Сенсорное воспитание ребёнка.
статья (младшая группа) по теме

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie_rebyonka..doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание ребёнка.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия.

Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так ребенок узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

 И.М.Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предложить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К. Д. Ушинский). Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические  воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Отечественная  система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым,

С.Л. Рубинштейном, А. В.Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Для развития воспитания ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение:  меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения.

На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия)  успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие воз можности сенсорного развития таят в себе такие виды дея тельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобра зительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сен сорная основа. В изобразительной деятельности - это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величи ны, пространственного расположения, пропорций, в тру довой деятельности - восприятие и различение особеннос тей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности за висит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно от четливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих не обходимую точность и тонкость дифференцировок.

В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняются острота, тонкость ощущений, поскольку различ ные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (научился различать цвет в дидактичес кой игре), ребенок использует его в других видах деятельности (в рисовании, аппликации овощей, фруктов).

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сен сорный опыт, обобщает его. «Это шарик. Он круглый, он катится», - говорит воспитатель годовалому малышу. По мере того как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребенка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыс лительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств  предметов способствуют осмысленному их восприя тию, отчетливому различению.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий
объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило раз витие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.).        

Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих  анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обоня тельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

Методика сенсорного воспитания предусматривает обу чение детей обследованию предметов, формирование пред ставлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно спра виться с предстоящей деятельностью. Один и тот же пред мет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ре бенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, за тем прослеживает зрительно), основные части (голова, ту ловище, лапы, хвост, усы, глаза), их форму и цвет. На ри сунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей, а цвет, мел кие детали (усы и т.п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть иг рушку с разных сторон. Если предполагается, что дети бу дут составлять рассказ об игрушке, важно установить та кие характеристики, как материал, из которого она сдела на, цвет, величина, озвученность.

Несмотря на указанные выше различия, есть правила,
общие для многих видов обследования: восприятие целос тного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мел ких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное цело стное восприятие предмета.        

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследова нием предмета, с различением признаков, требуют словес ного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребе нок учится группировать предметы по тому или иному ка честву (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и раз личными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подво дятся к овладению сенсорными эталонами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие сенсорного воспитания ребёнка

В данной статье описаны основные понятия сенсорного воспитания ребенка на разных этапах жизни...

Сенсорное воспитание ребёнка раннего дошкольного возраста

Консультация для молодых родителей о развитии сенсорного чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей.Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье

Консультация для родителей.Рекомендации  по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье....

Сенсорное воспитание ребёнка дошкольного возраста

В презентации представлен опыт работы по сенсорному воспитанию....

Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста

Рекомендации для родителей по развитию сенсорики в быту у детей раннего возраста. Обосновывается значимость сенсорного развития во избежание сенсорной депривации малыша....

Сенсорное воспитание ребёнка с синдромом Дауна в детском саду.

Методы сенсорного воспитания детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении....

Сенсорное воспитание ребёнка в быту

В настоящее время особую значимость в работе специалистов приобретает работа с семьёй. Поскольку требования родителей к воспитанию ребёнка в детском саду возрастают, то и педагогическое просвещение са...