Консультация для родителей "Детское воровство"
статья на тему

Плотникова Анжела Аглямовна

Причины детского воровства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petya_polozhil_chuzhuyu_mashinku_v_karman_svoey_kurtki.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Детское воровство.

 Петя положил чужую машинку в карман своей куртки, Вася взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Вали…Воспитатели  недоумевают, родители в шоке!

      Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. То и дело узнаешь о детях, которые берут чужие вещи. Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь украл. Так что, детское воровство-это закономерность роста или ЧП?

Психологические корни воровства

      Какие же желания лежат в основе детского воровства? Что делает ребенок, когда тайком берет чужое? Общеизвестно ворованным ( а воруют чаще всего игрушки) практически никто из них не пользуется. Такие игрушки хранят в тайниках, в них не играют. Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, у взрослых достаточно смутное и общее. Возможно, он живет в ощущении  незащищенности и постоянной угрозы. Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать. Так как это делать еще не на что. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию, связанную с защитой своих границ,- с другой.

Причины детского воровства

Незнание «правил игры». Ребенок может ничего не  знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, находящимися в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое»- эти понятия в его достаточно размыты, моральные нормы не сформированы.

       Если родители никогда не рассказывали ребенку, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок без какой-либо задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Впадать в панику из-за этого не стоит. Задача родителей - не отругать и не пристыдить ребенка, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он в силу возраста имеет очень слабое представление.

       Необходимо подключать ребенка к планированию  бюджета семьи, прививать ему восприятие денег как ресурса, которым нужно разумно распорядиться.

 Пробелы в нравственном воспитании. Дети, беря чужие ручки, конфеты, не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувств. Подобное поведение является следствием серьезного пробела в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

В отдельную группу можно отнести «бунтарей». Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или какой-либо группе и стремятся самоутвердиться: «Могу ли я сделать это?». К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство – пустяк, а иногда и просто фарс. Для них воровство – подражание героям, приобщение к взрослому миру, интересное приключение… В эту группу можно отнести также детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей. Например: «Я тебя просил, а ты мне не дал. Вот тебе…»; «Я так тебя люблю, а ты…». Тогда украденные вещи «подбрасываются» братьям и сёстрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребёнок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.

       В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Таким детям в первую очередь нужно повышать самооценку, а родителям посоветовать изменить семейную атмосферу.

4. Часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворённостью. Это вид психологической зависимости. Человеку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства как таковыми, а с тревогой, которая гложет ребёнка, заставляя его совершать кражу. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своём нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

5. Нередко дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей.

Кража – реакция ребёнка на травмирующие его жизненные обстоятельства, такие, как эмоциональная холодность родственников, нелюбовь к нему, развод родителей.

6. Нередко воруют дети, родители которых уверены: они лучше знают, «что им (детям) в действительности нужно». Взрослые без достаточных оснований отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения (видео – или аудиокассеты, билеты на концерт и т.д.). Это заставляет его чувствовать себя белой вороной среди сверстников, что переживается им очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

7. Способ «покупки»  дружбы либо расположения, или подкуп. Например: маленький ребёнок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздаёт их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.

В этом случае причинами воровства являются одиночество ребёнка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков. Значит, нужно помочь ребёнку подружиться с кем-то из ровесников, научить его строить отношения без подкупа, повысить его самооценку и укрепить уверенность: он может быть интересен сам по себе!

8. Импульсивность. Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания (импульсивность), которое охватывает ребёнка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространённая причина детского воровства.  Маленьким детям очень тяжело контролировать свои желания, которые могут подогреваться в том числе рекламой, например маркетинговыми акциями типа «Собери их все». Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Даже если ребёнок знает, что нельзя брать чужое, он может это сделать, если чужое ему очень понравилось. Это событие – не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребёнка, важная ступень в формирование его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от взрослого. А вот то, что дети очень часто после таких поступков не признаются родителям в краже, говорит о страхе перед наказанием, разоблачением, всеобщим осуждением. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать их к ответственности.

9. Вымогательство. Наконец, ребёнок может воровать от безвыходности, когда у него вымогают деньги путём угроз. Задача родителя – построить отношения с ребёнком так, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним  за помощью, а не скрывал тяжесть своего положения.

Правила общения с  ребенком.

        Вы не всегда сразу сможете понять психологические причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они не были, необходимо соблюдать несколько правил общения с детьми.

Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребёнка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т.д.

Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например: «В нашей семье такого никогда не водилось» или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей!».

Не заставлять ребёнка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку.

Не «пережимать», обсуждая вину ребёнка, - иначе он будет утаивать от вас свои проступки, которые сам считает постыдными.

Не возвращаться к тому, что было, если ребёнок вызовет ваше недовольство ещё раз.

Никогда не обвинять ребёнка в краже, даже если, кроме него, сделать это было больше некому (исключение: если вы застали ребёнка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воровство в дошкольном возрасте»

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди младших школьников практически отсутствуют так на...

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте".

Консультация рассказывает о том, как помочь ребенку избавиться от желания завладеть чужими вещами....

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей  "Воровство в дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте" Младшая группа...

Консультация для родителей "Воровство"

В консультации предлагаются  четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам ...

Консультация Психолога-педагога воровство и ложь группа риска

Часто родители и педагоги дошкольников 5-7 лет сталкиваются с такой поведенческой проблемой как детское воровство.Что же делать родителю и как быть в этой ситуации правильным....