Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков
методическая разработка (старшая группа) по теме

Выполняя правильно представленные упражнения, Вы ускорите процесс постановки звуков специалистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_podgotovit_uprazhneniy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

№1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

  1. Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства — указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы).
  2. Вытягивание губ вперёд трубочкой, зубы сомкнуты (аналогич но упр.1  или прикусить конфету «чупа-чупс»).
  3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий, на нижней губе (счёт до 10).
  6. Язык узкий,  напряжённый, высунут вперёд.
  7. Чередование широкого и узкого языка.
  8. Движение языка вправо-влево.
  9. Движение языка вверх-вниз (снаружи,  внутри).

№2  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШИПЯЩИХ

1.Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой выдыхать воз дух.

2.        Упражнения для губ:

сомкнуть зубы,  губы округлены и вытянуты вперёд («О»).

3.        Упражнения для языка:

а)        «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким»,
«Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б)        «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье»,
«Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?». Цель: выработать подъём
языка вверх,  растягивать подъязычную связку.

в)        «Лопатка» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх
и опустить. «Чашечка» — снаружи, в полости рта. Цель: выработать
подъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и
направлять воздушную струю посередине рта.

№3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ

Для развития силы и направленности воздушной струи:

а)        набрать воздух,  с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б)        высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на
его середину положить спичку и надавить до образования канавки.
Губы слегка округлены, но не напряженны, зубы разомкнуты. С си
лой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка;

в)        то же, но без спички;.

г)        упражнение «Загони мяч в ворота» — плавно, длительно, не
прерывно дуть вперёд.

Упражнение для губ: «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счёт 3-4, не напряга ясь.

Упражнения для языка:

а)        «Сделай язык широким» — положить язык на нижнюю губу.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслаб
ленном состоянии

б)        «Наказать непослушный язычок» — скажи: па-па-па, пя-пя-пя
(губами шлёпать по языку).  Цель:  расслабление мышц языка;

в)        «Покусаем язычок» — от кончика языка до середины покусы
ваем выдвигаемый вперёд язык.  Цель:  расслабление мышц языка.

г)«Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за ниж ними резцами;

д)        «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика язы
ка за нижними резцами;

е)        язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты
лочку приложив к подбородку, край её горлышка у нижней губы).
«Ветерок шумит,  пузырёк гудит»;

ж)        язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку,
чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем
упражнении;

з)        «Киска» — выгибание и продвижение вперёд спинки языка,
кончик языка прижимается к нижним зубам.

№4. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА    «Л» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а)        «Сдуй ватку ». Цель: выработка направленной воздушной струи;

б)        «Пропеллер» — губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в)        «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной
направленной воздушной струи.

2.Упражнения для губ:

а)        широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы откры
ты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт
3, 5, 10. Закрыть рот;

б)        «Покажи зубки» — губы в улыбке, видны верхние и нижние
зубы;

в)        произносить «ы-а» — оскал — широко открыть рот, облизать
верхнюю и нижнюю губу;

г)        Облизать языком зубы спереди, сзади,  губы в улыбке.

3.   Упражнения для языка:

а)        «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель:
подъём кончика языка кверху;

б)        «Пароход»  — язык между зубами, произносить «ыыы»;

в)        «Индюк»,  «Болтушка»,  «Качели»,  «Приклей конфетку»;

г)        пощёлкать кончиком языка, пощёлкать кончиком языка без
звучно;

д)        «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх.
Цель: подъём задней части языка вверх;

е)        «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок
показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале
выполняется беззвучно,  затем с голосом.

№6. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Р»

1.        Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а)        Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать),
заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса
(губное тттппррр);

б)        кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, под
ставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или
бумага отклоняется в сторону;

в)        «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю
губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на
кончик языка — сдувать бумажку с языка);

г)        «Кто дальше загонит мяч?»

2.        Упражнения для губ:

а)        «Кучер»  — останови лошадку губами;

б)        положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и
тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

З.Упражнения для языка:

а)        сделай язык широким «наказать непослушный язык»;

б)        «Вкусное варенье»,  «Маляр»(широкий язык).

г)        язык широко распластать и просунуть егс между зубами, силь
но выдувать воздух с включением
 голоса, заставляя вибрировать
язык. Язык и губы при
        этом не напряжены. Контроль — ладонь руки— резкая холодная струя

д)        «Цоканье»  прищелкивание языком с переменным темпом;

е)        поднять язык к небу до пределаела, растянув уздечку. Расстояние
между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока
не набежит слюна.

ж)        «Почистим зубки»

з)        «Барабанщики» (песенка на дддддддд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...

Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука с использованием дидактической куклы.

Мастер – класс для учителей - логопедов и воспитателей логопедических групп....