Профилактика суицидального поведения детей
статья (подготовительная группа) по теме

 

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привели в 2000 г. к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год.

Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15—24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2—3-м месте (Holinger etal., 1981). В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около 3 случаев на 100 тыс. жителей).  Сейчас же Россия занимает одно из первых мест по уровню самоубийств, в том числе среди детей.  В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков также выросла в три раза. Число детей и младших подростков до 15 лет, которые ежегодно погибали от суицида, увеличилось от 40 в 1950 году до 300 в 1985 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_suicidalnogo_povedeniya.doc79.5 КБ
Файл buklet1.docx369.66 КБ
Файл prizentaciya_dlya_kursov.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Перегрёбинская СОШ №1»

                                                                 

 

Профилактика суицидального поведения подростков

Круглый стол для родителей подростков

Подготовил: педагог-психолог Калиниченко Е.Д.

с. Перегрёбное, 2010 год


Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привели в 2000 г. к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год. 

Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15—24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2—3-м месте (Holinger etal., 1981). В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около 3 случаев на 100 тыс. жителей).  Сейчас же Россия занимает одно из первых мест по уровню самоубийств, в том числе среди детей.  В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков также выросла в три раза. Число детей и младших подростков до 15 лет, которые ежегодно погибали от суицида, увеличилось от 40 в 1950 году до 300 в 1985 году.

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.  

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживания стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. Приведенные выше статистические данные свидетельствуют об актуальности данной проблемы для Российской Федерации. Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра к сожалению не являться исключением, также сталкиваться с проблемой суицидального поведения среди детей и подростков.

Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение.

Э. Дюркгейм в фундаментальном исследовании «Самоубийство» (1897) утверждал, что самоубийство, которое долгое время считалось чисто личностным феноменом, следует объяснять, учитывая внешние обстоятельства, прежде всего социальные особенности общества. А. Адлер полагал, что человек испытывает чувство неполноценности, в течение всей жизни находится в поиске преодоления комплекса неполноценности. Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия, что приводит к кризисной ситуации, в которой он исследовал глубинные мотивы суицидов и выделил три составные части суицидального поведения: желание убить, желание быть убитым, желание умереть.

Понятия, формы и виды суицидального поведения:

  1. Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение человеком себя жизни.
  2. Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуициды).
  3. Суицидальные тен денции — более общее понятие, которое включает как суици дальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.
  4. Суици дальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившую ся летальным исходом.
  5. Завершенный суицид  - смерть от нанесенных самому себе повреждений.

Виды суицидального поведения

  1. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предпо лагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окру жающих.
  2. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения.
  3. Истинное суицидальное поведе ние характеризуется последовательной реализацией обдуман ного плана лишения себя жизни.

Факторы и мотивы, влияющие на суицидальное поведение

Факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно много. С определенной долей условности известные к настоящему времени факторы суицидального риска можно разделить на: 1) социально-демографические, 2) природные, 3) медицинские и 4) индивидуально-психологические.

1). К социально-демографическим факторам относят: пол, возраст, место жительства; семейные факторы: ранние утраты, развод, хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье, семейная история суицидов; общественно-профессиональное положение, образование; социально-экономические ситуация.

2). Природные факторы: время года, дни недели, время суток, изменения в атмосфере и т.д.

3).Медицинские факторы суицидального риска: острые и хронические соматические   заболевания,   прогрессирующие   болезни   (рак,   рассеянный склероз высокий риск суицида имеется у больных СПИДом (по данным Е.С. Белозерова, Е.И.Змушко (2003), риск самоубийства возрастает в 7 раз), органические и психические патологии, алкоголизм и наркомания, эмоциональные расстройства, депрессии.

4). Индивидуально-психологические факторы суицидального риска: предшествующая попытка суицида, дисгармоничность личности, морально-этические нормы личности, психологическая неустойчивость (гнев, обида, раздражение и др.), неспособность к рациональному разрешению конфликтов, резкие изменения жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, отрыв от прежних традиционных культурных ценностей.

Исследователи, указывая, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Среди одной общины баптистов в Пенсильвании, почти три четвертых всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в четырех семьях. Если один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства резко повышается. Этот факт также указывает на генетическое влияние при повышенном риске суицида.

Выделяют следующие поведенческие индикаторы суицидального риска (цит. по Г.В. Старшенбауму, 2005):

-злоупотребление психоактивными веществами;(прежде всего алкоголем)

-реакции ухода (уход из дома и т. п.);

-самоизоляция от других людей и жизни;

-резкое снижение повседневной активности;

-изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

-предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

-частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-«приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).

Чрезвычайно важным фактором, к сожалению, относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так в ответ на сообщения в СМИ к 1999 году о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

Мотивация суицидального поведения (В. А. Тихоненко):

1.Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь вни мание окружающих, получить от них помощь и поддержку.

2.Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совер шает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего.

3.Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безыс ходности, беспомощности, тщетности всех усилий по ис правлению создавшегося положения (избегание ситуации).

4.Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.

5.Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руковод ствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования.

А. Е. Личко (1974) к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:

  1. потерю любимого человека;
  2. состояние переутомления;
  3. уязвленное чувство собственного достоинства;
  4. разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя,  гипногенных психотропных средств и наркотиков;
  5. отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  6. различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

                Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда не совершают его», как доказала практика, является не только ложным, но и опас ным. Напротив, многие кончающие с собой люди говорят об этом, раскрывая свои будущие намерения. Вначале угроза является бессознательным или полуосознанным призывом о помощи и вмешательстве. Если не находится нико го действительно заинтересованного помочь, то позднее человек может наме тить время и выбрать способ самоубийства. Некоторые суициденты ясно и прямо говорят о своих намерениях: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются скрытыми и замаскированными: «Вы не долж ны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать вам проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти опасные высказывания форму открытых за явлений или искусных намеков — в любом случае они не должны игнори роваться.

Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Приготовление к самоубийству зависит от особенностей личности и внешних обстоятельств. Оно состоит в том, что называется «приведением дел в порядок». Для одного человека это означает оформление завещания или пересмотр цен ных бумаг. Для другого — длинные запоздалые письма или улаживание кон фликтов с родными и близкими. Подросток принимается сентиментально раз даривать ценные личные вещи или расстается с предметами увлечений. За вершающие приготовления могут делаться достаточно быстро, после чего мгновенно следует суицид. Решение покончить с собой редко бывает мгновенным. Как правило, в предшествующие самоубийству человека дни и часы можно догадаться о том, что с ним происходит, имеются предупредительные признаки. Самые убедительные и тревожные признаки выражаются в словесной форме: «Я так больше не могу», «Мне теперь всё равно» или даже «Я думаю о том, чтобы покончить со всем этим». Такие замечания следует всегда прини мать всерьёз.

Особенности проявлений суицидального поведения в детском и подростковом возрасте.

Суици дальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. Лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (поку шение на самоубийство), в 90% - это крик о помощи. В подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Исследования личностных особенностей подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, яркая игра вазомоторов лица, сухость во рту и т. п.). Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.

Возрастные аспекты проблемы саморазрушающего поведения

А.Е. Личко и Ю.В. Попов (1990) выделяют следующие типы саморазрушающего поведения у подростков:

К первому типу относятся: суицидные попытки и действия; стремление к рискованным видам спорта; участие в опасных авантюрах, драках, преступлениях; выбор опасных профессий. В большинстве случаев основной мотивацией этого типа является самоутверждение, намерение преодолеть максимальные трудности и выйти из них победителем. Суицидальные действия у подростков чаще бывают демонстративными и являются реакцией на непризнание своей особой исключительности.

Второй тип саморазрушающего поведения заключается в нанесении себе физического вреда и непосредственной угрозы жизни не представляет. Диапазон – от самоповреждений до нездорового образа жизни. В подростковом возрасте наиболее актуально аддиктивное поведение (ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками и другими дурманящими веществами до развития психической и физической зависимости).

Третий тип – поведение, наносящее ущерб нравственному, духовному развитию – это делинквентность и сексуальная распущенность. Непосредственной угрозы для жизни это не представляет. Вместе с тем, делинквентность чаще связана с агрессией во вне, а не с аутоагрессией. Частая причина делинквентности – множество плохих поведенческих моделей, которые видит подросток.  

        Ю.Р. Вагин (2003) выделяет девять основных «противосуицидальных защитных мотивационных комплексов»:

1. Страх смерти, как один из основных факторов, блокирующих суицидальную активность.

2. Религиозные мотивы могут быть существенным фактором не только у религиозных людей, т.к. самоубийство как грех воспринимают и лица, отрицающие у себя какие-либо религиозные убеждения.

3. Этические мотивы, которые отражают внутреннюю психологическую неприемлемость самоубийства из-за нежелания делать больно родным и близким. Данный фактор приобретает особую значимость в зрелом возрасте.

4. Моральные мотивы отражают представление о самоубийстве как о слабости и трусости, «позорном бегстве», а также нежелание оставить о себе «плохую память».

5. Эстетические мотивы отражают восприятие самоубийства как некрасивого, способность человека представить свое тело после самоубийства, невозможность воспользоваться тем или иным способом самоубийства по эстетическим соображениям.

6. Нарциссические мотивы отражают любовь и жалость к себе, нежелание умереть, не закончив все дела, представление о том, что многое еще можно в жизни сделать и пережить. На фоне тенденции к саморазрушению практически всегда имеется призыв о помощи.

7. Мотивы когнитивной надежды отражают уверенность в том, что что-то можно сделать, что даже если сам не видишь выхода, то его знает кто-то другой. С этой антисуицидаьной мотивацией связано прямое или косвенное информирование окружающих о предстоящем акте самоубийства.

8. Мотивы временной инфляции отражают желание выждать какое-то время перед актом самоубийства.

9. Мотивы финальной неопределенности отражают неуверенность в возможности до конца себя убить, опасение, что если выживешь, то на всю жизнь останешься инвалидом и т.д.

        Следует учитывать, что все эти факторы формируются годами, если не десятилетиями, поэтому в детском и подростковом возрасте антисуицидальный барьер еще не сформирован.

Общие рекомендации по профилактике суицида

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению. Интервенция представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и оказания эмоциональной поддержки отчаявшемуся человеку. Главная задача интервенции - удержать человека в живых.

Превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию, доказали свою эффективность в снижении уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться и предотвратить суицид. В осуществлении образовательных задач школы должен быть дифференцированный, гуманистический, индивидуальный подход. Случаи противоправных действий по отношению к детям должны быть своевременно проанализированы и отреагированы коллективом. Необхо димо повысить роль воспитательной функции школы, с акцентированием внимания на вне классные мероприятиях, с поиском новых форм организации свободного времени.


Список используемой литературы:

  1. Ефремов В. С. Е92        Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
  3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001.  
  4. Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск. — М.: Меди цина, 2000. - 168 с.
  5. Психология суицида: Методические рекомендации. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 51 с.
  6. Степанов И. А. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. http://centercep.ru/content/view/149/
  7. Письмо Минобразования России от 26.01.2000        №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»  http://www.websib.ru/education/psycho/letter7.htm



Предварительный просмотр:

Что может удержать ребенка и подростка от суицида

Установите заботливые взаимоотношения с ребенком 
• Будьте внимательным слушателем 
• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации 
• Помогите определить источник психического дискомфорта 
• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно 
• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы 
• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее 
• Внимательно выслушайте подростка!

Куда обращаться  за помощью

Разобраться в причинах конфликтов и

трудностей, справиться с ситуацией,

наладить взаимоотношения в семье и                              

коллективе, предотвратить негативные                      

последствия, научиться новому вам поможет                    

квалифицированный психолог.

Психологическую помощь  решение личных,

семейных, детских проблем можно получить в

Психологической службе

«СЕРДЭШ»

Телефон: 571-15-80

Экстренная психологическая помощь

Телефон: 571-3-571 или 8-800-2000-122

Телефон доверия для взрослых

Телефон: 277-00-00

Медицинская психологическая служба

Телефон: 129

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№311 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Педагог – психолог Шарапова Л.Х.

Информация для родителей

КАЗАНЬ - 2012

                        Два мира есть у человека:

                         Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

                         Творим по мере наших сил.

"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому  совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.

1.Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2.Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3.Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4.Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5.Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

Причины проявления суицида

●Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

●Резкое повышение общего ритма жизни

●Социально-экономическая дестабилизация

●Алкоголизм и наркомания среди родителей

●Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

●Алкоголизм и наркомания среди подростков

●Неуверенность в завтрашнем дне

●Отсутствие морально-этических ценностей

●Потеря смысла жизни

●Низкая самооценка, трудности в самоопределении

●Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

●Безответная влюбленность

Признаки депрессии у подростков

Печальное настроение

●Чувство скуки

●Чувство усталости

●Нарушения сна

●Соматические жалобы

●Неусидчивость, беспокойство

●Фиксация внимания на мелочах

●Чрезмерная эмоциональность

●Замкнутость

●Рассеянность внимания

●Агрессивное поведение

●Непослушание

●Склонность к бунту

●Злоупотребление алкоголем или

●наркотиками

●Плохая успеваемость

●Прогулы в школе, институте

Куда обращаться  за помощью

Разобраться в причинах конфликтов и

трудностей, справиться с ситуацией,

наладить взаимоотношения в семье и                              

коллективе, предотвратить негативные                      

последствия, научиться новому вам поможет                    

квалифицированный психолог.

Психологическую помощь  решение личных,

семейных, детских проблем можно получить в

Психологической службе

«СЕРДЭШ»

Телефон: 571-15-80

Экстренная психологическая помощь

Телефон: 571-3-571 или 8-800-2000-122

Телефон доверия для взрослых

Телефон: 277-00-00

Медицинская психологическая служба

Телефон: 129

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№311 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Педагог – психолог Шарапова Л.Х.

Информация для педагогов

КАЗАНЬ 2012

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ СУИЦИДАЛЬНОСТИ.

● Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

● Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

● Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

● Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

● Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

● Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

● Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

● Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Причины суицидального поведения у подростков

Нарушение детско – родительских отношений

●Конфликт с друзьями или педагогами

●Страх не оправдать надежды взрослых

●Отсутствие негативного отношения к суициду в  сознание подростков

●Отсутствие доброжелательного внимая со стороны взрослых

●Алкоголизм и наркомания среди родителей

●Неуверенность в завтрашнем дне

●Безответная любовь


Что может удержать ребенка и подростка от суицида

• Установите заботливые взаимоотношения с ребенком 
• Будьте внимательным слушателем 
• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации 
• Помогите определить источник психического дискомфорта 
• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно 
• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы 
• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее 
• Внимательно выслушайте подростка!

Виды суицида

●Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предпо лагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окру жающих.

●Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения.

●Истинное суицидальное поведе ние характеризуется последовательной реализацией обдуман ного плана лишения себя жизни.

Куда обращаться  за помощью

Разобраться в причинах конфликтов и

трудностей, справиться с ситуацией,

наладить взаимоотношения в семье и                              

коллективе, предотвратить негативные                      

последствия, научиться новому вам поможет                    

квалифицированный психолог.

Психологическую помощь  решение личных,

семейных, детских проблем можно получить в

Психологической службе

«СЕРДЭШ»

Телефон: 571-15-80

Экстренная психологическая помощь

Телефон: 571-3-571 или 8-800-2000-122

Телефон доверия для взрослых

Телефон: 277-00-00

Медицинская психологическая служба

Телефон: 129

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№311 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Педагог – психолог Шарапова Л.Х.

Информация для воспитателей

 

Казань 2012

СОВЕТ!

Вам нужно помнить:


    Правильное проживание периода с 0 до 1 года жизни: необходимость в удовлетворении базовой потребности в принятии, т.е. ребёнок должен быть желанным, любимым и в безопасности, т.е. должны удовлетворяться его обычные простые физиологические потребности, о которых он «говорит» плачем. Таким образом формируется доверие к миру вообще.

     Неудовлетворение этой потребности может привести к формированию низкой стрессоустойчивости и глубинной потребности в поиске состояний эмоционального принятия, психофизического комфорта и расслабления, которые могут привести к зависимостям от химических препаратов и т.д.
   Правильное приучение к навыкам опрятности и чистоплотности (с 1 года до 2-х лет).

    В случае если в данный период жизни родители ведут себя некорректно, впоследствии может развиться созависимость, являющаяся основной причиной воровства.

Созависимость – стойкое изменение личности, человек не может идентифицировать свои чувства, мысли, потребности.

   Такие люди во взрослой жизни испытывают страх сильных чувств и переживаний, они излишне доверчивы, избегают близких отношений с другими людьми, формируются любые виды аддикции.

    Проживание возрастного кризиса с 3-х до 6 лет, когда ребёнок активно осваивает окружающий мир.

    Это критический период детского возраста, часто о нём забывают или не знают. Это первый этап, когда ребёнок начинает формироваться как личность, самоутверждается, часто проявляет негативизм на запреты, родителям кажется, что их ребёнок непослушный и упрямый.

КАК ВОСПИТАТЕЛЯМ ВЕСТИ СЕБЯ С ДЕТЬМИ

Если у вас возникают опасения, относительно состояния ребенка следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений, повышению самооценки, самоуважения у ребенка.

Признаки депрессии у детей

  1. Печальное настроение
  2. Потеря свойственной детям энергии
  3. Внешние проявления печали
  4. Нарушения сна
  5. Соматические жалобы
  6. Изменение аппетита или веса
  7. Ухудшение успеваемости
  8. Снижение интереса к обучению
  9. Страх неудачи
  10. Чувство неполноценности
  11. Самообман - негативная самооценка
  12. Чувство «заслуженного отвержения»
  13. Заметное снижение настроения при
  14. малейших неудачах
  15. Чрезмерная самокритичность
  16. Сниженная социализация
  17. Агрессивное поведение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№311 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Педагог – психолог Шарапова Л.Х.

Признаки депрессии у подростков

Печальное настроение

●Чувство скуки

●Чувство усталости

●Нарушения сна

●Соматические жалобы

●Неусидчивость, беспокойство

●Фиксация внимания на мелочах

●Чрезмерная эмоциональность

●Замкнутость

●Рассеянность внимания

●Агрессивное поведение

●Непослушание

●Склонность к бунту

●Злоупотребление алкоголем или

●наркотиками

●Плохая успеваемость

●Прогулы в школе, институте

Куда обращаться  за помощью

Разобраться в причинах конфликтов и

трудностей, справиться с ситуацией,

наладить взаимоотношения в семье и                              

коллективе, предотвратить негативные                      

последствия, научиться новому вам поможет                    

квалифицированный психолог.

Психологическую помощь  решение личных,

семейных, детских проблем можно получить в

Психологической службе

«СЕРДЭШ»

Телефон: 571-15-80

Экстренная психологическая помощь

Телефон: 571-3-571 или 8-800-2000-122

Телефон доверия для взрослых

Телефон: 277-00-00

Медицинская психологическая служба

Телефон: 129

Информация для подростков

КАЗАНЬ 2012

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.

Признаки депрессии у детей

  1. Печальное настроение
  2. Потеря свойственной детям энергии
  3. Внешние проявления печали
  4. Нарушения сна
  5. Соматические жалобы
  6. Изменение аппетита или веса
  7. Ухудшение успеваемости
  8. Снижение интереса к обучению
  9. Страх неудачи
  10. Чувство неполноценности
  11. Самообман - негативная самооценка
  12. Чувство «заслуженного отвержения»
  13. Заметное снижение настроения при
  14. малейших неудачах
  15. Чрезмерная самокритичность
  16. Сниженная социализация
  17. Агрессивное поведение

Куда обращаться  за помощью

Разобраться в причинах конфликтов и

трудностей, справиться с ситуацией,

наладить взаимоотношения в семье и                              

коллективе, предотвратить негативные                      

последствия, научиться новому вам поможет                    

квалифицированный психолог.

Психологическую помощь  решение личных,

семейных, детских проблем можно получить в

Психологической службе

«СЕРДЭШ»

Телефон: 571-15-80

Экстренная психологическая помощь

Телефон: 571-3-571 или 8-800-2000-122

Телефон доверия для взрослых

Телефон: 277-00-00

Медицинская психологическая служба

Телефон: 129

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№311 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Педагог – психолог Шарапова Л.Х.

КАЗАНЬ2012

Родители! Вам нужно помнить:
  Правильное проживание периода с 0 до 1 года жизни: необходимость в удовлетворении базовой потребности в принятии, т.е. ребёнок должен быть желанным, любимым и в безопасности, т.е. должны удовлетворяться его обычные простые физиологические потребности, о которых он «говорит» плачем.

 Таким образом формируется доверие к миру вообще.


Неудовлетворение этой потребности может привести к формированию низкой стрессоустойчивости и глубинной потребности в поиске состояний эмоционального принятия, психофизического комфорта и расслабления, которые могут привести к зависимостям от химических препаратов и т.д.


Правильное приучение к навыкам опрятности и чистоплотности (с 1 года до 2-х лет).
В случае если в данный период жизни родители ведут себя некорректно, впоследствии может развиться созависимость, являющаяся основной причиной воровства.

Созависимость – стойкое изменение личности, человек не может идентифицировать свои чувства, мысли, потребности.

Такие люди во взрослой жизни испытывают страх сильных чувств и переживаний, они излишне доверчивы, избегают близких отношений с другими людьми, формируются любые виды аддикции.


Проживание возрастного кризиса с 3-х до 6 лет, когда ребёнок активно осваивает окружающий мир.


Это критический период детского возраста, часто о нём забывают или не знают. Это первый этап, когда ребёнок начинает формироваться как личность, самоутверждается, часто проявляет негативизм на запреты, родителям кажется, что их ребёнок непослушный и упрямый.


В случае категоричных запретов родителей в этот период можно вызвать подавление воли, формируется чувство вины, страдает эмоциональная сфера (такие дети склонны к депрессиям и неврозам).

Контакта в семье нет, подрастая, ребенок идет к сверстникам, ищет контакта, эмоционального принятия, что может привести к девиантным формам поведения и аддикции. Впоследствии такие взрослые не могут самостоятельно принимать решения, несамостоятельны, постоянно «нуждаются» в помощи

 Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа дошкольников и младших школьников с различными нарушениями поведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Слайд 2

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении.

Слайд 3

Причины самоубийства ● Личностная деформация субъекта ● Психотравмирующая обстановка ● Социально – экономическая ситуация ● Нравственная организация общества ● Личностно – семейные проблемы ● Состояние здоровья (неизлечимая болезнь, инвалидность) ● Чувство вины ● Конфликты

Слайд 4

Мотивы, ведущие подростка к самоубийству ● 36% хотели дать понять, человеку, в каком они отчаянии ● 27% хотели заставить раскаяться человека, который плохо с ними обошёлся ● 22% хотели показать, как любят кого – то ● 15% расценивали свою попытку самоубийства, как призыв, чтобы пришла помощь от других

Слайд 5

Группы риска ● Лица страдающие психическими заболеваниями ● Дети – инвалиды ● Трудные подростки ● Беспризорники ● Неформальные группы ● Наследственные суициды

Слайд 6

Социальные мотивы возникновения суицида у подростков ● Социальная апатия; ● Снижение ценности человеческой жизни; ● Отсутствие духовного смысла существования и перспектив.

Слайд 7

Признаки суицидального поведения у детей и подростков Дети: Печальное настроение Потеря свойственной детям энергии Внешние проявления печали Нарушения сна Соматические жалобы Изменение аппетита или веса Ухудшение успеваемости Снижение интереса к обучению Страх неудачи Чувство неполноценности Самообман - негативная самооценка Чувство «заслуженного отвержения» Заметное снижение настроения при малейших неудачах Чрезмерная самокритичность Сниженная социализация Агрессивное поведение Подростки: Печальное настроение Чувство скуки Чувство усталости Нарушения сна Соматические жалобы Неусидчивость, беспокойство Фиксация внимания на мелочах Чрезмерная эмоциональность Замкнутость Рассеянность внимания Агрессивное поведение Непослушание Склонность к бунту Злоупотребление алкоголем или наркотиками Плохая успеваемость Прогулы в школе, институте

Слайд 9

Советы родителя м ● Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей ●Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним ●Обязательно содействуйте в преодолении препятствий. ●Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом ●Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания ●Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними

Слайд 10

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком • Будьте внимательным слушателем • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации • Помогите определить источник психического дискомфорта • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно • Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее • Внимательно выслушайте подростка!

Слайд 12

При высказывании подростком суицидальных мыслей, намерений, взрослые обязаны: Обеспечить постоянное наблюдение за ребенком Сделать недоступными для него предметы и вещества (лекарства), с помощью которых он может осуществить свой суицидный замысел Успокоить подростка беседой, с помощью лекарства, дать ему выговориться Изменить взаимоотношения в положительную сторону

Слайд 13

Методы исследования ● Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» ● Методика самооценки эмоциональных состояний ● Методика САН (диагностика самочувствия, активности и настроения) ●Тест «Определение направленности личности Басса » ●Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен ●Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона

Слайд 14

Что можно сделать для того, чтобы помочь Подбирайте ключи к разгадке суицида Примите суицидента как личность Установите заботливые взаимоотношения Будьте внимательным слушателем Не спорьте Задавайте вопросы Не предлагайте неоправданных утешений Предложите конструктивные подходы Вселяйте надежду Оцените степень риска самоубийства Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Обратитесь за помощью к специалистам Важность сохранения заботы и поддержки

Слайд 15

Презентацию подготовила: Педагог – психолог Шарапова Лейсан Хусаеновна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Профилактика суицидального поведения детей и подростков".

Памятка "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"....

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков...