"Взрослым по секрету"
материал по теме

Остроглазова Ирина Геннадьевна

Беседа о компьютере с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzroslym_po_sekretu.doc863 КБ

Предварительный просмотр:

   


                                   

        

Если вы собирались купить компьютер, вы должны представить себе, что он может и для чего он вам нужен.                                                                                        Компьютеры можно условно разделить на служебные и домашние. Служебные используются в различных отраслях деятельности человека и выполняют локальные задачи. Спектр этих задач очень широк. Это инженерные задачи, задачи проектирования, бухгалтерский учет, издательская деятельность, ведение документации и многое другое.                Есть исключительно игровые компьютеры. На них устанавливают компьютерные игры. Домашний компьютер является промежуточным вариантом. Он может стать домашним секретарем, связью с миром через информационную сеть Интернет, печатной машинкой и игровым автоматом одновременно.                                                        Домашний компьютер может стать членом вашей семьи. Он может выполнять для вас мелкие поручения, а также развлекать и учить ваших детей.                                        Компьютер завоевывает мир с такой скоростью, что маловероятно, что он не понадобиться вашему ребенку. Мы говорим о необходимости компьютерной грамотности.                                                                                                        Грамотность эта может быть не настолько глубокой, чтобы ребенок сам составлял программы. Хотя это не так сложно, как и общение с человеком, владеющим другим языком. Более того, компьютер менее непредсказуем, чем человек. А поэтому дети ненамеренно могут быть вовлечены в программирование, и им это понравится.    

Не опасно ли покупать компьютер?

Чаще всего нас беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения.                                                                                                Кроме того, многие наслышаны о компьютерных фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир. Время, проводимое возле компьютера, они предпочитают любому другому общению. Это может вызывать озабоченность: не произойдет ли это и с моим ребенком?                                                                                                        Что же получает ребенок вместе с компьютером? Конечно, это возможность творить, создавать что-то своими руками. И никто здесь не будет мешать ему и читать нотации. С людьми этого добиться нелегко.                                                                Сравним две ситуации.                                                                                Первая – ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не требует карандашей, фломастеров, бумаги … Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ).                                                                                        Вторая – компьютера нет. Зато есть масса проблем.                                                Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самого это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время – сплошная головная боль …                                                                        Купив своему малышу персональный компьютер, можно с облегчением перевести дух: занимательность «умных машин» не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием.

Но действительно ли все так просто?

Какие проблемы?

Компьютерофобия. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности.                        Если ваш ребенок неуверен в себе, беспокоен, компьютер может стать «угрожающим стимулом», который спровоцирует усиление общего состояния тревоги. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера – не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Обратите внимание ребенка на легкие программы. Лучше час провозится с картинкой в «Рисовалке», чем проиграть компьютеру в непосильной для малыша игре. Это относится к аркадам и логическим играм. Логические игры и сложные уровни других программ, действительно, не для всех. К ним надо подходить постепенно.                                                                                Явление противоположное компьютерофобии – чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом – так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит.        Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый «синдром Пигмалиона». Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.

За и против

За                                                                                                        Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка. Они дают ему возможность:                                                                                        1. менять по своему усмотрению стратегию решения;                                                2. пользоваться разными уровнями сложности материала;                                        3. обращаться к компьютерной помощи.                                                                Как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного ученика с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как  

Аккуратность

Точность

Рациональность

Организованность.

Когда ребенок «на ты» с персональным компьютером, то формируются:

Смелый выбор стратегии поведения или самообучения

Деловая мотивация

Абстрактность мышления.

Развиваются

Логическое, или оперативное мышление

Умение прогнозировать.

Компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. Главное – предоставляется огромное поле для экспериментов. Можно создавать линейный рисунок, либо комбинировать композицию из цветных фигур или раскрашивать готовый узор.

Против                                                                                        Привыкнув к виртуальному миру, ребенок может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот.                                - Переход к реальным вещам тем труднее, чем больше ребенок увлекается компьютерной игрой.                                                                                        Это может привести к негативным изменениям в развитии личности:                        - ребенок уходит в себя, формируется аутизмом.                                                При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях                         - могут обостриться невротические черты;                                                        - при выраженной неуравновешенности возможны болезненные состояния.                У разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения в психическом развитии: у одних уровень интеллекта повышается, у других – снижается.                                                                        При длительном пользовании компьютером положительные качества могут перерасти в отрицательные:                                                                                1. точность и аккуратность – в педантизм, негибкость;                                                2. появится зависимость мыслительных процессов от умной машины.                        Помните, что компьютер, предоставляя разнообразный материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.                                        Творчество – дар, присущий только человеку. Его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому у того, кто работает исключительно с компьютером, гибкость интеллекта снижается, усиливается шаблонность мышления.

Стрелялки, страшилки и тамагочи.

Среди детских компьютерных программ существует «культиваторы» агрессивного поведения. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх «активного действия», всякого рода «бегалках» и «стрелялках». Они таят тройную опасность.                        Во-первых:                                                                                                - вырабатывыают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели;                                                                                                - отучают от терпения и ослаблют силу воли, которые столь необходимых для серньезных интеллектуальных занятий.                                                                

Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов; рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ды-ды» и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но,увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредотачиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.                                                Вторая опасность – отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными средствами мультимедиа, компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами?                                        Во всем мире несколько лет назад среди детей была распространена игра в электронного зверька «тамагочи». Дети должны ему помочь вылупиться из яйца, потом кормить, убирать за ним. Если о нем забудут или допустят ошибку в уходе – существо «умирает».                                                                                                        Казалось бы, какая разница: живой или компьютерный зверек? Создатели игрушки утверждали, что компьютерный зверек может привить ребенку любовь к «братьям меньшим», научить заботиться о них и вообще о своих ближних. Это особенно актуально для городских семей, в которых часто растет один ребенок и общение с живой природой ограничено. Однако обратите внимание на такой факт: если «тамагочи» погибнет от неправильных действий или коварной воли играющего, никто не назовет его убийцей.  Жизнь, таким образом, становится игрушкой в руках маленького господина. В реальности же такое невозможно, ибо есть законы, существуют наказания. От человека требуется ответственное отношение к любому живому существу, обладающему правом на жизнь, и особенно – к самоценности человеческой личности.                                                        Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока: моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.                        

Страх порождает жестокость.

Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, педагоги не против игры как таковой – в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Нетрудно представить, что творится в его незащищенном сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами. Некоторые герои компьютерных игр так страшны, что на упаковке написано: «Только для детей старше пяти лет». Как в таких случаях защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений? Ведь страх, как известно, формирует чувство неполноценности и порождает жестокость.                                                                                        Один пятилетний малыш, например, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавром, сам создал себе динозавра и воспитал его так, чтобы с его помощью уничтожать других тварей. Однако страх перед ними не исчез. Его воображение все еще наполнено различными ситуациями борьбы и защиты.         Как побороть страх? Можно укрыться под одеялом. А можно и самому стать страшным.                                                

Станьте хозяином искусственного разума.

Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от вас, от вашего разумного отношения к машине. Именно вы в первую очередь столкнетесь с результатами своих промахов в воспитании детей, общество страдает после.        

Время работы на компьютере.

Время за компьютером проходит незаметно, и ваш ребенок вас не беспокоит. Однако не надо из компьютера делать домашнюю няньку. Это таит много опасностей разного характера.                                                                                                Надо уметь правильно сидеть. Это физически трудная поза: спина прямая, ноги должны иметь опору. Облокачиваться на спинку стула или кресла можно только прямой спиной. В противном случае, вашему ребенку обеспечен сколиоз. Это общая опасность сидячей позы. Она относится и к работе за письменным столом. Кроме того, сидение тормозит физический рост, что важно для маленького ребенка.                                        Если у компьютера электронно-лучевой экран, длительные занятия за компьютером воздействуют не только на зрение, но и на иммунную систему. Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, гораздо тяжелее реагируют на перемены погоды, чем те, кто ведет такой же малоподвижный образ жизни.                        Компьютер прекрасно «съедает» любое количество времени. Переходя от одной программы к другой, меняя игры или даже условия внутри одной игры, ребенок проникает в глубины компьютерной реальности. Компьютер становится собеседником, другом.                                                                                                        Но, подарив ему компьютерный мир, мы можем лишить его земного, человеческого, природного мира. В том числе – жизни внутри семьи и со своими сверстниками.                                                                                                Пока ребенок маленький, не оставляйте его за компьютером одного надолго.                Играйте вместе с ним.                                                                                Интересуйтесь, что нового он узнал, нарисовал, написал.                                        Играйте в новую игру вместе с ним.                                                                Помогайте ему «записывать» его рисунки и тексты в компьютерную память.                Ограничение времени, проведенного за компьютером, должно быть понятно ребенку. У него много других дел, интересных занятий и встреч. Домашние традиции, спортивные или художественные кружки будут прекрасным противовесом полному погружению в компьютерную, виртуальную реальность.                                                Разрешите ребенку посидеть за компьютером небольшое время перед совместным гулянием или перед началом другого интересного занятия. Тогда ребенок встанет из-за компьютера не просто из послушания, а из приятной необходимости.  

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников)  посвященный дню Семьи  ....

Конспект НОД по общению со взрослым и совместным играм со взрослыми по теме "Труд взрослых"

Конспект занятия по речевому развитию для детей первой младшей группы...

Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»

Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....

Конспект совместного творческого мероприятия детей и взрослых «По секрету всему свету» (подготовительная группа)

Конспект совместного творческого мероприятия детей и взрослых «По секрету всему свету» (подготовительная группа)...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка посвящённого Дню отца Тема: квест-игра: «Секреты Отцов»

Программное содержание:1. Способствовать сплочению детей, родителей, развитию положительных эмоций у детей.2. Формировать представлений о своих родителях (отце), как о значимом, авторитарном представи...