – роз        ли – са.

  1. Отгадай загадку, определи место звука «С»

      в слове – отгадке.  

      «Сам не бежит, а стоять не велит».../МОРОЗ/. 

  1. Составить предложение со словом «мороз».
  2. Упражнение «Придумай новые слова».

Мороз – морозец – морозно – морозный –

Морозко – морозище.

  1. Запомни текст и перескажи его.

                     Зима. 

     Наступила зима. В саду много снега. Соня и Саня

     идут в сад. У Сони санки. Соня возит Саню.

     За санками бежит собака. Собаку зовут Барбос.

  1. Выучи: Соня погляди в окно.

                 Сколько снегу намело!

                 И в лесу, и в саду,

                 Сосны, ели – всё в снегу.

21            Звук «С».

  1. Игра «хлопушка» /фонематический слух/.

Хлопни, если услышишь слова со звуком «С».

     Сы, ша, су, шу, за, са, ус, жи, ас, ап, зы, со, жи.

  1. Повтори за мной предложения:

Суп несут в супнице. Ёлку несут из леса.

Высоко на суку сова. Саня рисует самолёт.

На сосне сухие сучья. В сумке свежий судак.

В субботу Соне купят посуду.

Сосулька упала в сугроб.

В песочнице сухой песок.

  1. Послушай, ответь на вопросы, ответь.

                    В лесу.

         Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними

         была собака. В лесу сыро, мало солнца.

         Собака увидела на суку сороку. Сорока

         увидела собаку и улетела. Под сосной Саня

         увидел ежа. Саня не успел его поймать. Слава

         встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел

         самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо ребят

         лиса убежала в нору. Потом Саня и Слава

         повернули к дому. На опушке леса в стогах

         сохла трава. Ребята отдохнули у стога.

         Скоро они были дома.  

       

22.        Звук «С».

  1. Упражнение «Построим пирамидку».

Картинки: сом, соня, весы, собака, самолёт, самокат.

  1. Упражнение «У меня, у нас, у них нет».

Образец: У меня сок.

                 У нас соки.

                 У них нет сока.

Слова: соты, сода, соль, снег, снежинка, колесо, свисток, пояс, тесто, свитер.

  1. Игра «Четвёртый лишний»./на слух определить

     лишнее слово, не входящее в обобщающее

      понятие/.

  1. Кастрюля, суп, сухарь, сушка.
  2. Соль, сахар, масло, стул.
  3. Астра, нарцисс, традесканция, сосна.
  1. Прослушай, ответь на вопросы, перескажи.

                Собака Снежок. 

     В саду росла сосна. Под сосной стояла скамейка.

     На скамейке сидела Соня. У Сони есть собака.

     – Собаку зовут Снежок. Соня очень любит свою

     собаку. Соня даёт собаке кусок сахара.

  1. Выучить наизусть:

Укусила пса в самый нос оса,

Захотелось псу съесть осу.

Но оса спаслась, унеслась!

  1. Отгадай загадку:

        Не моторы, а шумят,

        Не пилоты, а летят,

    Не змея, а жалит… /ОСА/.

23.        Звук «С».

  1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки:

Маленький вертолёт, летит назад и вперёд.

Большие глаза. Кто это?… /СТРЕКОЗА/.

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет. /САМОЛЁТ/.

  1. Выделить первые звуки в словах – отгадках.
  2. Игра «Выше всех». Детям предлагаются картинки  /ракета, вертолёт, птица, самолёт, насекомое/.

ЦЕЛЬ: разложить по порядку: летает низко над землёй, выше, ещё выше и т. д.

Построение предложений по образцу:

Самолёт летает выше вертолёта, но ниже ракеты.

  1. Игра «Узнай и назови»

     /с использованием картинок на звук «С».

  1. Упражнение «Определи место звука «С» 

     в словах. /картинки из упр – ия №4/.

  1. Выучи пословицы:

           «Скоро сказка сказывается,

           Да не скоро дело делается».

         «От спеху, чуть не наделала смеху».

    7. Работа над смыслом.            

   

24.        Звук «С».

  1. Упражнение «Отложи кружок» /когда услышишь слова со звуком «С».

СЛОВА: пастух, сторож, повар, столяр, продавец, воспитатель, врач, логопед, сторож, учитель, почтальон, столевар.

  1. Как назвать одним словом? – ПРОФЕССИИ.
  2. Кем работают родители?
  1. Упражнение: «Подбери нужную картинку,

                             повтори предложение за мной».

  1. В лесу растут высокие, старые…сосны.
  2. Весной тает снег, плачут…сосульки.
  3. Весной светит яркое, лучистое…солнце.
  4. Дедушка Степан смастерил Соне…санки.
  1. Упражнение «Живое – неживое».

«Если назову слово, обозначающее живой

             предмет – хлопни в ладоши».

Лиса, стакан, косуля, мост, песок, сойка, куст, сарафан, стол, соболь, костёр, подснежник, соль, снегирь, сандале.

  1. Придумай предложения со словами:

Станция. Пассажиры. Скамейка. Мост.

  1. Объясни слова:

               Гости, гостинцы, гостиница.

               Слава, славный, славиться.

 

25.            Звук «С».

  1. Назови картину, определи место звука в слове.

/Картинки, в названии которой есть звук «С»/.

  1. «Перевёртыши»:

Собака летает, а сорока лает.

Сахар солёный, а соль сладкая.

Самолёт едет, а автобус летает.

У слона – совята, у совы – слонята.

Сосна с листочками, а слива с иголками.

  1. Чтение, беседа, пересказ текста:

                   «Пастух».

     Борис был пастухом. Он пас телят. У

     пастбища лес. Это опасно. Того и гляди

     выскочит волк. У Бориса есть собака Барбос.

     Он помогал Борису. Барбос часто убегал в

    кусты, а Борис не пускал его. Не пускал близко

    к кустам и телят. «Надо поить телят и самому

    поесть» - думает Борис. Еда в сумке у сосны.

    Там и водоём с водой. Борис гонит телят,

    Барбос помогает. Подогнал Борис телят к

    водоёму, лёг под сосной. Потом достал

    редиску, хлеб, колбасу, мясо.

    Кость отдал Барбосу. Борис грызёт кость.

    После Борис отдохнул немного, и опять стал

    пасти телят.

  1. Объясни пословицу:

Поскорей подрастай,

Да к работе поспевай.

26.        Звук «С».

  1. Упражнение «Разведчик» - найди слог со звуком «С»,

             «Хлопни в ладоши».

     Са – ша – на – су – ра – сы – ла –со – цы – са – жи.

  1. Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

                            В саду. 

     Соня была в саду. В саду стоит стул со скамейкой.

     Соня села на скамейку. Она стала рисовать.

     Нарисовала сад, над садом самолёт. В небе –

      солнце. Рисунок был неплох.

  1. Упражнение «Ласковые слова»

        Пояс –   поясок –  поясочек

        Колос – колосок – колосочек

        След –  следок –   следочек

        Лист –   листок –   листочек

        Голос – голосок –  голосочек.

  1. Упражнение «Назови одним словом».

а) Перечислить: соль, сахар, масло, мясо –

      это продукты.

    Лиса, соболь, слон, носорог – это животные.

б) Повтори все сам.

  1. Упражнение: «Какой?» «Какая?»  «Какое?»

            Сахар – сладкий

            Соль – солёная

            Масло – сливочное, растительное.

  1. Выучи пословицу:

               Раз солгал – навсегда лгуном остался.

 

27.       Звук «С».

  1. Запомни и объясни пословицу:
  1. Человек без Родины, что соловей без песни.
  2. Москва всем городам мать.
  3. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  1. Выучи наизусть:

Россия…Как из песни слово –

        берёзок юная листва.

Гуденье цеха заводского,

И славный город наш – Москва.

           Своих друзей могу понять я,

           Всех, кто отсюда вдалеке,

           Ведь разговор народы – братья

         Ведут на русском языке.

  1. Упражнение «Кто где живёт?»

         В России – русские.

         В Белоруссии – Белорусы.

         В Эстонии – Эстонцы.

         В Сургуте – Сургутяне.

         В Москве – Москвичи.

         В Свердловске – Свердловчане.

         В Краснодаре – Краснодарцы.

  1. Упражнение «Четвёртый лишний»:

        Россия, Белоруссия, Эстония, Москва.

        Москва, Сургут, Свердловск, Эстония.

 

28.        Звук «С».

1. Подними флажок, если услышишь слова со звуком «С».

       Фестиваль, сорочка, мастер, пузырь, горошки,

             красный, шмель, Степан, мороз.

2. «Поэты» - подбери рифму к словам:

        Сосна /весна/.          Коса /роса/.

        Песок /носок/.           Мосток /росток/.

        Насос /пылесос/.      Маски /глазки/.

  1. Заучивание потешки И. Демьянова

                   «Где сметана?».

                    Раз у нашего Степана

                    Караулил кот сметану.

                    А когда настал обед,

                    Кот сидит – сметаны нет,

                    Помогите – ка Степану,

                    Поищите с ним сметану!

4. Игра «Что изменилось?»

      /с картинками или игрушками на звук «С»/.

5. Составление предложений об игрушках:

       /Самолёт, часы, слон, кастрюля, лиса/.

29.        Звук «С».

  1. Чтение прибаутки, выделение из текста слов со звуком «С».

         До обеда проспали, встали да обедать стали.

         Наелись, покланялись, да спать повалились,

         Кто ленив, тот и сонлив.

  1. Работа над символом пословицы:
  1. Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  2. Кончил дело – гуляй смело.
  3. На работу он сзади последних,

    а на еду – впереди первых.

  1. Ранняя птичка носок очищает,

     а поздняя глазки открывает.

 3.Чтение «Чем пахнут ремёсла?»Джанни Родари.

     У каждого дела           Куртка шофёра.

     Запах особый:            Пахнет бензином.

     В булочной пахнет     Блуза рабочего –

     Тестом и сдобой.       Маслом машинным.

Мимо столярной        Пахнет кондитер

Идёшь мастерской -  Орехом мускатным.

Стружкою пахнет       Доктор в халате –

И свежей доской.      Лекарством приятном.

   Пахнет маляр скипидаром  Рыхлой землёю,

   И краской.                             Полем и лугом

   Пахнет стекольщик              Пахнет крестьянин

   Оконной замазкой.               Идущий за плугом.

              Рыбой и морем пахнет рыбак.

              Только бездельник не пахнет никак.

              Сколько не душится лодырь богатый, -

              Очень неважно он пахнет, ребята!

30.        Звук «С».

  1. Назови картину, определи место звука в слове.

          /Картинки, в названии которой есть звук «С»/.

  1. Придумай предложения с этими словами.
  2. Заучивание считалки:

              Съел комар ведро овса,

              Ехал воз без колеса.

              В полдень выпала роса,

              Вот такие чудеса!

              А не веришь чудесам –

              Сочини считалку сам!

4. Составление сказки по серии картинок.

        «Лиса и журавль», «Курица с цыплятами».

     5. Работа над смыслом пословиц о дружбе:

  1. Не бросай друга в несчастье.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Легко друзей найти, да трудно сохранить.

31.        Звук «С».

  1. Речевое лото «Туалетные принадлежности».

Назови только те предметы, в название которых есть звук «С».

/Расчёска, зубная паста, мыло, полотенце, зеркало, щётка, мочалка/.

  1. Заучивание стихотворения «Сам».

                 Сам я встал сегодня рано.

                 Чистить зубы сам пошёл.

                 Сам умылся из – под крана

                 И расчёску сам нашёл.

        Перед зеркалом стою –

        Сам себя не узнаю.

        Посмотрите на меня:

        Неужели это я?…

                 Нет, такому молодцу

                 Быть неряхой не к лицу!

                                              /В. Степанов/.  

  1. Отгадывание загадок о туалетных

       принадлежностях.

    4. Работа над смыслом пословиц об опрятности:

  1. Не умывши лица, за столом не садятся.
  2. Чистота – залог здоровья.
  3. Мыло серо, да моет бело.

32.        Звук «С».

  1. Посмотри на картинки /сюжетные/, назови предметы,

     в названии, которых есть звук «С». /Можно

       использовать иллюстрации к книгам/.

  1. Добавь нужное слово:

Иго – го! – поёт лошадка,

Спи, мышонок…СЛАДКО, СЛАДКО.

       Десять дней Айболит

       Не ест, не пьёт и не … СПИТ.

 И сказала кочерга:

 Я Федоре не … СЛУГА.

       Динь – Дон! Динь – Дон!

       В переулке ходит …СЛОН.

  Для птенцов и для зверят

  Тоже нужен детский… САД.

      И рыщут по дорогам слоны и носороги.

      Вдруг видят: Стоят у колёс

      Огромный взъерошенный…ПЁС.

  1. Выучи наизусть:  «ПЁС».

           Молодого злого пса

           В нос ужалила оса.

           Не скули – сказал я псу, -

           Прогони скорей осу.

                               /А. Максаков/.

  1. Чтение и пересказа:

                      «В саду».  

     Соня была в саду. В саду стоит стул со скамейкой.

     Соня села на скамейку. Она стала рисовать.

     Нарисовала сад, над садом самолёт. В небе –

      солнце. Рисунок был неплох.

                                                             /А. Максаков/.

33.        Звук «С».

  1. Упражнение «Перечисли времена года». 
  1. /В названий которых из времён года есть звук «С»?… ВЕСНА.
  2. Что происходит в природе весной?
  3. /Тает снег, ярче светит солнце, распускаются листочки, просыпаются звери, насекомые/.
  1. Рассматривание «Весенних картинок», составление предложений.
  2. Игра «Четвёртый лишний» /с использованием

    картинок «Времена года» - /исключение

    картинок зимних, летних, осенних/.

  1. Заучивание календарной песенки:

                     «Призыв весны».

              Весна, весна красная!

              Приди весна с радостью, радостью,

              С великою милостью: со льном высоким,

              С корнем глубоким, с хлебом обильным!

     Объяснить, что в старину после долгих зимних

     холодов люди зазывали весну песнями,

      просили хорошего урожая.

  1. Работа над смыслом пословицы:
  1. Весна красна цветами, а лето снопами.
  2. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  3. Весна днём красна.
  4. Апрель с водой – май с травой.

34.        Звук «С».

  1. Назови животные, в названии которых

      есть звук «С». /Книга В. Чаплина

         «Как лиса в лесу живёт».

     Лиса, барсук, косуля.

  1.  Чтение отрывка из рассказа:

         «Как лиса в лесу живёт».

     В лесу жила лиса. В самом глухом месте, под

     деревом, выбрала она себе удобное местечко и

     стала рыть нору. Это была трудная работа. Надо

     прорыть глубокие ходы, сделать удобное логово

     для лисят, а на случай опасности – запасные

     выходы. Лисе помогал лис. Нора готова, и скоро в

     ней запищали лисята. Малыши были совсем не

     похожи на взрослую лису. Лиса рыжая, хвост

     длинный, пушистый, а у детёнышей шёрстка

     серая, хвостик коротенький. Были они маленькие,

     беспомощные:

     Глазки ещё не видят, ушки не слышат. Малыши

     сосали свою мать, а если она уходила,

      собирались в кучку и спали.

             Ответь на вопросы:

  1. Где жила лиса? Где лиса рыла нору?
  2. Кто помогал лисе в этой трудной работе?
  3. Какая была лиса? А какие лисята?
  4. Как вели себя лисята с матерью – лисой?
  5. Что делали лисята, если лиса уходила?
  1. Выучить скороговорку:

Лис в лесу спрятался, /лес, лиса, схватил/.

       4. «Назови лишнего жильца в домике»./без звука «С»/.      

35.        Звук «С».

  1. Упражнение «Будь внимательный, смотри, и всё верно повтори».
  1. У маленького Сани сломались сани.

     Теперь у Сани новые сани.

  1. Спой мне песенку – смешинку,

Подарю тебе снежинку.

  1. Стройная сосна стоит в лесу.
  2. Соня под сосной поймала стрекозу.
  1. «Какой лес?»

      /образование прилагательных от сущ –ых/.

    а) Если в лесу растут:

        Сосны – сосновый       Берёзы – берёзовый

        Ель – еловый               Дуб – дубовый

        Кедр – кедровый         Клён – кленовый.

    б) Обобщающие понятия: хвойный лес,

        лиственный лес, смешанный лес.

  1. в) Если в лесу растут берёзы, ели, сосны, то

        какой это лес? – /СМЕШАННЫЙ/.

  1.    Если в лесу растут дубы, клёны, берёзы? –

        /ЛИСТВЕННЫЙ/.

  1. Если в лесу растут ели, сосны, кедры? - /ХВОЙНЫЙ/.
  1. Заучивание стихотворения:«ЛЕС».

     Он самый настоящий

     Густой и старый лес.

     В его зелёной чаще, полным полно чудес.

     Живут там без опаски, в избушках без дверей

     Таинственные сказки, про птиц и про зверей.

  1. Игра – лото «В лесу» 

      /Назвать живой и растительный 

Мир леса с использованием картинок.  Выделить слова, в которых есть звук «С».

36.        Звук «С».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление в речи звука Ш

Материал для введения звука Ш в речь ребенка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Закрепление произношения поставленных звуков в свободной речи». Тема «Путешествие к Фее цветов»

Цель: Чёткое проговаривание всех поставленных звуков в свободной речи.  Задачи:- Закрепить знания детей о цветах и их видах.- Расширить словарный запас- Закрепить умение составлять схе...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Конспект логопедического занятия «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи. Задачи:1. Коррекционно-обучающие:— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;— упражнять детей в звукобу...