Консультация "Семья и нравственное воспитание"
статья по теме

Иволга Светлана Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult.dlya_rod._semya_i_nravstvennoe_vospitanie.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

        Сегодня дети воспитываются посредством Интернета, кино и видеопродукции – подчас не выдерживающими никакой критики, и поражающими нас, взрослых, – в некоторой степени «закаленных» реалиями жизни, чем детей.

        Однако главную роль в формировании характера ребенка, поведения его должна играть семья. Как известно, семья – это группа людей, основанная на браке или кровном родстве и связанная общностью быта, взаимопомощи, моральной и правовой ответственностью. Мировая социологическая служба утверждает, что дети 80% своего воспитания получают в семье. Нельзя передоверять воспитание и обучение родного ребенка никому другому и даже школе. Школа отвечает за оптимальную организацию учебно-воспитательной работы, за развивающий характер обучения и за научно-педагогическую помощь родителям и заинтересованным предприятиям, учреждениям, хозяйствам. Все должно строиться на личной заинтересованности родителей и их детей.

        Только семья может воспитать такие важные качества, как совестливость, умение считаться с другими людьми, чувство собственного достоинства – то, что делает человека высоконравственной личностью.

        В настоящее время, в период обширных национально-экономических трансформаций, семья, как и общество в целом, испытывает огромные трудности. Поэтому не все семьи в состоянии достойно выполнять функции, возложенные на них обществом.

        Под нравственным воспитанием подразумевается целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И важно воспитать ребенка так, чтобы молодой человек выбрал будущее сам, чтобы осознал необходимость нравственного самоусовершенствования. Нормальная семья дает человеку заряд на всю жизнь. Это принято называть семейным иммунитетом, который является сильной прививкой против болезней тела и души.

        Моральные качества человека обусловлены общественными отношениями, условиями его жизни и характером.

        Нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитуемых и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.         Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто изучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитании человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости.

        Важнейшим показателем соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности является единство нравственного сознания, воплощение в устойчивых нравственных качествах. Однако эти качества не возникают сами по себе. Они вырабатываются в результате целого комплекса воспитательных воздействий. Воспитывают семья, школа и общественная среда. При различных обстоятельствах ведущая роль принадлежит организованной и целенаправленной воспитательной и учебной деятельности.

        Первые нравственные представления и навыки поведения дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно начинают различать хорошее и плохое в своем поведении и в поведении других. У них в семье вырабатываются первоначальные навыки вежливости, в частности, правдивости, скромности, послушания, уважения к родителям, старшим, бережного отношения к вещам, животным, природе. В совместимых играх и занятиях в семье и в детском саду дети учатся дружить, помогать друг другу, соблюдать установленный режим.

        Что важно в воспитании нравственности в семье? Вот, по-моему, некоторые из них.

        Прежде всего, очень важно, чтобы семья понимала свою ответственность за душу ребенка. Необходимо иметь в виду, что ребенка воспитывает весь уклад жизни семьи. Поэтому не надо думать, что мы воспитываем ребенка только тогда, когда с ним разговариваем или учим чему-то. Воспитываем его в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома, потому что ребенок воспитывается на примере родителей, той семейной жизни, которая складывается намеренно или ненамеренно. В семье должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Родители и дети должны быть не только родственниками, но и друзьями.

        Необходимо в семье установить единый подход к ребенку. Разнобой требований взрослых, когда один родитель чрезмерно строг, другой излишне снисходителен, один назначает наказание, другой отменяет его и т.д., выбивает ребенка из колеи, а порой и приучает его добиваться своего, используя противоречия между старшими. Когда же старшие во всем поступают разумно и согласованно, их единым требованиям дети, как правило, подчиняются безоговорочно.

        Необходимо в семье установить продуманный режим, которому подчинена вся жизнь. Это воспитывает у ребенка привычку к порядку, формирует навыки управления собственным поведением. Очень укрепляет семью, когда новости дня, успехи и неудачи обсуждаются вечером в кругу семьи, за ужином, когда учат ребенка ответственности.

        Необходимо детей вовлекать в посильный бытовой труд семьи. Первичный трудовой опыт ребенка, когда он сам начинает одеваться, стелить постель, поливать цветы, мыть посуду, пол и т.д., имеет как познавательное, так и воспитательное значение. С обогащением опыта у ребенка расширяется круг его трудовой деятельности, что позволяет ему решать более сложные задачи.

        Многие родители освобождают детей от всяких домашних обязанностей, сосредотачивая их внимание лишь на собственных потребностях. Это мешает развитию сознания и чувства долга. И в то же время порождает черточки эгоизма, черствости, лени. Причина этой ошибки кроется в ложном понимании сущности счастливого детства. Иногда родители не учитывают, что подрастающему человеку нужны радости не только потребительские, но и в еще большей степени творческие и нравственные.

        Вовлечение детей, подростков и юношества в трудовую деятельность создает материальную основу для формирования у них высоких моральных качеств, содействует развитию нравственного сознания, нравственных чувств и поведения в их единстве. Чем шире личное участие в труде на общую пользу, тем успешнее проходит процесс нравственного развития личности. Вступая в определенные отношения с окружающими людьми, дети в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт.

        Большое значение в нравственном воспитании занимает убеждение, направленное на формирование у детей этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

        На сознание и поведение детей влияют также яркие примеры из жизни замечательных людей, факты из жизни и деятельности передовых людей, героев литературных произведений, кинофильмов, театральных постановок и т.д.

        В нравственном воспитании детей большую роль играет книга. К сожалению, сегодня наше бурное, тревожное, нестабильное время потеснило книгу, которая в жизни людей, занятых решением насущных проблем, отошла в сторону – люди стали меньше читать. Теле- и видеофильмы притягивают детей к экрану больше, чем книга. И нам сегодня необходимо вести целенаправленную работу с детьми, развивать их вкусы, прививать любовь к книге, направлять их чтение.

        Большую роль в нравственном воспитании детей играют и такие средства массовой информации, как радио и телевидение. К этим передачам следует относиться осторожно, смотреть и слушать их выборочно, потому что с экранов телевизоров, в кинотеатрах пропагандируются насилие, жестокость и сексуальная распущенность. Все это видят наши дети. На этой почве потом нередко совершаются различного рода правонарушения, преступления.

        Вот уже лет пятнадцать на кровавых американских боевиках, на массовой псевдокультуре выросла прослойка нового поколения людей: злых, равнодушных, жестоких, признающих только одно – «золотого тельца». Для них такие понятия, как порядок, закон, честь, духовность, стали синонимами утопии.

        При просмотре телепередач у ребенка в сознании создается некая модель, которую он пытается проецировать на реальный мир. В кино люди гибнут быстро, красиво. И многие не задумываются над тем, что есть реальная смерть. Разговоры в кино о смерти разительно отличаются от реальности, чего дети еще не в состоянии до конца осознать.

        Необходимо постоянно говорить с детьми о вреде фильма, в которых насаждаются агрессивность, убийства. Ведь после просмотра таких фильмов у детей, у молодежи, не окрепших душой, создается мнение, что убить человека просто и не жалко. Известный авторитет в области общественной морали Даниил Дондурей считает, что телевидение несет агрессивную атаку на семейные ценности.

        С раннего детства надо детей приучать к критическому отношению к телевидению, учить, когда и что смотреть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...