Информация для родителей детей, имеющи х речевые нарушения
занимательные факты (старшая группа) по теме

На этой странице вы сможете найти полезную информацию, связанную с развитием речи детей, получить советы по профилактики и коррекции речи длошкольников, а также полезные упражнения на развитие речевой функциональной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informaciya_dlya_roditeley.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые причины нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная уздечка, слишком большой неповоротливый или слишком маленький язык, дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, неправильное строение зубов, зубного ряда и т.д.

Другой причиной может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Еще одной причиной может быть неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, долгое время «сюсюкают» с ребенком, а это задерживает формирование правильного звукопроизношения.

Нарушение звукопроизношения может возникнуть вследствие подражания искаженному произношению взрослых членов семьи или маленьким детям, у которых не сформировалось еще правильное звукопроизношение. Может отрицательно сказаться на речи пребывание детей в двуязычном окружении и т.д.

В процессе формирования звукопроизношения очень важны:

слух и фонематическое (звуковое) восприятие.

подвижность органов речи.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияют на развитие речи. Поэтому при нарушении звукопроизношении всегда надо проверять слух ребенка и выяснять, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха.

Часто у детей с нарушением звукопроизношения слух может быть в норме, но фонематическое восприятие может оказаться недостаточно развитым, т.е. способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи.

В случаях нарушения артикуляционной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционным признакам.

Дети отличаются друг от друга не только по степени развитости фонематического восприятия, но и по развитию моторики (т.е. подвижности речевых органов). Некоторые легко делают артикуляционные движения, и с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами и им нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.

Родители должны знать, что стойкие формы дефектов произношения, различные формы недоразвития речи не исправляются с возрастом.

Исправление искажений произношения звуков и выработка правильного произношения требуют систематической и напряженной логопедической работы.


Влияние речевых недостатков на развитие личности ребенка.

Особенности речевого развития детей, посещающих логопедическую группу.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями.

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания речи взрослого; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет.

Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или другие недочеты произношения: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, оглушение звонких согласных и многое другое.

Ошибочно надеяться на самостоятельное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияя на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Плохо говорящие дети, начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. Нередки случаи, когда нарушения речевого развития приводили к подрыву психического здоровья детей.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи. Различные нарушения или недостатки устной речи неизбежно влекут за собой всевозможные нарушения письменной речи.

Устная речь детей посещающих логопедическую группу характеризуется системным недоразвитием, т.е. нарушением всех сторон речи (фонематической, лексической, грамматической, синтаксической).

Нарушение фонематической стороны речи выражается в полиморфном нарушении звукопроизношения (полиморфные дислалии, стертые формы дизартрии, нарушение фонематического анализа и синтеза).

По характеру влияния на дальнейшее речевое развитие ребенка нарушения произношения обычно делят на две группы.

К первой относятся такие нарушения звукопроизношения, которые сводятся только к незначительным заменам или смешениям отдельных звуков. Такие дефекты, как правило, отражаются только в устной речи и не влияют на обучение письму.

К другой группе относятся нарушения, вызванные более сложными причинами. Таким детям свойственны фонетико-фонематические нарушения, которые проявляются в неточных слуховых дифференцировках близких по звучанию фонем, из-за трудности произвести звуковой анализ слова. Такие дефекты ведут к значительным ошибкам на письме.

Нарушения лексической стороны речи появляются, прежде всего, в очень ограниченном словарном запасе, что ведет к трудностям в обучении письму.


Нарушения грамматического строя речи могут проявляется на уровне связного текста, на уровне отдельного предложения, на уровне отдельного словосочетания слов.

Особые трудности возникают при самостоятельном и частично самостоятельном рассказе. Дети искажают ситуацию, нарушают последовательность смысловых звеньев, пропускают их. Пропускают элементы предложений, нарушают порядок слов в предложении, причинно-следственные связи.

Речь детей, имеющих нарушение речевого развития, обычно состоит из простых нераспространенных предложений или простых распространенных с нарушением структуры. Довольно часто могут отсутствовать один или оба главных члена предложения.

Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Недостатки произношения необходимо исправлять в пятилетнем возрасте.

Данные психологов свидетельствуют об особом «чутье» ребенка четырех - пятилетнего возраста к языку. В более старшем возрасте это «чутье» к языку несколько ослабевает и ребенок как бы теряет свои «лингвистические способности».

Исправление нарушенного произношения необходимо осуществлять как раз в момент наиболее острого «языкового чутья».


НАШИ СОВЕТЫ.

Устранить нервную обстановку в семье.

Не заставлять ребенка повторять неправильно сказанные слова.

В присутствии детей не обсуждайте с родными и знакомыми речь ребенка.

Следить за культурой речи.

Старайтесь заинтересовать ребенка, превратите свою помощь в игру.

Логопедическая помощь действенна только когда семья, воспитатели и логопед работают в тесном контакте.

Родители должны знать, над чем работает логопед и воспитатель, а так же выполнять задания, данные воспитателем и логопедом.

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОМА (родители должны помнить).

Принуждать ребенка нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

На одном занятии не следует давать больше трех – четырех упражнений.

К последующим упражнениям следует переходить только тогда, когда усвоено предыдущее.

Обязательно выполнять задания логопеда, записанные в домашней тетради.

При возникших трудностях или вопросах следует обратиться к логопеду или воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.

В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда  с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...

Консультация для родителей детей, с различными речевыми нарушениями

Цель: Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики....

Логопедические "раскладушки" для родителей детей, имеющих речевые нарушения (буклеты)

Каждый логопед знает, что закрепление пройденного материала дома - это половина успеха в преодолении речевых нарушений. Однако пообщаться с каждым родителем после окончания рабочего дня не всегда удае...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы  и методы работы с родителями...

Памятка для родителей детей, имеющих различные речевые нарушения.

quot;РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК" «ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» СУХОМЛИНСКИЙ В.АМелкая моторика – точные движения пальцев рук ...

Работа психолога с родителями детей, имеющих расстройство речевой коммуникации.

Данный материал может быть использован  педагогами и психологами дошкольнго образования....