Главные вкладки

    Презентация к уроку по теме:
    Современные представления об общих механизмах действия музыкотерапии - консультация для педагогов и родителей

    Пугачёва Наталья Владимировна

    Современные представления об общих механизмах действия музыкотерапии - консультация для педагогов и родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Музыкотерапия с презентацией2.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации

    городского округа Стрежевой

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛЕБЁДУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

    (консультация для педагогов)

    Подготовила: Наталья Владимировна Пугачёва,

    музыкальный руководитель МБДОУ №4

    2012 год

    Слайд 1.

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ – один из древнейших методов лечения. Музыкой можно регулировать свое душевное состояние, а можно исцелять и физические недуги. Сам человек является уникальной системой колебательных движений (вибраций). Любому органу и системе нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, попросту говоря – нот. Когда человек заболевает, в мелодии его тела звучат фальшивые ноты.

    Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим, слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

    Слайд 2.

    Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов, Авиценна уже тысячу лет тому назад лечил музыкой нервно и психических больных.

    Слайд 3.

    Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. (щелчок)

    Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. (щелчок)

    Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. (щелчок)

    Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

    Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: чем быстрее и громче музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее и тише - тем спокойнее ритм сердечных сокращений.

    Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

    Музыка влияет на температуру нашего тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как мягкая музыка со слабо выраженными ритмами способна снизить ее.

    Слайд 4.

    Так какие же инструменты любит наш организм?

    У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Нас окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для собственного организма?

    Слайд 5.

    Музыкальные произведения

    Влияние музыки на организм человека

    Григорианские песнопения

    Снижают стресс, расслабляют и успокаивают

    Маршевая музыка

    Повышает мышечную работоспособность

    Произведения

    В. Моцарта и

    И. Гайдна

    Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение

    Музыка композиторов-романтиков Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт

    Активизирует чувство любви, страсти, увлеченности

    «Юморески» А. Дворжака и

    Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона

    Помогают при мигрени

    Симфоническая музыка русских композиторов XIX века

    П. Чайковский, М. Глинка

    Воздействует на сердце. Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания

    Вокальная музыка

    Влияет на весь организм, но больше всего на горло

    Музыка композиторов-импрессионистов

    К. Дебюсси, М. Равель

    Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц

    Танцевальные ритмы

    Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность человека

    Рок-музыка

    Стимулирует двигательную активность, ослабляет боль; вместе с тем создает напряжение, может вызвать стресс

    Предлагаю вашему вниманию еще полезные мелодии.

    Слайд 6.

    (щелчок) Почаще слушайте с ребенком колокольный звон, который хорошо успокаивает, снимает боль, тревогу.

    (щелчок) Терапевтическое действие оказывает также специальная музыка – записи природных звуков (шум прибоя, журчание ручейка, шелест листвы, шум дождя, стрекотание сверчков) в сочетании с классической, гитарной, мелодичной инструментальной музыкой, колокольным звоном.

    (щелчок) Очень полезно слушать аудиозаписи с композициями, составленными из пения птиц в сочетании с классической музыкой, церковным пением. Ученые установили, что птичье пение помогает успокоиться, расслабиться, противостоять стрессу и многим нервным расстройствам, нормализует все биологические процессы в организме.

    В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

    Элементы музыкотерапии используются на музыкальных и логоритмических занятиях. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

    Музыкотерапия на занятиях включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Педагогам следует придерживаться следующих правил:

    Предложить педагогам аудиозаписи с расслабляющей музыкой.

    Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

    Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является  музыкально-рефлекторное пробуждение детей после дневного сна. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

    Слайд 7.

    Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:

    • детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма;

    • больным отитом;

    • детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;

    • младенцам с предрасположенностью к судорогам.

    Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

    Педагогам детских садов просто необходимо более широко использовать в своей работе те огромные положительные потенциальные возможности, которые заключает в себе музыка.

    Список источников:

    http://www.sunhome.ru/psychology/11984/p2 - Влияние музыки на психику

    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=11352&noreask=1-картинки

    http://tashzem.ucoz.ru/publ/aktualno/27_janvarja_2012/chudesnoe_iscelenie_muzykoj/1118-1-0-2274 -чудесное исцеление музыкой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов и родителей на тему "Дети и музеи"

    Консультация раскрывает особенности и значение ознакомления детей с миром музеев....

    Консультация для педагогов и родителей на тему: "ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ КУБАНИ И ДЕТИ. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ".

    Познакомить с тематикой колыбельных песен кубанских казаков их педагогической направленностью....

    Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие речи и сенсомоторики ребенка 3-4 лет»

    Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие речи и сенсомоторики  ребенка 3-4 лет»...

    Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

    Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

    После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...