Тренажеры для пальчиков.
материал по теме

Митченкова Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenazhery_dlya_palchikov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренажеры для пальчиков.

Задолго до школы ручки малыша должны обрести ловкость и сноровку. Но для тренировок вовсе не обязательно приобретать дорогое оборудование. Навык письма не появляется у ребёнка спонтанно. Его необходимо развивать. Подчеркнём, что для некоторых малышей это очень непростая задача. Порой клавиатуру современного компьютера они осваивают намного легче. Только ведь писать в школе все равно придется. Постарайтесь же максимально облегчить будущему школяру освоение прописей. А тренироваться начните буквально с пеленок. Как только ваше чадо научится сидеть и уверенно держать в руках игрушки, приступайте к „занятиям".

Ложки для Антошки

Сделать мышцы рук малютки сильными поможет самая обычная кухонная утварь. Например, деревянные ложки. Сначала позвольте крохе просто постучать ими по столу — это для ребенка огромное удовольствие. Затем покажите, как ложкой перекладывать крупу из одной мисочки в другую. Кроха с удовольствием станет переливать ложкой водичку из чашки в чашку, а также „кормить" игрушечного мишку или куклу. На втором году жизни малыша у взрослых появляется новая возможность развивать кроху, разыгрывая для него целые спектакли. Например, „Печем блины". Мама или бабушка готовят на кухонном столе настоящее тесто в присутствии малыша. А он, вооруженный миской, ложкой, веселкой и ситом, повторяет движения взрослых. Вполне естественно сопроводить каждое такое  действие  потешками или приговорками:

Ай, та-та, та-та, та-та

Пожалуйте решета

Мучку просеять,

Пирожки затеять

А для нашей лапушки

Затеем оладушки.

Испечем блинка —

Накормим сынка!

Ай, ту-то, ту-то, ту-то

Месим тесто круто

Подливаем молочка,

Накормим казачка!

Вслед за вами малыш будет всыпать ложкой в сито воображаемую муку, просеивать ее, пересыпать в мисочку, выливать „молоко" из стакана, перемешивать все веселкой, пробовать „тесто" ложкой.

Возможно, маленький помощник пожелает даже испечь взаправдашние блины. Вы готовы доверить поваренку немного настоящих продуктов? Только учтите, что ваша кухня наверняка окажется припорошена мукой и местами залита молоком. Зато какая радость для малыша, который увлекся делом! Спросите кроху: „Какое тесто получилось? Как оно стекает с ложки?" Ребенок поднимает ложку, наклоняет ее, словно льет тесто. „Помешаем тесто!" Вместе с малышом сделайте рукой круговые движения. „Что мы будем печь? Правильно, блиночки!" — мама хлопает ладошкой о ладошку и приговаривает:

Ладушки, ладушки,

Печем блины, оладушки,

Маслом поливаем,

Всех угошаем.

Маме два, папе два,

Два бабушке,два дедушке,

Два нашей соседушке.

И по два блиночка

Сыну и дочке!

При этом положите свои ладони на раскрытые ручки малыша.

Все эти занятия — отнюдь не пустая забава. Таким образом вы вместе с крохой отрабатываете движения кистей рук, мелкую моторику пальцев. Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать в том же духе, неустанно искать новые „тренажеры".

Кот в мешке

Как известно, ребенок в возрасте до года — крайне любознательное существо. Научившись ползать, он отыщет в доме все потайные шкафчики, а также обследует их содержимое. Не меньшее любопытство вызывают у малыша различные свертки и пакеты. Что ж, пойдите ребенку навстречу и заверните в бумагу погремушку или бубенчик.

Потрясите свертком и, сделав удивленное лицо, спросите: „Что там?" Заинтригованный кроха попытается добраться до „тайны". Ему это вряд ли удастся с первого раза и без вашей помощи. Так что возьмите детские ручки в свои и совместными усилиями распакуйте сверток. Дайте ребенку возможность поиграть находкой, а затем вновь заверните ее в бумагу. Теперь ему предстоит самостоятельно добраться до „сокровища".

Мышонок

На сей раз тренажером станет пластиковая бутылка с небольшим горлышком и без крышки. Если края горлышка покажутся вам слишком острыми, обклейте их изолентой либо обмажьте пластилином. Потом возьмите фасолинку или горошинку, бросьте ее в „норку". А вслед за тем скажите крохе: „Мышка-норушка фасолинку (горошинку) берет, в норку кладет". Юный подражатель станет вслед за вами брать из мисочки бобовые и бросать их в бутылку. Для годовичка такая операция — дело сложное, ведь горлышко у бутылки маленькое, да и пальчики еще не слушаются своего хозяина. Вам надо зорко следить, чтобы содержимое мисочки не оказалось в других „норках": в носу, в ушах или в ротике крохи.

Следующее упражнение для пальчиков выполняют малыши, которым уже исполнилось два года. Перемешайте в мисочке два вида крупы, например гречку и рис. Теперь ваш „мышонок" должен все это рассортировать по двум пластиковым стаканчикам. Можно работать сразу двумя руками! Главное — чистота исполнения: гречка отдельно, рис отдельно. А вы, естественно, рядом и не спускаете глаз с малыша. Кто сказал, что „мышонок" не любит рисовать? Он обожает это делать! Особенно, если альбом не совсем обычный. Насыпьте сухую манку ровным слоем на яркий поднос. Если крохе еще нет года, займитесь рисованием вместе с ним. Возьмите указательный палец ребенка и действуйте: на подносе появляются волны, дорожки или солнышко. Каждую картинку сопровождайте комментарием. Не забудьте похвалить малыша, ведь это его пальчик „рисует"! Войдя во вкус, годовалый карапуз уже сам попробует что-то изобразить. Однако помощь мамы всегда приветствуется! В два года рисунки обретут смысл и сюжет: „Точка, точка, два крючочка..." Ребенок попытается нарисовать елочку, снежинку, цветок. А уж в три года буйству фантазии юного художника не будет границ. На импровизированном мольберте появятся целые композиции. Не исключено, что там же вы прочтете и первое слово, написанное малышом.

Спичечные фантазии

Обычные спички помогут ребенку не только усовершенствовать движения пальчиков, но и развить пространственное воображение. Разумеется, играть с этим огнеопасным материалом можно только в присутствии взрослых!

Что же удастся выложить из спичек? Сначала что-нибудь простенькое: шалаш, флажок, елочку. Затем — домик, тележку, грузовик, пароход, замок. Все это выкладывается на ровной поверхности и желательно темного цвета. Тогда изображение будет более ярким. Конструкции из спичек могут быть не только плоскостными, но и объемными. Попробуйте вместе с крохой соорудить вигвам или колодец. Детали объемных форм скрепите маленькими шариками пластилина. С их помощью из спичек можно соорудить куб, стул, башню. Скатав большие шарики пластилина и воткнув в них спички, малыш изобразит солнышко, одуванчик, ежика... И это далеко не все, что удается сотворить из спичек и пластилина!

Малыши-карандаши

С карандашами ребенок знакомится задолго до поступления в школу. Правда, на первых порах эти „Ивашки в деревянных рубашках" выступают только в качестве игрушек. Потому вовсе не обязательно их затачивать. Кроха просто сжимает карандаш в кулаке (до 8 месяцев). Но наша цель — пальчиковый захват. И достичь ее надо как можно раньше, желательно до того, как ребенку исполнится год. Рассыпьте коробку незаточенных карандашей на коврике перед малышом. Рядом поставьте большой пластиковый стакан. Покажите крохе, какое это интересное занятие — ползать по коврику, собирать карандаши и ставить их в стаканчик. Во время столь увлекательной работы понаблюдайте, какой рукой ваше чадо предпочитает работать. Так вы можете практически безошибочно определить, правша он или левша. Когда время сбора карандашей в стаканчик у малыша будет приближаться к вашему личному рекорду (а может быть, и превосходить его), усложните задачу. Теперь пусть ребенок уложит карандаши в домик-коробочку. Однако вначале покажите, как это делается — аккуратно и без суеты. Иначе наш торопыжка просто-напросто разорвет коробку.

Когда пальчиковый захват будет освоен, самое время приобщить малыша к прекрасному: дать ему в руки бумагу и отточенный карандаш. Каракули позабавят и кроху, и всех членов семьи. Правда, есть опасность увидеть смелое „граффити" также на новых обоях...

При создании детских „шедевров" кто-то из взрослых всегда должен быть рядом. Годовалому Рембрандту без наставника не обойтись! Ребристый карандаш, помимо всего прочего, — прекрасный тренажер и массажер. Рука малыша от года до трех еще не адаптирована к рисованию и письму, потому даже минутная нагрузка вызывает усталость. Возьмите карандаш и покатайте его по ладошкам и пальчикам крохи. А теперь проделайте то же самое, но уже по внешней поверхности руки: от запястья до плеча. Не забудьте, что у ребенка две руки, и не важно, кто он, правша или левша!     Массаж делайте  на обеих руках, начиная с ведущей.

Родителям надо помнить что у некоторых малышей в силу каких-то заболеваний, например ДЦП (детского церебрального паралича) мышцы по большей части находятся в гипертонусе. Поэтому массаж с помощью карандаша надо проводить очень осторожно, чтобы не спровоцировать еще больший спазм в мышцах руки. В случае гипертонуса воздействие на мышцы должно быть легким и расслабляющим. Если же у крохи гипотонус (слабость) мышц, массаж будет энергичным, но щадящим: детская кожа слишком тонкая и нежная. При чрезмерном воздействии на ней могут остаться синяки. Кроме того, при некорректном воздействии у ребенка возникнет стойкое нежелание работать с карандашом. Если массаж с помощью карандаша провести умело, мышцы рук приобретают нужный тонус. Следующий шаг — развить их силу и сноровку! Положите карандаш на локтевой сгиб крохи с внутренней стороны. Юный атлет должен с силой согнуть руку (покажите как) Карандаш окажется в „капкане"! Ох, как трудно его освободить! Вам это сделать явно не под силу. Малыш радуется победе и хочет еще проверить свою силу на другой руке.

Затем устройте карандашу „ловушку" под мышкой. Удержать его там не так-то просто! Завершим „силовые упражнения" массажем с использованием все того же карандаша.  Прикосновения будут легкими, расслабляющими. Возьмите  пальчики крохи и слегка встряхните; одну ладонь, затем другую. Помассируйте все фаланги пальцев, ладонь,  предплечье.  Поздравляем — первый этап подготовки к письму завершен!

I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Коррекционно-развивающая игра "Пальчики-путешественники". Пальчиковый тренажер для детей младшего дошкольного возраста.

         Д. Кимура в своих исследованиях показала, что существует определенная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата. М. М. Ко...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Кинезиологический тренажер "Ловкие пальчики"

Описание дидактическое пособие: два игровых поля - для правой и левой руки. Каждое игровое поле включает в себя «Разноцветные клавиши» - разноцветные полоски губки на липкой ленте (им...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...