Консультация Психолога-педагога воровство и ложь группа риска
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Часто родители и педагоги дошкольников 5-7 лет сталкиваются с такой поведенческой проблемой как детское воровство.

Что же делать родителю и как быть в этой ситуации правильным. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vor.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воровство

Часто родители и педагоги дошкольников 5-7 лет сталкиваются с такой поведенческой проблемой как детское воровство.

Основные причины детского воровства:

1)желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);

2)желание сделать приятный подарок кому-то из близких;

3)желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого либо предмета или вещи;

4)желание отомстить кому-либо.

Важно понимать:

ребенок это делает без корыстных мотивов и это не имеет никакой криминальной подоплеки.

«Он принес из детского сада чей-то шарф и подарил мне!»

Дети от всей души хотят сделать приятное своим близким, а отсутствие понимания «Как это найти правильно?» подталкивает их к самому доступному способу – взять у соседа (воспитателя).

Это происходит из-за отсутствия понимания отрицательной оценки кражи в целом в сознании ребенка. И он искренне не поймет почему вы его ругаете, ведь он так хотел сделать вам подарок».

«Неужели он не понимает, что его поймают и накажут?»

На самом деле, нет.

Он этого не понимает в силу своего возраста.

Почему?

Вот основные характеристики старшего дошкольного возраста:

осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.

узость понятийного аппарата, трудность осмысления

абстрактных понятий;

неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;

Основной толчок к совершению краж – это воспитание,

его отсутствие, либо неправильная стратегия.

Отсутствие последовательности в воспитании, когда

в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой —

«закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания

не следует;

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых

к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых

есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается

и в семьях только с папой и мамой, которые не могут

договориться между собой, когда одно и то же ребенка

оценивается по-разному;

Вседозволенность, попустительство, которое может быть

следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир

семьи», подмены общения материальным обеспечением;

Сверхконтроль за поведением и действиями ребенка.

Личный пример, когда родители сами подвержены

мелкому воровству и открыто обсуждают это в семье.

В чем виноваты

родители?

Что делают родители НЕ ТАК?

Основные рекомендации родителям

Беседа – главный инструмент. Выскажите вашу твердую, отрицательную оценку воровству. Расскажите о последствиях, о переживаниях и чувствах окружающих;

Проигрывание – проиграйте ситуацию воровства со сменой роли, где ребенок сам становится обокраденным. Обсудите его чувства и мысли.

Сказки – еще один вид воздействия. Прочитывание и обсуждение тематических сказок поможет ребенку понять переживания героев рассказов и сформировать своё мнение.

Внимание и забота – проявляйте как можно больше и чаще именно в такие моменты в развитии ребенка.

Обращайтесь к специалистам, спрашивайте совета у педагогов, не пускайте ситуацию на самотек.

Лживость

Интуитивный поиск способов избегания неприятностей

останавливается на самом легком — лжи.

Этот период наступает в возрасте 5-6 лет, когда ложь становится самым

эффективным и быстрым способом уйти от наказания.

В чем причины детской лжи?

Если вы застали пустую вазу без конфет, а фантики в комнате у старшего брата – стоит задуматься, почему малыш не признается в своем поступке?

Возможно, здесь дело в отсутствии навыка противостояния соблазну или неэффективной системе запретов в семье? Или здесь речь идет о проблемах в отношениях братьев.

Причиной может оказаться и завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребенка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.

Что толкает детей к вранью?

Дошкольники очень восприимчивы к подражанию и используют это как ведущую поведенческую позицию.

Если ваш малыш знает, что его родители тоже лгут и обманывают, то ему легко принять эту модель поведения

как норму. А еще труднее будет доказать ему обратное. Ведь родители это делают! Значит, это хорошо!

Задумайтесь, может причиной лживости становитесь вы? А точнее ваш пример.

Еще один вопрос: насколько ваш ребенок вам доверяет? Общаетесь ли вы в доверительной и комфортной

обстановке? Или же ребенок чувствует, что вам лучше

не рассказывать свои переживая из-за страха быть непонятым?

Что НЕ делать родителям?

Наказывать без выяснения причин и обстоятельств. Отчитывать его при других детях или взрослых;

Ловить ребенка на лжи;

Это страх, боязнь потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным.

Какую стратегию поведения выбрать?

Достаточно один раз разобрать ситуацию, принять, отреагировать без эмоций, дать понять ребенку, что вы его всё равно поддерживаете и понимаете – как ваши отношения будут налаживаться, а процент детской лжи будет стремиться к нулю.

Разберитесь в мотивах детской лжи, что стало причиной этому? Какие события предшествовали?

Хотите разобраться в ситуации глубже – используйте простые психологические методы: с помощью сказок, рассказов,проблемных ситуаций обсудите с ребенком эти моменты, проиграйте, прорисуйте.

Ваша задача - стать доверительным лицом для ребенка, дать ему понять, что любите его несмотря на его шалости и промахи.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы риска

Группа риска – категория людей, семей, поведение которых может представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом из-за несоответствия общепринятым нормам и правилам.

Дети группы риска:

Дети с проблемами в развитии без клинических проявлений;

Одаренные дети;

Дети без попечения родителей;

Дети из неблагополучных семей; Педагогически запущенные дети; Дети со слабым здоровьем, инвалиды.

Что можно рекомендовать педагогу при общении с ребенком группы риска?

-проявите терпение;

-доброжелательность и отзывчивость – это то, что поможет ребенку развиваться без страха и затруднений;

-обсуждайте поведение ребенка с родителями без его присутствия;

-хвалите за успехи, давайте маленькие поручения.

-отсутствие сравнения с другими детьми – каждый ребенок уникален;

-без оценки, без суждений;

Дети группы риска на занятиях:

индивидуальный подход к ребенку;

повторение материала несколько раз;

оценивание результатов в соответствии с прошлыми итогами;

дача домашних заданий для проработки с родителями (речь, окружающий мир и т.д.)

Что еще нужно этим детям?

Только вашим вниманием, участием родителей

и помощью специалистов можно решить многие проблемы в развитии детей группы риска.

Ваше внимание, ваш телесный контакт (поглаживания, объятья), ласковое слово и забота – это то, что детям необходимо.

Давайте небольшие поручения по группе (разложить карандаши, столовые приборы), в играх предлагайте противоположные роли (тревожному ребенку – лидерскую позицию, невнимательному – следить за порядком и правилами, агрессивному – стать догоняемым).

Сотрудничество с родителями – ключевой момент. Без их поддержки и участия работа снижается к нулю.

При необходимости обращайтесь за помощью к узким специалистам и ставьте в известность администрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»

Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается о...

Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте".

Консультация рассказывает о том, как помочь ребенку избавиться от желания завладеть чужими вещами....

Дети группы риска Консультация для воспитателей

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.Слово риск означает возможность, б...

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ» консультация психолога педагогам

laquo;ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»              ...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Консультация для родителей "Воровство в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей  "Воровство в дошкольном возрасте"...