Артикуляционная гимнастика
материал на тему

Илюхина Оксана Викторовна

Инструкции к выполнению артикуляционных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyacionnaya_i_palchikovaya_gimnastika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Цель:

  1. Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
  2. Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
  3. Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Каждое упражнение выполняется 10-12 раз!!! Артикуляционную гимнастику необходимо делать ежедневно!

1. Статические упражнения для языка.

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ФОКУС». На кончик носа прикрепить кусочек ватки. Сделать «ЧАШЕЧКУ» и плавно подуть вверх, на нос, так, чтобы ватка улетела. Не сжимать язык зубами!

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ОБЕЗЬЯНКА». Рот приоткрыть и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«БУЛЬДОГ». Рот приоткрыть и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

Чередование упражнений «ОБЕЗЬЯНКА» - «БУЛЬДОГ».

2. Динамические упражнения для языка.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет родителя к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ПРИСОСКА». Присосать язык к небу, удержать его в течение 2-3 секунд, затем громко щелкнуть языком.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать сверху вниз верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

3. Упражнения для губ.

«УЛЫБОЧКА». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. Зубы видны.

«ХОБОТОК». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК», «УЛЫБКА» - «ХОБОТОК»

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).
  2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
  3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты). Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка – «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ».
  4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления. Наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не замыкая запястий (руки вытянуты вперед).
  5. «НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
  6. «КОГОТКИ» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
  7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
  8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления.
  9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев.
  10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого пальца (одной руки, другой, двух одновременно).
  11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно), а затем «КРЕПКОЕН РУКОПОЖАТИЕ» - НАДАВЛИВАНИЕ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЧИКОВ.
  12. «КУЛАК – КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим пальцем образуют кольцо, затем положения рук меняются.
  13. «КУЛАК – ЛАДОНЬ» - руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ЗА СТОЛОМ.

  1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.
  4. Имитация игры на пианино.
  5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
  6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
  7. «ФУТБОЛ» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
  8. Поочередная смена положений рук «КУЛАК – ЛАДОНЬ – РЕБРО». Выполняется сначала правой, затем  левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
  9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
  10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...