Собрание для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
методическая разработка по теме

Хрищатая Наталья Анатольевна

      В настоящее время большое внимание педагогов уделяется особен­ностях эмоционального развития детей и профилактике эмоцио­нальных нарушений.

    Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состоя­ние наших детей было благополучным.

      Но в наше время все больше детей испытывает неблагополу­чие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрес­сивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

     Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как по­ложительными, так и отрицательными. Дети реагируют на пове­дение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ре­бенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.

     Существует множество примеров, когда невротическое со­стояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное со­стояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.

Данная методическая разработка дает возможность повысить компетентность родителей в таких вопросах:

  1. Влияние наказаний.

  2. Правила поддержания дисциплины.

  3. Основные причины серьезных нарушений поведения детей.
  4. Влияние  телевидения.

 Очень хотелось бы, чтобы данная разработка повлияла на отношения родителей с  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_dlya_roditeley.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание для родителей

«Профилактика эмоциональных нарушений у детей»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особен ностях эмоционального развития детей и профилактике эмоцио нальных нарушений.

Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состоя ние наших детей было благополучным.

Но в наше время все больше детей испытывает неблагополу чие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрес сивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как по ложительными, так и отрицательными. Дети реагируют на пове дение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ре бенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.

Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отра зиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, разви ваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При дли тельном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как аг рессия, может быть результатом копирования поведения окру жающих или защитной реакцией. «Защищаясь», ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем, и т. п.

Существует множество примеров, когда невротическое со стояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное со стояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.

Влияние наказаний.

Предварительно записать на магнитофон ответы детей на сле дующие вопросы:

  1. Наказывают ли родители детей? За что?
  2. Как ты думаешь, это бывает обычно справедливо или нет?
  3. Что чувствует человек, ребенок по отношению к тому чело
    веку, который его наказывает?
  4. Если бы ты был (а) мамой(папой), наказывал(а) бы ты своего  ребенка?
  5. За что хвалят детей родители? Часто ли это бывает?

Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему.

Ситуации для анализа.

Как, по вашему мнению, нужно реагировать в следующих ситуациях...

  1. Вы находитесь дома. Вдруг из другой комнаты раздается
    звон бьющегося стекла. Вы вбегаете в комнату и видите своего
    ребенка, стоящего у осколков вашей любимой вазы. Он испуган…
  2. Вы ссоритесь с близким человеком. Ребенок все слышит.
    Как вы думаете, что он может испытывать при этом? И как от реагировать,
    если малыш заплачет?
  3. Вы вместе с ребенком идете на прогулку. Он несет новую
    игрушку. В конце прогулки вы вдруг замечаете, что игрушки нет,
    где-то она потерялась и найти ее, увы, уже невозможно.
  4. Как бы вы поступили, если бы ваш ребенок вас обманул?
  5. Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным.
  1. С чего вы начнете разговор, разбирая плохой поступок ре бенка?
  2. Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред
    физических наказаний?
  3. Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что-то запре щаете?

Таким образом, проблема наказаний может встать, если ре бенок сделал что-то не так.

Правила поддержания дисциплины:

  1. при наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем
    делать ему плохое;
  2. требования родителей не должны противоречить важнейшим
    потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);
  1. должна быть согласованность правил между родителями;
  1. тон предъявления требования или запрета должен быть дру жественно-разъяснительным, а не повелительным;
  1. объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты ха рактера являются для ребенка предметом подражания. Много численные факты говорят о том, что насилие по отношению к де тям оборачивается со временем насилием и жестокостью по от ношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.

Многие дети готовы получить любую порцию наказания, что бы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь времен ные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего непо виновения.

А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослуша ния ребенка надо искать в глубине его психики.

Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание.
  2. Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
    родительской власти и опеки).
  3. Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семь ей - он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания младшему и другое. В глубине души ребенок переживает, страда ет, а на поверхности - протесты, непослушание).
  4. Потеря веры в собственный успех («Мне все равно...» «Пусть буду плохим...»).

Влияние  телевидения.

На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влия ние телевидение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
    любит ваш ребенок.
  2. Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо пере дачи как-то изменяется поведение ребенка?
  3. Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком,
    вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас
    идут?
  4. Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра
    телевизора вашим ребенком?

Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формирует ся не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заме няют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда мож но исправить.

Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зри телей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пе режить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмо циям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что де монстрация насилия способствует принятию агрессивных стерео типов поведения.

Исследование, проведенное в России, показало, что россий ский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каж дые 12 минут, а в вечерние часы - каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и не защищенным должен чувствовать себя ребенок.

Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенно сти или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ва ши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.

А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит короткое упражнение.

Родители получают карточки с заданием.

К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец-вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.

Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

Если ребенка часто критикуют…             …он учится верить

Если ребенка часто высмеивают…            …он учится осуждать

Если ребенок живет с чувством                  …он учится уверенности в себе

безопасности…            

Если ребенка часто подбадривают…         …он учится справедливости

Если с ребенком обычно             …он учится хорошо к себе относиться

честны…

Если ребенка часто одобряют…           …он учится быть терпеливым  

Если к ребенку часто бывают                 …он учится быть робким

снисходительны…                        

А теперь давайте проверим себя

  1. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  2. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  3. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  4. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  5. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
  7. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

     Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ре бенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его лю бите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, неза висимо от его поведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Профилактика эмоциональных нарушений у детей"

В материале раскрыты причины появления эмоционального неблагополучия ребенка, влияние наказаний и телевидения на эмоциональные состояния ребёнка.Представлены правила подержки дисцеплины....

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

Профилактика эмоциональных нарушений у детей.

Консультация для родителей. Особенности эмоционального развития дошкольников. Причины эмоционального неблагополучия. Правила поддержания дисциплины. Влияние телевидения на эмоциональное благополучие д...

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

   Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...

Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (опыт работы)

Представленный опыт  описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого п...

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИВ статье рассматривается вопрос развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоциональных...

Профилактика эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста...