Трудности адаптации первоклассников к школе
материал (подготовительная группа) по теме

Новикова Татьяна Давидовна

Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Требуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности адаптации первоклассников к школе

Задачи собрания

Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

Предложить практические советы организации общения с первоклассником.

Вопросы для обсуждения

Физиологические трудности  адаптации первоклассников к школе.

Психологические трудности  адаптации первоклассников к школе.

Система взаимоотношений с ребенком в семье.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Адаптация ( приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Требуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным.

Продолжительность адаптации приблизительно пять-шесть недель, т.е. этот период, продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая-четвертая недели.

Чем же характеризуются первые недели обучения?

Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника.

Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного).

Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад (ГКП), значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодии, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Поступление в школу – это переход к новому образу жизни, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, но в том, что его учеба является обязательной деятельностью.

За результаты своего учения ребенок несет ответственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

Для того, чтобы принять систему школьных требований (в которую входят и «скучные» моменты), чтобы быть сосредоточенным и внимательным на уроках, слушать объяснения учителя и стараться максимально их запомнить, чтобы выполнять домашние задания не из-под палки, нужно уметь управлять своим поведением.

Итак, важнейшей стороной психологической готовности к школе психологи считают уровень волевого развития ребенка, и развитие познавательных способностей. То есть у нормальных 7-летних детей должно быть развито умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что надо.

Дети далеко не с одинаковой успешностью вживаются в новые условия жизнедеятельности.

Выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.

Что же характерно для представителей каждой из них?

Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен. Внимательно слушает указания учителя и родителей. Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень.

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, но при контроле. Готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда, поручения выполняет добросовестно , дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень.

Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение , наблюдается нарушение дисциплины, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно. Ему необходим постоянный контроль. Общественные поручения выполняет без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников.

Первое условие школьного успеха для ребенка – это его самоценность для родителей. Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей ( бабушек, дедушек, сверстников). Необходимо исключить такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания, напротив поощрять его не только за учебные успехи, предоставлять больше самостоятельности в учебной работе.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия , семья оказывает влияние в целом на физическое , психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка  и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

По уровню социальной адаптации выделяются четыре категории семей:

благополучные семьи,

семьи группы риска,

неблагополучные семьи,

асоциальные семьи.

 Благополучные семьи  успешно справляются со своими функциями , практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой, однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п..  Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил. Поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и  попечительства.

Использованная литература:

Знаете ли вы своего ученика? М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – Саратов: «Просвещение». – 176 с. 1991г.

Родительское собрание в ДОУ. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с., 2008 г.

Анкета

Выявление интересов и предложений по улучшению работы школы

Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

_____________________________________________________________________

Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

_____________________________________________________________________

Каковы Ваши пожелания по улучшению работы школы?

____________________________________________________________________

На основе, каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

     а) слушаете передачи по радио и телевидению;

     б) на основе рекомендаций педагогов;        

     в) читаете специальную литературу;

     г) используете жизненный опыт

Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;    б)наказание;     в) требование;    г) приучение.

Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а)словесная похвала;        б) подарки;         в)ласки.

Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?

а) физическое наказание;

б) словесная угроза;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.