Формирование привычек у детей
материал на тему

Статья посвящена формированию привычек у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepanova_vrednye__privychki.doc615.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств.

   Многие из привычек мы считаем вредными, но на самом деле не все являются таковыми. Однако с патологическими привычками непременно следует бороться, поскольку они оказывают негативное влияние на развитие ребенка. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения. Это отвлекает ребенка от процесса познания и угрожает задержкой психического развития.

   Детские привычки закладываются еще в утробе матери. Начиная сосать пальчик в материнском лоне, ребенок в дальнейшем часто прибегает к такому способу. И нет ничего дурного в этом до определенного периода.

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, не искоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и она чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, он мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.


РЕБЕНОК  СОСЕТ ПАЛЕЦ.

Чтобы избавиться от привычки сосать палец, ребенок должен приложить усилия, которые чем-то напоминают усилия курильщика, который хочет бросить курить. Сосать палец — это не просто вредная привычка, это зависимость. И методы наказания только усилят и закрепят ее. Вы можете пристыдить ребенка, но вскоре поймете, что это бессмысленно и Вы не заставите чувствовать ребенка виноватым.

Почему дети сосут большой палец?Вот некоторые из наиболее распространенных причин, по которым дети начинают сосать пальцы:

голод (недостаточная лактация, большие интервалы между приемами пищи)

 физическая боль (колики, первый зуб)

 отсутствие эмоциональной безопасности

 ревность к брату или сестре

 застенчивость.

Вот несколько советов, как можно отучить ребенка сосать палец

- Не спорьте с ребенком и не ругайте его. Это только заставит его нервничать

 - Не применяйте как метод влияния публичные замечания и унижение. Так Вы рискуете развить у ребенка комплексы

 - Не обращайте внимание на то, что ребенок сосет палец. Таким образом Вы не будете закреплять эту привычку

 - Не пытайтесь отучить ребенка сосать палец с помощью обмазывания пальцев перцем, уксусом или солью. Это может стать причиной молочницы или повышенной кислотности. Кроме того, это может напугать ребенка

 - Не пытайтесь принудительно вынимать пальцы изо рта ребенка.

Что необходимо делать, чтобы ребенок перестал сосать пальцы?

Когда Вы увидите, что маленькая ручка начинает тянуться в рот, мягким жестом остановите ее и переключите внимание ребенка на какой-либо предмет, который необходимо взять в руки. Например, попросите перенести детский стульчик или взять мяч.

Очень важно, следите за ребенком и делайте все для того, чтобы его отвлечь каждый раз, когда он пытается засунуть пальцы в рот. Маленькие победы в течении дня со временем превратятся в большую, пусть даже на первых порах ребенок и будет сосать пальцы во сне.

И последнее. Если ребенок в возрасте 3-4 лет все еще сосет пальцы и Вы никак не можете его отучить, то это повод обратиться к детскому психологу. Но не пугайтесь. Психолог скорее всего даст Вам советы, как отучить ребенка сосать палец.

 Для того, чтобы отучить ребенка от вредной привычки, можете использовать также метод поощрения.

РЕБЕНОК ВЫТИРАЕТ РУКИ ОБ ОДЕЖДУ

Вредной привычкой вытирать руки об одежду грешат очень многие малыши. Скушав конфету или липкий пряник, ребенок вытирает руки о свою одежду; скушав сочный персик, ребенок вытирает руки о свою одежду; поиграв с пластилином или глиной, поиграв с тестом («помогая» маме на кухне), ребенок вытирает руки о свою одежду; поиграв в песочнице или упав во дворе, испачкав руки в земле, ребенок вытирает руки о свою одежду; высморкавшись без использования носового платка, ребенок вытирает руки о свою одежду; погладив бродячую собаку или кошку, ребенок вытирает руки о свою одежду...

В том, что эта привычка у малыша есть, виновата мама. От этой привычки ребенка мама же, главным образом, и страдает - ей приходится стирать больше и чаще других мам. Разумеется, может страдать от данной привычки и сам ребенок, поскольку на одежде его всегда и в большом количестве присутствует инфекция, на одежде его наверняка бывают и паразиты. Инфекционное или паразитарное заболевание для этого ребенка -лишь вопрос времени.

Если мама обнаруживает у ребенка вредную привычку вытирать руки об одежду, она должна в самое ближайшее время его от этой привычки отучить. Важный момент в этом деле - наличие у ребенка носового платка. Ребенку в обязательном порядке следует привить культуру пользования носовым платком - «раз и навсегда», с детства и на всю жизнь.

Рекомендации маме:

♦ так как ребенок не сразу приучится пользоваться носовым платком, какое-то время ребенку нужно неустанно напоминать про носовой платок. Особенно важно своевременно напомнить про платок, когда в нем возникает необходимость. Вредную привычку вытирать испачканные руки об одежду следует вытеснять хорошей привычкой пользоваться платком. Очень эффективен метод воспитания собственным примером: маме рекомендуется при ребенке пользоваться носовым платком демонстративно, пользоваться платком с видимым удовольствием;

♦ рекомендуется сделать так, чтобы и ребенок пользовался носовым платком с удовольствием. Для этого нужно почаще менять ребенку носовые платки (каждый день, а то и по нескольку раз в день). Ребенку неприятно пользоваться несвежим платком. Специально для ребенка следует приобрести красивые детские носовые платки - украшенные рисунками. Можно купить сразу целый набор недорогих носовых платков. Если на каждом платке вышить вензелек ребенка и объяснить значение вензелька, то пользоваться таким платком ребенок будет с большим удовольствием;

♦ если у ребенка, несмотря на все предпринятые мамой меры, остается привычка вытирать испачканные руки об одежду, маме рекомендуется привлекать этого ребенка к стирке одежды. Раз-другой постирав свою рубашку, свои колготки, ребенок будет впоследствии задумываться, прежде чем пачкать их;

♦ с самого раннего возраста ребенок должен быть приучен самостоятельно мыть руки. Рекомендуется почаще мыть руки дома. Если предоставляется возможность помыть руки на прогулке, не упускать эту возможность.

РЕБЕНОК УВЛЕЧЕННО ЧИСТИТ НОС ПАЛЬЧИКОМ

Привычка чистить нос пальчиком распространена среди детей (и не только среди детей, увы) довольно широко, если не сказать повсеместно: привычку эту можно наблюдать и у ребенка бедуина, кочующего по Аравийской пустыне, и у малыша из бушменского племени, и у просвещенного европейского школьника, читающего о приключениях Гарри Поттера, и у среднестатистического ребенка из так называемой средней полосы, сидящего за папиным ноутбуком, и у отпрыска английского лорда - отпрыска, над воспитанием которого трудятся несколько нянек, гувернеров и пр. Привычкой грешили и дети августейших семейств, о чем сохранились письменные свидетельства (например, любимая дочка царя Николая II Анастасия писала папе на дачу в Ливадию письмо и шутила в этом письме, что много в последнее время читает, а читая, копает в носу

 Возникает привычка из-за появляющихся в носовой полости скоплений слизи, пыли, сухих корок. Основные функции носа - увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха, иными словами - подготовка воздуха к прохождению в нижележащие дыхательные пути (если в бронхи будет поступать сухой, пыльный воздух, сразу возникнет воспаление бронхов). Железы, заложенные в слизистой оболочке носа, продуцируют большое количество слизи, из этой слизи в полости носа испаряется вода и увлажняет вдыхаемый воздух. Так достаточно качественно выполняется одна из важнейших функций носа. Когда струя вдыхаемого воздуха проходит через носовую полость, содержащиеся в этой струе во множестве пылинки оседают на липкой слизи, и вдыхаемый воздух весьма качественно очищается. Так выполняется вторая важнейшая функция носа. Постепенно пыль и слизь накапливаются, образуются корочки, которые раздражают слизистую оболочку и требуют удаления. Если скопления пыли и слизи своевременно не удалять, они могут даже полностью закупорить носовые ходы. Ребенок, испытывая дискомфорт в носу, избавляется от этого дискомфорта с помощью пальчика. После чего, оглядевшись по сторонам, дабы не быть уличенным в нехорошем действе, «пускает козу пастись». Места, где малыш втайне от всех «пасет своих коз» (на стенке шкафа, под столешницей стола, под сиденьем стула, на скатерти или обоях), однажды обнаруживает мама, и это открытие для нее неприятно, поскольку забот прибавляется, да и приходит мысль, что ребенок у нее, оказывается, далеко не ангел.

Привычка чистить нос пальчиком опасна для ребенка тем, что, слишком активно действуя пальчиком, ребенок может серьезно повредить сеть мельчайших кровеносных сосудов - капиллярную сеть, расположенную в слизистой оболочке носовой перегородки (мы уже говорили выше о кровоточивой зоне перегородки носа). Риск такой травмы многократно возрастает, если у ребенка нерегулярно остригаются ногти, - небольшая царапина слизистой оболочки носовой перегородки может стать причиной сильного и продолжительного носового кровотечения. Если ребенок отдает дань привычке постоянно, у него на слизистой оболочке полости носа могут образовываться плотные кровянистые корочки. Эти корочки создают ощущение стягивания носа, ощущение инородного тела в носу. Ребенок, стремясь от неприятных ощущений избавиться, засовывает пальчик в нос и сдирает корки. Могут быть повторные кровотечения, могут быть обильные сукровичные выделения. Корки же на хронически травмируемой слизистой оболочке только разрастаются, и процессу этому не видно конца.

Рекомендации маме:

♦ нужно обстоятельно побеседовать с ребенком - и возможно, не один раз. Нужно рассказать о том вреде, какой он может причинить себе, следуя привычке чистить пальчиком нос (пальчик, конечно, он себе не сломает, но кровотечение однажды вызовет);

♦ по возможности быстрее научить ребенка качественно высмаркиваться (склонившись над раковиной или взяв носовой платок, ребенок зажимает одну половину носа и с силой выдувает воздух через другую половину носа, потом аналогичным образом ребенок высмаркивает и первую половину носа). В течение дня ребенок должен активно высмаркиваться не менее 3 раз. Если погода стоит сухая и ветреная, если в воздухе присутствует во взвешенном состоянии много пыли, ребенку надлежит высмаркиваться еще чаще - и 5, и 6 раз в день. В момент высмаркивания и скопления слизи, и пыльные корочки легко удаляются из носа. Однако не следует при высмаркивании проявлять чрезмерную активность, не следует дуть носом слишком сильно, так как при таком энергичном высмаркивании может лопнуть один из кровеносных сосудов носа, и тогда - не избежать носового кровотечения;

♦ научить ребенка самостоятельно промывать нос. Предлагается следующая простая методика: ребенок делает ладошку «лодочкой», наполняет ее теплой водой из-под крана, втягивает воду носом, после чего тут же выплевывает. За один сеанс промывания нужно выполнить 3-4 таких втягивания. Регулярные промывания обеспечивают прекрасное гигиеническое состояние носовой полости;

♦ кровяные корочки, оставшиеся в носовой полости после кровотечения, следует размягчать каким-нибудь растительным маслом (к примеру, оливковым, подсолнечным или кукурузным). Теплое масло рекомендуется закапывать ребенку в нос в положении лежа на спине - по 5-6 капель. Выполнять процедуру закапывания 2-3 раза в день. Через несколько дней размякшие корочки отойдут сами при очередном высмаркивании. Следует, однако, знать, что после носового кровотечения высмаркиваться ребенок должен осторожно. Для размягчения кровяных корок в носу можно использовать и вазелиновое масло. Практика показывает, что много эффективнее закапываний масел использование масел в фитильках: мама должна скрутить из ваты 2 фитилька длиной 2-2,5 см, пропитать их маслом и осторожно ввести ребенку в обе половины носа. Держать фитильки в носу в течение нескольких минут, после чего высморкаться;

♦ регулярно и достаточно коротко остригать ребенку ногти. Данную рекомендацию мы здесь приводим на тот случай, если маме в силу ее занятости не удастся уследить за ребенком, и он, забыв про ее уговоры, примется чистить себе нос по старинке.

РЕБЕНОК ПОДГИБАЕТ НОГИ ПОД СИДЕНЬЕ СТУЛА

Данную привычку можно наблюдать у очень многих детей. Причина возникновения привычки -неправильный подбор мебели для ребенка. Если стол и стул чересчур низки для ребенка, если у сидящего на стуле ребенка ноги упираются в пол и высоко поднятые колени мешают работать, он либо вытягивает ноги вперед, под стол, либо подгибает их под стул. Первая из названных позиций менее удобна, чем вторая, поэтому ребенок отдает предпочтение второй. У ребенка, который, сидя на стуле, подгибает ноги под сиденье, в той или иной степени пережимаются краешком сиденья кровеносные и лимфатические сосуды. Это приводит к застою крови и лимфы в нижних конечностях. В результате ткани нижних конечностей, часто испытывающие недостаток кислорода и питательных веществ, хуже развиваются. Кроме того при накоплении в нижних конечностях углекислоты и побочных продуктов обмена веществ ребенок скоро ощущает усталость, потому снижается его работоспособность, от чего в свое время страдает успеваемость в школе.

Нет необходимости каким-то особым образом бороться с привычкой ребенка подгибать ноги под сиденье стула. Ребенок сам перестанет отдавать дань привычке, если приобрести для него стул, который ему идеально подходит, если правильно организовать рабочее место ребенка.

Рекомендации маме:

♦ следует знать, что высота приобретаемого стула зависит от роста ребенка. Если у ребенка рост 116-129 сантиметров, высота приобретаемого стула должна быть в пределах 32-34 сантиметров; если рост ребенка 130-139 сантиметров, высота стула должна соответствовать 36-38 сантиметрам; при росте ребенка 140-149 сантиметров стул должен приобретаться высотой 40-41 сантиметр. Для детей постарше стандартные требования к высоте сиденья над полом такие: если рост ребенка находится в пределах 150-159 сантиметров, высота сиденья над полом должна быть не менее 44 сантиметров; при росте ребенка 160-169 сантиметров высота сиденья над полом - 46-46,5 сантиметра; если же у ребенка рост 170 сантиметров и больше, сиденье должно возвышаться над полом на 48 сантиметров;

♦ для детей среднего и старшего школьного возраста может быть рекомендован стандартный письменный стол. Столешница у такого стола находится на высоте 75-76 сантиметров над полом;

♦ если стул, купленный для ребенка, слишком высок (и не хочется подпиливать у этого стула ножки, принимая во внимание, что ребенок скоро подрастет), рекомендуется под ноги ребенку подставлять, невысокую скамеечку для упора;

♦ не следует приобретать для ученика стулья с мягким сиденьем. Также ребенку не нужно покупать различные офисные стулья всевозможных модификаций, каких в настоящее время в продаже много. Необходимо отказаться от мысли покупать для ребенка стулья с подлокотниками, стулья с вращающимися сиденьями и откидывающейся спинкой, стулья на колесиках и пр.;

♦ не рекомендуется садить ребенка возле письменного стола на табуретку. У ребенка, сидящего за письменным столом на табуретке, со временем развивается искривление позвоночника, нарушается осанка;

♦ выбирая для ребенка стул, следует помнить, что самый лучший для него вариант - это простой легкий стул с высокой прямой спинкой и с жестким сиденьем. На таком стуле и следует остановить выбор.

        

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Сидя у телевизора или за компьютером, дети, как правило, сгорбливаются, подгибают под себя ноги, лежат на животе, подперев руками голову и т. д. И если ребенок пребывает в таком положении часами, а еще вдобавок сидит так же, делая уроки, то в конце концов произойдет искривление позвоночника (сколиоз или кифоз). Это еще один минус длительного просиживания перед голубым экраном. Поэтому родителям важно регламентировать время пребывания перед телевизором/компьютером и, кроме того, следить за осанкой ребенка. Напоминайте ему, как нужно сидеть, поскольку, увлекшись просмотром, он не обращает внимания на положение своего тела.

 Давайте обсудим, как можно помочь ребенку сформировать правильную осанку при сидении или исправить ее нарушения, если таковые возникли.

 Для сохранения правильной осанки важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела, поэтому особое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Дошкольник гораздо больше должен двигаться, чем сидеть или лежать, - он еще свое «отсидит» в школе. Хорошо, если ребенок свободен в передвжении, бегает, прыгает, лазает, преодолевает различные препятствия, - таким образом формируются и совершенствуются различные двигательные навыки, развивается координация движений и чувство равновесия. Если ребенок физически силен, он будет гораздо более успешен в учебе, в большей мере защищен от заболеваний, которые также отвлекают от обучения. Поэтому не торопите события, не спешите 4-5-летнего малыша усаживать за книжки и занятия, пусть он играет, двигается, а на занятия (разделенные на несколько заходов) тратьте не более часа. А как же время для просмотра телевизора, компьютерных игр? Чем меньше, тем лучше. , Гуляя с ребенком, проводите больше времени на специально оборудованных детских площадках, играйте с детьми сами или организовывайте подвижные игры среди малышей. Как это ни странно, не все дети умеют играть, так что придется их этому учить, вспоминая свое детство. В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть с мячом, прыгать со скакалкой, а зимой - ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6-летних детей, но не торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в старшем возрасте, а вот предоставить ребенку возможность поразмяться дома нужно обязательно. Для этой цели подойдет шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца. Можно оборудовать настоящий спортивный уголок, только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм. Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка - основа профилактики нарушений осанки, сколиоза и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

 Поза сидя особенно важна для будущих школьников. Если вы у дошкольника воспитаете устойчивую привычку, то и в школе ваш ребенок будет сидеть правильно, а значит, избежит многих проблем со здоровьем, однако и дошкольник проводит сидя довольно много времени (рисует, играет в настольные игры, читает или смотрит передачи по телевизору). Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед, ноги могут упираться в пол всей стопой и быть согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра - лежать на двух третях сидения. Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положив одну ногу на другую, подражая взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды, и в таких позах они пережимаются, кроме того, нарушается положение позвоночника, развивается асимметрия осанки.

 Особенно следите за надплечьями, они должны быть на одном уровне, нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и часто сколиоз. Объясните ребенку, как правильно сидеть при письме или чтении, этот навык нужно постепенно довести до автоматизма. Поза сидя за столом должна обеспечить максимально возможную опору для мышц спины и симметричное положение туловища, плечевого пояса и рук. Руки при чтении можно удерживать тремя способами: локти и предплечья равномерно лежат на столе, кисти поддерживают книгу в наклонном положении; локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок; локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью. При письме тетрадь лежит под углом 30-40°, нижний левый угол тетради находится на уровне середины груди, левая рука поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх, правая - все время находится на столе, передвижение тетради производится по мере заполнения половины страницы. Важно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка.

 Начинать работу по исправлению осанки следует с объяснения ребенку, для чего это нужно. Необходимо полное понимание со стороны ребенка, его заинтересованность в результате. Для маленьких детей очень важен положительный пример, пусть это будут отец, мать, старшие братья и сестры (хотя чаще всего они могут служить лишь отрицательным примером). Воспитание правильной осанки - процесс длительный, поэтому запаситесь терпением, не ругайте ребенка за ошибки, не раздражайтесь, если вам покажется, что он не старается, не хочет стоять или сидеть красиво. Дело в том, что слабые і мышцы быстро устают и ребенку трудно удерживать нужную позу, но по мере тренировки мышц с помощью специальных упражнений стоять или сидеть правильно будет легче. Изменять плохие привычки всегда сложнее, чем воспитывать хорошие, следовательно, чем раньше вы начнете серьезно заниматься со своим ребенком, тем быстрее достигните устойчивого результата.

 Курс лечебной физкультуры желательно пройти в группе при детской поликлинике или реабилитационном центре. Такой подход имеет ряд преимуществ: ребенка осмотрит врач, поставит точный диагноз и поможет подобрать нужные упражнения, специалисты-инструкторы научат родителей правильно заниматься с ребенком, покажут целый ряд подходов, которые позволят эффективнее достигать цели.

 Начальный или подготовительный период занятий может длиться до 1-2 мес. Он включает разъяснение ребенку важности занятий, его мотивацию, объяснение процессов, происходящих в организме (суставах, костях, мышцах), приобретение навыков по правильному расположению тела в пространстве. По мере освоения ребенком вышеперечисленного начинаем добавлять специальные упражнения для укрепления мышечного корсета и коррекции имеющихся отклонений, при этом со временем нагрузка постепенно увеличивается. Этот этап может занять 1,5-2 мес. Еще 1 мес понадобится для того, чтобы закрепить достигнутые результаты. Но на этом занятия не заканчиваются. Одна из целей ваших занятий с ребенком - приучить его делать зарядку ВСЕГДА. От 20 до 40 минут физических упражнений в день помогут укрепить общее состояние ребенка и предупредят нарушения в будущем.

 Общая продолжительность ежедневной тренировки должна составлять 30-60 мин в зависимости от возраста ребенка, его физической формы, выраженности нарушений и т. д. Проводить занятия следует в одно и то же время, начинать не раньше чем через час после еды и заканчивать не позже чем за час до еды. Каждое упражнение повторяют 3-10 раз, между ними выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Занятия должны нравиться ребенку. С младшими детьми тренировки проводят в игровой форме, родители также участвуют в этой игре-зарядке. Подросток может заниматься упражнениями самостоятельно. Старайтесь отмечать даже небольшие успехи ребенка в ходе занятий, записывайте их и перечитывайте вместе - это будет мотивировать ребенка заниматься дальше и достигать большего.

Формирование правильной осанки в положении сидя

1. Исходное положение для этих упражнений - сидя на скамеечке, стуле (без спинки), стопы полностью стоят на полу, ноги сгнуты под прямым углом во всех суставах, ребенок равномерно опирается на оба бедра, спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, руки свободно лежат на бедрах, голова в положении прямо (лоб и подбородок - в одной плоскости). Зафиксируйте на 1-2 мин правильное положение, похвалите ребенка, отметьте, как красиво он сидит.

2. Затем предложите следующие упражнения: не меняя положения тела, наклонить голову вперед (цветочек завял), затем поднять (цветочек расцвел). Обратите внимание, как при наклоне головы непроизвольно сводятся плечи и сгибается спина, при поднимании - плечи разворачиваются и спина выпрямляется. Такое изменение позы связано с тем, что опускание головы рефлекторно расслабляет мышцы туловища.

 3. Наклонить голову вправо и влево и вернуться в исходное положение. Следите, чтобы наклоны выполнялись строго в одной плоскости, без поворотов головы и поднимания плеч (то есть ухо должно приближаться к плечу.

 4. Поднять и опустить плечи, поднять руки до горизонтальной линии, опустить, поднять руки вверх, опустить. Следите, чтобы при этом не поднимались плечи, туловище не отклонялось в сторону, не менялось правильное положение головы.

 5. Упражнения с мешочком на голове: для закрепления навыка хорошей осанки очень полезно сидеть, удерживая на голове мешочек. его несложно изготовить самим: сшить конверт со стороной 10-15 см и набить его песком или крупой (200 г). Желательно, чтобы мешочек был плоским, уменьшение его размера и веса усложняет удержание. Положите мешочек на голову ребенку ближе ко лбу. Долго удерживать к предмет на голове (2-3 мин) можно только при абсолютно правильной осанке; если голова или все туловище наклонятся хоть немного в сторону, вперед или назад, то предмет тут же упадет. Упражнения, выполняемые перед зеркалом, позволят ребенку увидеть разницу между правильной и неправильной осанкой, вовремя заметить и исправить ошибки. Движения головой, плечами и руками, удержание мешочка на голове будут выполняться более старательно, если ребенок сможет контролировать себя сам. Неплохо бы поставить зеркало перед письменным столом и тренировать правильную позу при чтении, письме или просмотре телевизора. Эти простые упражнения помогут вашему ребенку понять, что означает «правильная осанка», и выработать соответствующие навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"...

Формирование привычек у детей

Формирование привычек у детей как положительных. так и отрицательных и пути преодоления их....

о формировании привычки у детей здорового образа жизни

о формировании привычки у детей здорового образа жизни...

консультация для педагогов «Роль семьи и детского сада в работе по формированию привычки у детей заботиться о своем здоровье»

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение совместных средств массовой информации способствует повышению санитарно – гигиенических  з...

Роль семьи в формировании привычки у детей заботиться о своем здоровье

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Педсовет "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста". Выступление: "Представление о ЗОЖ у детей разных возрастов". (17.02.2022)

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по...

Формирование привычек здорового питания у детей «Пейте дети молоко»

С давних пор всем известно, что молоко и молочные продукты полезны для здоровья, особенно детского в этом нет никакого сомнения. Однако, в семье родители не всегда  уделяют достаточного внимания ...