Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука с использованием дидактической куклы.
методическая разработка по логопедии на тему

ilinkin

Мастер – класс для учителей - логопедов и воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука с использованием дидактической куклы

Мастер – класс для учителей - логопедов и воспитателей логопедических групп.

Подготовили и провели:

Учитель – логопед

Снытникова Светлана Анатольевна

Воспитатель логопедической группы

Ершова Татьяна Сергеевна.

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Постановка правильного произношения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом от детей часто требуют, чтобы они заучили описание артикуляции звука и использовали зрительный самоконтроль, применяя для этого зеркало.

В работе по формированию правильного звукопроизношения важно вызвать интерес у детей. А для этого необходимо использовать игру, художественное слово, и, конечно же, наглядные пособия, побуждающие познавательную активность ребёнка и позволяющие ему избежать быстрого утомления.

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла своё выражение в принципе наглядности, реализуемом, как нельзя лучше, в дошкольной педагогике. Наглядность в дидактике - это не только непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя восприятие и через моторные и тактильные ощущения.

Учитывая склонность детей к подражанию, желание проводить артикуляционную гимнастику необычно, более интересно, привлечь внимание детей и сохранить у них интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило нас создать такое наглядное пособие как куклу Утю.

Утя – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом, и подвижным язычком. Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык Ути, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции.

Используя Утю, логопед показывает детям упражнения для языка.

- Блинчик. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

- Иголочка. Рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед.

- Часики. Рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться под определенный счет к его уголкам.

- Вкусное варенье. Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта и т.д.  Игрушку можно использовать как поощрение, предложив провести артикуляционную гимнастику вместе с ней наиболее старательным детям.

Данное пособие помогает быстрее освоить артикуляционные упражнения, поскольку ребёнок имеет реальную возможность рассмотреть, коснуться и почувствовать зубы, нёбо, язык, совершать различные движения языком, «выполнять» правильную артикуляцию звуков. Это способствует формированию более точных кинестетических ощущений, так необходимых для выработки артикуляционного уклада звуков. Ведь, играя с пособием, ребенок соотносит движения  язычка  Ути с движениями своего языка и ему легче запомнить и выполнить упражнения самому.

Список использованной литературы:

  1. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус – Сервис», 2007.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
  3. Смирнова И.А., Артемова Т.В., Иванова В.М., Оганджанянц Т.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе // Дефектология. 1994. № 3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков

Выполняя правильно представленные упражнения, Вы ускорите процесс постановки звуков специалистом....

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...