кризис трехлетних детей
методическая разработка по теме

Заика Татьяна Сергеевна

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

 

Можно отметить, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате произошел               « взрыв» прежней ситуации.

Л.С. Выготский описывает симптомы,  характерные  для поведения  в  период  кризиса  3  лет :

Негативизм

2   Упрямство

3 Строптивость 

4  Своеволие 

5  Протест---бунт 

6  Обесценивание

7  Деспотизм 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_1_krizis_3_let.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Составила  педагог – психолог

МОДУ № 28 «Петушок»

Заика Т.С.

2011год.

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

Можно отметить, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате произошел               « взрыв» прежней ситуации.

Л.С. Выготский описывает симптомы,  характерные  для поведения  в  период  кризиса  3  лет :

1  Негативизм

Негативизм  « вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию»  Ребенок отказывается делать то, что мы его  просим ,  не  потому , что  ему  не хочется , а только потому ,  что его попросили  об этом.

  Если  взрослый  использует  авторитарную  модель  взаимодействия  в  общении  с ребенком, он  может провоцировать  приступы  негативизма  всякий раз ,  когда отдает  строгий  приказ, например:  Не трогать!    Ешь   быстро!   И т. д.

   В  сложных ситуациях,  при  резком  проявлении  детского негативизма ,   взаимодействие  с  ребенком  может  дойти  до  абсурда : на  любое  высказывание  взрослого  он  отвечает  наперекор : Это  холодное  ---  Нет,  горячее.. и. т.д    

Негативизм  отличается  от  непослушания (когда ребенок  не  следует  указаниям  взрослого  потому,  что  занят  другим  делом,  более  интересующим  его  в  данный  момент , т.е.  он  противится  содержанию  просьбы) :

Негативизм  носит  социальный  характер, он  адресован  человеку , а  непослушание -  содержанию. Если  ребенку  предложили  на  выбор  другое  занятие,  более  интересное  для  него,  чем  то,  которое  у  него  есть  в  данный момент,  и  он  согласился,  то  речь  идет  не  о  негативизме,  а  о   непослушании;

 При негативизме  ребенок  поступает  наперекор  своему  желанию. При  непослушании  же  он  следует  своему  желанию,  которое  идет  вразрез  с  желанием  взрослого.

 

2   Упрямство  -- это  « такая  реакция  ребенка ,  когда  он  настаивает  на  чем-  либо не  потому , что  ему  этого  сильно  хочется , а  потому ,  что  он   это  потребовал» ,  то  есть  это  « реакция  не  на  предложение , а на  свое   собственное  решение» , например,  ребенка,  когда  он  уже  проснулся,  мама  просит  встать  с  постели. Он  в  течение  долгого  времени  не  соглашается   встать,   хотя  ему  уже  давно  надоело  лежать  в  постеле и  хочется  поиграть с игрушками,  однако  он  заявляет ; « Сказал не  встану,  значит.  Не  встану»

   

Зачастую   родители , заняв позицию «кто -  кого», тем  самым  усугубляют,  закрепляют  проявления  упрямства  и  загоняют  ребенка « в угол», лишая возможности  выйти с  достоинством  из возникшей  конфликтной  ситуации.

3 Строптивость  отличается  от  негативизма  тем,  что  она  безлична,  а  не направлена  против  человека. Строптивость  направлена  против  образа  жизни, против  тех  правил,  которые  были  в  его жизни  до 3  лет.    Это  « скрытый  бунт  против  того,  с  чем  ребенок  имел  дело  раньше».

4  Своеволие  проявляется  в  томя.  Что  ребенок  все  хочет  делать  сам,  даже  если  не  умеет.  В  этом  случае  проявляется  тенденция  к  самостоятельности.

5  Протест---бунт  проявляется  в  том,  что  все  поведение  ребенка  носит  протестующий  характер,  как  будто  «ребенок  находится  в  состоянии  войны  с  окружающими, в  постоянном  конфликте  с  ними»  Протест---бунт  выливается  в  частые  ссоры  с  родителями.

6  Обесценивание. В  этом  случае обесцениваются  старые  привязанности ребенка  к  вещам,  к  людям,  к правилам  

поведения . Ребенок  может  начать  употреблять  бранные  слова,  которые  до  сих  пор  было  не  принято  произносить  в  доме. В  его  речи  появляются  выражения,  которые  означают  все  плохое,  отрицательное.

Иногда  дети  обзывают  любимых  бабушек,  мам  грубыми  словами. Кроме  того, для  трехлетнего  ребенка  могут  вдруг потерять  ценность  еще  совсем  недавно  обожаемые  им  игрушки,  книги,  и  тогда  он  может  бросать  их,  рвать,  давать  им  негативные  названия.

7  Деспотизм  чаще  всего  проявляется  в  семье  с  единственным  ребенком,  который  изо  всех  сил  пытается  проявлять  власть  над  окружающим,  ему  хочется  добиться  того  положения,  которое  было  в  раннем  детстве,  когда  исполнялись  все  его  желания.

 Если  в семье несколько  детей,  этот симптом  можно  назвать ревностью.

Ребенок  все  так же  стремится  к  власти и потому  проявляет  ревность  к  братьям или  сестрам,  с  которыми  он  вынужден  делить  власть.

  Кризис  трех  лет --- это бунт против  авторитарного  воспитания,  это протест  ребенка,  требующего  самостоятельности, переросшего  те  нормы и  формы  опеки,  которые  сложились  в  раннем  возрасте.

Воспитатели,  родители и другие  близкие  ребенку  люди  в  период  кризиса  испытывают  трудности  во  взаимоотношении с  ним,  так  как  забавный  маленький  малыш  вдруг  превращается  в  упрямое,  строптивое,  деспотичное  создание.  Самостоятельность  и  активность  ребенка  возрастают, изменяется  его  отношение  и  к  собственному «Я»,  и к другим  людям,  окружающим  его,  продолжается  процесс  эмансипации  ребенка.

Следствием проявления  перечисленных  симптомов кризиса  трех  лет  могут  стать  внутренние  и внешние  конфликты, невротические  проявления ( энурез,  ночные страхи, заикание и др.)                                                                        

Кризис  трех  лет--- это  прежде  всего «кризис  социальных  отношений  ребенка,  он  происходит  по  оси перестройки  социальных  взаимоотношений: личности  ребенка и окружающих  людей» Кризис  протекает  остро  только  в том  случае, если взрослые  не  замечают или  не  хотят  замечать  у  ребенка  тенденцию к  самостоятельности,  когда они  стремятся  во  что  бы  то  ни стало  сохранить  прежний  тип  взаимоотношений, устраивавший  их,  взрослых,  когда  они  сдерживают  самостоятельность и  активность  ребенка.

Если же  взрослые  реагируют на изменения, происходящие  в ребенке, если  они  заменяют  авторитарный  стиль  взаимодействия с  ребенком,  гиперопеку  на  партнерское  общение с  ним,  предоставляют  ему  самостоятельность (в

разумных  пределах) , конфликтов  между  ними и  трудностей  общения  может и  не быть и не возникнут или  они будут иметь  временный.  Преходящий  характер.

                               

Как надо вести себя родителям в период кризиса  ребенка  трех лет

По  тому , на кого направлен кризис  ребенка трех  лет,  можно  судить  о  его  привязанностях. Как  правило,  в  центре  событий  оказывается  мать,  и  главная  ответственность  за  правильный  выход  из  этого  кризиса  возлагается  на  нее.  Кризис  трех  лет—это  важный  этап  в  психологическом  развитии  ребенка,  знаменующий  переход  на  новую  ступеньку  детства.  Поэтому,  если  вы  увидели,  что  ваш  любимец  очень  изменился  и не в  лучшую  сторону,  постарайтесь  выработать  правильную  линию  своего  поведения,  станьте  более  гибким  в  воспитательных  мероприятиях,  расширяйте  права  и  обязанности  малыша и  в  пределах  разумного  дайте  вкусить  ему  самостоятельность,  чтобы  насладиться  ею.  Знайте,  что  ребенок  не  просто  не  соглашается  с  вами,  он  испытывает  ваш  характер  и  находит  в  нем  слабые  места,  чтобы  воздействовать  на  них  при  отстаивании  своей  независимости.  Он  по  нескольку раз  в  день  перепроверяет:  действительно ли  то,  что  Вы  запрещаете  ему,  

запрещено, а может  быть- можно,  если  есть  хоть  малейшая  возможность «можно» , ребенок  добивается  своего: не  у  вас,  так у  бабушек, пап,  дедушек.  Не сердитесь на него за это.  А лучше  правильно  сбалансируйте  поощрения  и  наказания, ласку  и строгость., не забывая  при  этом,   что  «эгоизм»  ребенка  наивный.  Ведь  это  мы, а не  кто  иной приучили  его  к  тому,  что  любое  его  желание -  как  приказ.  И вдруг  почему-то  что-то  нельзя,  в  чем- то отказывают ему.  Когда  желания  малыша  намного  превосходят  реальные  возможности,  найдите  выход  в  ролевой  игре, которая  с  трех  лет становится  ведущей  деятельностью  ребенка.

К примеру, ваш  ребенок не хочет есть, хотя  голодный. И  не упрашивайте  его. Накройте  стол  и  посадите  на стульчик  мишку. Изобразите, будто  мишка  пришел  обедать  и  очень  просит  малыша,  как взрослого,  попробовать,  не  слишком  ли  горячий  суп,  и , если  можно , покормить его.  Ребенок, как  большой,  садится рядом  с  игрушкой и  незаметно  для  себя,  играя,  вместе  с мишкой  полностью  съедает  обед.

В  три  года  самоутверждению  ребенка  льстит,  если  вы  звоните  лично  ему  по  телефону,  шлете  письма,  просите  его совет  или делаете  ему  какие-нибудь «взрослые» подарки, типа шариковой  ручки. Для  нормального развития  малыша желательно  во  время  кризиса  трех  лет,  чтобы  ребенок  ощущал,  что  все  взрослые в  доме  знают, что  рядом  с  ними – не малыш, а  равный им товарищ их  друг.

Как не надо  вести  себя  родителям  во  время  кризиса  трех  лет.

---- постоянно  ругать  и  наказывать  ребенка  за  все  неприятные  для  вас  проявления  его  самостоятельности,

---- говорить «да»,  когда  необходимо  твердое  «нет»,

---- пытаться  любыми  путями  сгладить  негативные  проявления  ребенка.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трехлетнего возраста.Что делать родителям?

Третий год жизни малыша – один из самых трудных периодов во взаимоотношениях детей и родителей. В это время ребенок начинает «отделяться» от мамы с папой, проявлять первые признаки своеволия, ко...

статья для педагогов и родителей "Кризис трехлетнего возраста"

Данная статья предназначена для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Поможет легче преодалеть эти трудные моменты....

Консультация для родителей "Кризис трехлетнего возраста у детей"

Еще вчера ваш малыш, которому нет еще и трех, был ангелом, розовощеким путти с каритины Рафаэля, а сегодня стал коварным бесенком, маленьким вождем краснокожих на тропе войны. Что случилось и кто вино...

Кризис трехлетнего возраста

Каждого папу, маму, бабушку или деждушку беспокоит, что случилось с их недавним ангелочком, который в одим момент превратился в бесенка. Эта статья  подскажет и приоткроет дверцу, в такую ранимую...

Работа с родителями второй младшей группы. Кризис трехлетнего возраста. Встреча за круглым столом.

Родительское собрание на тему "Кризис трехлетнего возраста" для родителей второй младшей группы с приглашением специалистов - психолога и логопеда.МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школаВос...

Кризис трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста- что делать родителям.  Консультация....