Формирование привычек у детей
консультация на тему

Хрячкова Ольга Николаевна

Формирование привычек у детей как положительных. так и отрицательных и пути преодоления их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл детские привычки22.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование положительных детских привычек. Способы преодоления негативных привычек».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ПРИВЫЧКА?___________________________________3

НЕГАТИВНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ_____________________________________________________7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ___________________________11

ВВЕДЕНИЕ

        Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей  и учителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ПРИВЫЧКА?

Родители являются положительным примером для своих детей во всем, поэтому им необходимо вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, сохранять устойчивую нравственную и гражданскую позицию, создавать и сохранять традиции своей семьи.

Уделять внимание формированию привычки к здоровому образу жизни, совместно заниматься спортом, физическими упражнениями и утренней гимнастикой, организовывать семейные походы, лыжные и конькобежные прогулки, следить за режимом дня ребенка;

По изучению личностных интересов ребенка организовать его занятия музыкой, пением, художественной лепкой, рисованием, либо в спортивной секции, интересоваться  успехами во всех сферах деятельности подростка;

Процесс формирования привычек имеет некоторые особенности. В основе любой привычки лежит навык. Показывайте, как правильно выполнять то или иное действие медленно, чтобы ребенок понимал каждую выполняемую операцию. Только научившись выполнять действие хорошо и быстро, ребенок может сформировать привычку. Приучение ребенка выполнять необходимые действия требует постоянного контроля со стороны взрослого, но этот контроль должен быть участливым и благожелательным.

Привычка возникает тогда, когда ребенок начинает осваивать новые действия. Например, ребенка научили заправлять постель. Научившись это делать самостоятельно, он или сразу, встав с кровати, заправит ее или отложит на потом, а может, вообще не станет ее застилать. В это время очень важно, чтобы действие повторилось несколько раз под присмотром взрослых – так сформируется хорошая привычка застелить постель сразу после сна.

Однако и хорошо усвоенный и выполненный несколько раз способ действия не позволяет говорить о формировании привычки как таковой. Ребенок должен получать удовольствие или от самого процесса выполнения какого-либо действия, или от его результата. Если ребенку нравится чтение книг перед сном, это вполне может стать его привычкой.

Похвала ребенку служит своеобразным стимулом поступить в следующий раз также. Поэтому каждый раз после выполнения действия, сформировать привычку выполнения которого вы стремитесь, не забывайте хвалить малыша. Постарайтесь, чтобы формирование хорошей привычки сопровождалось только положительными эмоциями. Для формирования хороших привычек у детей очень хорошо подходит игровая форма, интересные или поучительные истории, поручения.

Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как только у ребенка сформировался навык, выполнения которого вы хотите сформировать в его привычку, начинайте следить за тем, чтобы ребенок выполнял это действие регулярно.

Привычка - осознанный навык, поэтому объясняйте ребенку, для чего нужно это делать и какой результат он может получить. Задача взрослых – сформировать привычку так, чтобы он выполнял действие, даже когда никого нет рядом. Конечно, будут промахи и ошибки - этого не избежать, но реагировать на них нужно правильно, чтобы не отбить у ребенка желание что-то делать.

Для того, чтобы привычка сформировалась, необходимо похвала и поддержка со стороны родителей, положительные эмоции. Если ребенок получает удовольствие от выполнения или результата того или иного действия, оно обязательно станет его хорошей привычкой.

Привычка мыть руки

Приучать малыша мыть руки нужно уже тогда, когда вы начинаете его прикармливать. В это время некоторые малыши уже начинают ползать, их руки соприкасаются с полом. Для мытья рук малыша можно найти интересные потешки, песенки, чтобы этот процесс ассоциировался у него с чем-то приятным. Главное не лениться и не забывать мыть руки малышу.

Подросшему малышу необходимо показать, как это делать правильно, чтобы это не выполнялось для галочки. Мыть руки также необходимо и после прогулки на улице. Важно объяснить ребенку, для чего нужно мыть руки. Осознание ребенком необходимости этого действия поможет сформировать эту хорошую привычку.

Привычка чистить зубы

Сформировать эту хорошую привычку крайне важно. Чем раньше начать чистить зубы малышу, тем более естественной будет восприниматься эта гигиеническая процедура.

Для того чтобы у ребенка появилась эта привычка, научите его делать это правильно. Объяснить малышу, почему нужно чистить зубы можно в форме сказки – придумать историю о том, как зубная паста и щетка спасают его белые и красивые зубки от черных пятен. Кроме того, ребенок обязательно должен видеть, что и родители чистят зубы. Будьте примером своему ребенку.

Чтобы процесс чистки зубов был более увлекательным, уделите внимание покупке красивой зубной щетки. Ребенку обязательно она должна нравиться. Кроме того, у малыша может быть несколько зубных щеток, тогда каждый раз он может выбирать, какой пользоваться сегодня. Это будет и проявлением его самостоятельности, и своеобразной игрой.

Привычка делать утреннюю зарядку

Делать утреннюю зарядку – хорошая и полезная привычка ребенка. Сделайте это занятие интересным, и малышу оно обязательно понравится. Зарядка не должна быть долгой, ребенок должен взбодриться, а не устать после нее.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому делайте зарядку вместе. Кроме того, для малышей более эффективны упражнения, выполняемые совместно с мамой – вы можете покидать друг другу мяч, подержать веревку, через которую малыш должен перелезть. Для детей старшего возраста больший интерес представляет не сам процесс, а результат, которого он может добиться, например, как долго он сможет попрыгать на скакалке, сколько раз сможет ударить по мячу, не уронив его. Зная то, что движет вашим ребенком, вы можете организовать утреннюю зарядку так, чтобы ребенок получал от нее удовольствие, и как результат – сформируете хорошую привычку у ребенка.

Привычка складывать игрушки

Как только у малыша появились свои игрушки – определите для них место: у машинок свой гараж, полка для книг, шкафчик для мягких игрушек и так далее. Не важно, что пока малыш совсем маленький и даже физически не сможет убрать игрушки. Убирайте игрушки вместе, чтобы он видел, как это делается, рассказывая, что и куда нужно класть. Делать это надо регулярно, а не от случая к случаю. Ребенок должен понимать, что игрушки – это его ответственность. На детей постарше поучительно действует сказка «Федорино горе», ведь и от ребенка могут убежать его игрушки, если они будут лежать не на своих местах.

Но нестабильность  современного  общества,  экономические  кризисы,  социальная  незащищенность  нарушают  семейные  отношения,  вследствие  чего  у  детей  возникает  чувство  страха,  тревоги,  отрицательного  эмоционального  состояния и как итог, образование негативных привычек.

НЕГАТИВНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ

Наиболее распространенными негативными привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание пальца, грызение ногтей. В основе негативных привычек лежит фиксация тех или иных действий.                                                                                                      

Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек. Известно, что негативные привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации негативныых привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении негативных привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению негативных привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия (понимание негативных привычек как отрицательных появляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами негативные привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

 Как бороться с детскими негативными привычками?

Необходимо четко для себя уяснить, что бороться нужно именно с привычкой, а не с ребенком. Почувствовать эту грань и ни в коем случае не переходить ее. Родители обязаны понимать природу проблемы, свою вину в ее возникновении и на самом деле хотеть помочь ребенку. Без этого успех невозможен.

В профилактике и лечении негативных привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.

Наказания и запугивания имеют очень тяжелые психологические последствия. Если таким путем ребенок и отказался от привычки, он перенес тяжелейшее потрясение, что еще обязательно даст о себе знать. К тому же, насильно отказавшись от привычки, ребенок тут же заменит ее другой.

Нельзя показывать своего раздражения, принуждать ребенка давать обещания «больше так не делать». Это может повлечь за собой появление чувства вины, неуверенности в себе и необязательности в будущем.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за его привычки. Пытаясь отучить ребенка от привычки, приносящей ему успокоение, умиротворение или стабилизацию нервного напряжения, подумайте прежде, что вы ему можете предложить взамен.

Полезно качать маленького ребенка на качели несколько раз в день. Для малышей нужно приобрести лошадку-качалку. При засыпании ребенка, рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Обеспечить ребенку новые позитивные эмоции, впечатления, интересные захватывающие познания. Научить его правильно выражать свои эмоции, особенно гнев и агрессию. Ведь именно ради этого дети часто прибегают, к примеру, к кусанию ногтей. А также научить адекватно получать удовольствие, ради чего детки нередко прибегают к мастурбации, хотя и несознательно. Научить ребенка разряжать обстановку в игровой форме. И не пресекать вспышек гнева, дать возможность выпустить пар естественным образом.

Отдельно стоит отметить, что, борясь с детским онанизмом, нельзя усердствовать при купании, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка; чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы; качать на ноге; оставлять ребенка надолго в постели без сна; надевать тесную одежду; насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). А также не перекармливать детей сладкой, экстрактивной и мясной пищей.

В момент исполнения ребенком своего ритуального действия стараться ненавязчиво переключить его внимание на что-нибудь более интересное и продуктивное.

Следует уменьшить требовательность взрослых к малышу. Быть помягче и благосклоннее. Перестать обсуждать вредную привычку, вообще не упоминать о ней, не фиксировать ее в мозгу ребенка и не концентрироваться на ней. Это поможет детке быстрее забыть о навязчивом действии.

Стараться уменьшить причины нервного напряжения: если малыш боится темноты, оставлять дверь приоткрытой, чтобы он мог видеть полоску света или включать ночник в детской, ввести запрет на страшные сказки и мультики. Поощрять „взрослые" моменты в его поведении: учить читать, плавать, ездить на велосипеде, можно записаться в танцевальный кружок или спортивную секцию и почаще хвалить за успехи.

Запастись терпением и любовью. Помнить, что устранить привычку гораздо тяжелее, чем предотвратить. Это требует немалого времени.

Устраняя привычку,  должны восполнить тот недостаток внимания, из-за которого она появилась. Играйте вместе с ребенком, общайтесь, ласкайте его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы — будь то сосание пальца,  грызение ногтей , тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике негативных привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.

К негативным привычками необходимо относиться с должным вниманием. Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.

Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки. Для их приобретения, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – С.172

Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – 342с.

         Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – 252с.

         Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – 304с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"...

Формирование привычек у детей

Статья посвящена формированию привычек у детей дошкольного возраста...

о формировании привычки у детей здорового образа жизни

о формировании привычки у детей здорового образа жизни...

консультация для педагогов «Роль семьи и детского сада в работе по формированию привычки у детей заботиться о своем здоровье»

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение совместных средств массовой информации способствует повышению санитарно – гигиенических  з...

Роль семьи в формировании привычки у детей заботиться о своем здоровье

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Педсовет "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста". Выступление: "Представление о ЗОЖ у детей разных возрастов". (17.02.2022)

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по...

Формирование привычек здорового питания у детей «Пейте дети молоко»

С давних пор всем известно, что молоко и молочные продукты полезны для здоровья, особенно детского в этом нет никакого сомнения. Однако, в семье родители не всегда  уделяют достаточного внимания ...