Родительский клуб "Взрослые и дети" их взаимоотношения
план-конспект урока по теме

Родительское собрание в форме обсуждения-игры. Интересная форма преподнесения матермала, тест, народная мудрость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub.rar15.88 КБ

Предварительный просмотр:
































РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ





«Взрослые и дети»





их взаимоотношения





















































ПЛАН:



Роль семьи в воспитании детей. А.С.Макаренко о семейном воспитании.



«Мама или детский сад?» Единство целей и задач дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей.



Условия правильного воспитания ребенка в семье.





ХОД УРОКА:


Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании детей в семье, о роли и ответственности семьи за воспитание детей.


       Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Поскольку ценность личности определяется ее значимостью для общества, то воспитание детей не личное дело родителей, а их общественная обязанность.



       Основоположником теории о воспитании в семье является педагог А.С.Макаренко. эту теорию он изложил в лекциях о воспитании детей.



       А.С.Макаренко считает, что воспитание детей – это самая важная область нашей жизни. «Наши дети – это будущие граждане... Они будут творить историю. Наши дети будут воспитателями своих детей. Наши дети – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».



         Так пусть же эти слова станут девизом нашей жизни!



         Как вы думаете, почему государство возлагает такие обязанности на семью?



        Наверное, потому, что именно родители являются авторитетом для ребенка.



         Авторитет родителей. Что же это такое?



       Воспитание ребенка невозможно без авторитета родителей. Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом.



          Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают общественные обязанности с семейными, проявляют интерес к воспитанию детей, умело, и тактично руководят их жизнью и развитием. У ребенка нужно с ранних лет воспитывать уважение ко всем членам семьи.



             Зачитать пример из книги Л.Ф.Островской: стр. 102, 38 (3).


Макаренко в своей статье «О родительском авторитете» говорит о ложном авторитете и разделяет его на несколько сортов:


Авторитет подавления. Чаще им страдают отцы. А.С.Макаренко связывает его с террором (зачитать «Педагогические сочинения» т.2, стр.16).



Авторитет расстояния. (зачитать стр. 16).



Чванства. (стр. 63).



Педантизма. (стр. 75).



Резанерства. (стр. 87).



Любви. (стр. 73).



Доброты. (стр. 41).



Дружбы. (стр. 41).



Подкупа. (стр.  72).


            Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них есть еще много других.


           А теперь давайте проиллюстрируем несколько видов правильного авторитета. Я приведу вам отрицательный пример, а родители, которые будут инсценировать, должны показать, как нужно правильно воспитывать отношения в семье. (Прочитать ситуацию из книги Л.Ф.Островской.)



               Предложить 3 – 4 ситуации.





      Теперь о правильном отношении родителей к ребенку.



Как вы думаете, что значит правильно относиться к ребенку?



           В основе отношения родителей к ребенку лежит чувство любви к нему.



Главное – чувство меры в проявлении этой любви в сочетании с требовательность и уважением к личности ребенка.



           Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. Это значит уважать в нем человека,  уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.



          Так какова же роль семьи в воспитании детей?



Как вы думаете, какое воспитание более эффективное: воспитание в семье или в общественных дошкольных учреждениях? Что же важнее: семья или детский сад?



         Для того чтобы определить какое же воспитание лучше, давайте воспользуемся таблицей, где будем отмечать положительные и отрицательные стороны того и другого воспитания.





           Семейное воспитание                         Общественное дошкольное            



                                                                                       воспитание



       1.                  +                                          1.                     -



       2.                  +                                          2.                     -    



       3.                  -                                           3.                     +  



       4.                  -                                           4.                     +            и т.д.





 В таблице отметить следующие:



Семейное воспитание:



индивидуальный подход к ребенку



здоровье



больше внимания, ласки



эмоциональная защищенность (Концепция по дошкольному воспитанию, «Мама или детский сад?» стр.5, 82).



Общественное дошкольное воспитание:



воспитание в коллективе



систематическое, планомерное, гармоничное развитие



режим, и т.д. (Концепция по дошкольному воспитанию,  «Мама или детский сад?» стр. 82).





Вывод: В концепции по дошкольному воспитанию сказано, что ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.



Мы поспорили, высказали свое мнение, даже сделали это графически.



       Но для того, чтобы воспитание и в семье и в детском саду было успешным, должен выполняться принцип единства целей и задач дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей. Этому способствует не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. (зачитать некоторые положения из Концепции).



       Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей – в глазах ребенка.



         Какая цель у семьи в воспитании ребенка?



     А у дошкольного учреждения?



Мы видим, что цели и задачи по воспитанию детей у семьи и у дошкольного учреждения одни.



           Актуален ли подход к вопросу о семейном воспитании? (зачитать положение из Концепции).



              Чтобы правильно воспитывать детей, родители должны ясно понимать цель и задачи, пути и средства осуществления воспитания.



        «Чтобы правильно воспитывать ребенка надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания, которые помогут родителям в правильном выборе верных путей для его воспитания» А.С.Макаренко.



   Также, это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду.



       Необходимым условием успешного воспитания является правильная организация жизни семьи.



        Правильная организация жизни семьи подразумевает:



равенство супругов



правильные взаимоотношения  между членами семьи



атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и заботы



общий порядок



семейные традиции



единство требований взрослых к ребенку



удовлетворение духовных и физических потребностей.





Привести примеры из книги Островской «Мама или детский сад?».


























ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ


“РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА”





 Предложить родителям выступить по темам:



Какой тон преобладает в вашей семье в отношениях взрослых с ребенком – спокойный или раздражительный? Допускаются ли покрикивания



         На ребенка? Как он реагирует на них?



Как вы добиваетесь, чтобы ваши распоряжения выполнялись?



Как вы поощряете своего ребенка?



Как вы относитесь к проступкам, шалостям своего ребенка, соседского, шалостям детей в раздевалке детского сада?



Обсуждаете ли вы с ребенком требования, советы, рекомендации воспитателя, в каком тоне это делается?





Организация выставки детских работ.





Организация выставки поделок воспитателей (вязание, макраме, лепка, мягкая игрушка, вышивка, выжигание).







Отпечатать памятку для родителей.





Приготовить бумагу и карандаши, необходимые в ходе клуба.  




















































ХОД “РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА”




Обращение ведущего:



 Внимание. Объявляется минута знакомства. Товарищи родители, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и позакомьтесь.





 I. Девизом нашего клуба будут слова:



                “Родители у нас – народ прекрасный.



                 Смысл воспитания для них предельно ясен:



                 Вот: только творчество и труд



                Нам личность в будущем дадут”.


Рассматривание различных ситуаций на тему взаимоотношений “Взрослые – дети” (книга “Педагогические знания – родителям” Л.Ф.Островской).


  Ситуация 1 (стр. 40):



        Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ей, раздраженно, приговаривая:



посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!



Воспитатель, заметив это говорит:



Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.



Но девочка не слушает ее, возражает:



А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка не засыпает.



Вопрос: Какую роль в воспитании ребенка играет подражательность?





Ситуация 2 (стр. 50).



Валина мама спрашивает у матери Марины:



Как это у вас получается, что дочка слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я кричу, кричу, бывает и шлепну, а толку – нет!



Так уж с самого раннего детства приучили ее к спокойному тону, да и в семье у нас никто не покрикивает друг на друга.



Ну а  ведь бывает, что Иарина не послушает? Тогда как?



Бывает, конечно, не послушает сразу. Прежде всего стараюсь не сердиться на нее. Детские дела и настроения ведь тоже уважать надо. Повторяю свое распоряжение еще требовательнее, разъясняю ей, почему надо сделать то, о чем ее просят.



И это помогает?



Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово? Разве прибавляет вес родительскому распоряжению?



А у меня без крика не обходится: пока не прикрикнешь на нее, она будто не слышит. Ну как тут не рассердиться! Как не кричать!



Вопрос: Почему одна мать спокойно говорит дочери и та слушается, а другая и криком не достигает цели? Какими должны быть распоряжения взрослых, обращенные к ребенку? Как реагирует ваш ребенок на распоряжения взрослого, отданные спокойным тоном? Какой тон преобладает в вашей семье в отношениях взрослых с ребенком – спокойный или раздражительный? Допускаются ли покрикивания на сына (дочь)? Как он(а) реагирует на них? Какой вывод из этого можно сделать?





Ситуация 3.



Дима (6 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывает; угостит бабушку конфетой и тут же резюмирует “Я добрый”; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: “Правда, я молодец! Ты ведь у нас самый – самый, - подтверждают родители. Часто хвалят: хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом – то выше своих сверстников. При случае награждают его игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел с бабушкой...



И та изо дня в день.



Вопрос: Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? В каких случаях следует поощрять ребенка? Какое место вы отводите методу поощрения в воспитании своих детей?



Ситуация 4.



Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочеши расскажу?



Лучше расскажи о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно делает еще один “заход”:



Мама, хочешь расскажу стихотворение? Это про елочку.



Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.



Вопрос: Сделайте предложения, как в дальнейшем можетотразиться невнимание отца, матери к делам малыша на установление доверительных отношений между ребенком и родителями. Как вы относитесь к делам сына (дочери), стараетесь ли поддержать его стремления поделиться с вами своими радостями и огорчениями?




Воспитатель рассказывает данные ситуации, задает вопросы. Родители пытаются решить эти ситуации, спорят.


      Родители выступают по предложенным им темам.



             Затем родителям предлагается послушать




СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ


( и в шутку и всерьез)


Ничем не ограничивай безьрежное желание своенго дитяти, выполняй любую его прихоть. Свои просьбы и требования не доводи до конца и со спокойной душой делай все за ребенка сам – это быстрее, надежнее.


     И будь уверен: труд твой не пропадет даром.своими собственными руками взрастишь самодура и эгоиста.




Всеми силами оберегай ребенка от физического труда. Избави Бог сделать ребенка полноправным членом семьи и порусить ему ходить в магазин, заниматься уборкой, мытьем посуды. Не позволяй, чтобы чадо выпачкало руки о свою грязную обувь и одежду. Огради и обереги! Все это вместе взятое гарантирует отчуждение ребенка от тебя и от всей семьи, превратитв его в квартиранта, которому нет дела ни до кого и ни до чего.


Помни, что детей надоучить уму-разуму не наскоком, а всякий раз, когда реьенок попадается на глаза.



Я тебе тысячу раз говорил, а ты...



Неужели ты до сих пор не знаешь, что нужно...



Ты опять где-то...



Беспрерывно поучай и ни в коем случае ни к чему не приучай, и ты с успехом вытравишь у ребенка всякое уважение к себе.





Не задумываясь, отменяй любое (и самое разумное) требование, предъявленное ребенку другим взрослым членом семьи. Тут же, в присутствии ребенка, не стесняйся до хрипоты спорить с домочадцами о том, кто умнее и кто лучше умеет воспитывать детей. Будь уверен, что ребенок примет выгодную ему сторону и будет делать то, сто легче и приятнее. А это непременно приведет к опустошению души и ума.



Тверди, что спиртное – яд, и дети особенно глубоко воспримут эту истину, если ты будешь делать это внушение в нетрезвом состоянии или во время самогоноварения. Учи, что к матери надо относиться уважительно, а сам в присутствии детей поливай ее бранью.



     И так абсолютно во всем: детям говори одно, а сам делай другое. И рядом     стобой вырастет лживый двуличный человек.



Не жди, когда ребенок выполнит порученное дело. Поощряй его загодя, авансом, бери его подкупом. Главное – пусть дает обещание, что исправит поведение. И ты будешь вознагражден: незаметно, изподволь вырастет в доме верхогляд, бездельник.



Не развивай самостоятельность ребенка. Научи его жить по твоим распоряжениям. Ты лучше знаешь, куда ему и зачем хочется идти, чем заниматься, с кем дружить, на какой горке кататься и т.д. Так ты легко превратишь свое чадо в бездумного исполнителя чужой воли, неспособного сделать самостоятельного шага в жизни и принять решения.




Строго следуя этим правилам, ты, родитель, наверняка вырастишь нравственного урода.




  Итогом этой части клуба – сообщение воспитателя “Дружеские взаимоотношения детей и взрослых в семье” (“Воспитателю о работе с семьей” под ред. Виноградова).





II. Предложить родителям тест «Какие вы родители»





Предлагаю шутливую игру, в которую взрослые могут поиграть со своими друзьями, такими же, как они, папами и мамами.



           На каждый вопрос даны три варианта ответов. Участники игры последовательно отвечают на все вопросы, которые задает ведущий.



        Затем подсчитывается количество очков, набранное каждым.



Меньше 25 очков. Строгость не единственный элемент хорошего воспитания. с вашими принципами вам трудно будет сделать ребенка веселым и уравновешенным человеком.





25 – 55 очков. Принципы у вас в общем – то правильные. Но не кажется ли вам, что быть только логичным недостаточно, надо еще быть реалистичным?





Свыше 55 очков. Ваше терпение и ваше понимание детской психологии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает вас хорошим воспитателем, правы. Вероятно, эти оценки вызовут споры и разногласия. Но не обижайтесь, ели что-либо окажется вам не по вкусу.



     Во-первых, игра – это игра, шутка, а во-вторых, материал для оценок каждый дал сам.



А в-третьих, вы имеете право и не согласиться с теми взглядами на воспитание, которые выражены в отметках за ответы.





Варианты ответов:


Да – всегда, в любом случае, регулярно, безусловно.




Иногда – в некоторых случаях, изредка, отчасти, в меру необходимости.





Нет – никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае и т.д.





ВОПРОСЫ:






                                                                                                Да       иногда    нет    


       



       1. Отвечаете ли вы на иные вопросы ребенка: -           0             2           5



           «Я скажу тебе, когда ты подрастешь»?    



     



       2. Даете ли вы ребенку деньги на мелкие                      3            4            1



           расходы?





       3. Если вы отказываете в чем-нибудь ребенку,             3            2            0



           объясняете ли вы причину?





       4. Позволяете ли вы ребенку помогать по хозяйст-      4            3            0



           ву, даже зная, что пользы от этой помощи мало



           или совсем нет?





       5. Считаете ли вы допустимой небольшую ложь          0            3            4  



            в отношениях с детьми?  





       6. Пользуетесь ли вы всяким случаем, чтобы                5            2           0



           способствовать развитию наблюдательности



           у ребенка?





       7. Позволяете ли вы себе в присутствии ребенка          1            2           4



           критиковать своих знакомых?





       8. Считаете ли вы, что ребенка нельзя                            3            4           1



           обманывать?  







      9. Считаете ли вы, что маленьким детям следует          0            3           4



           объяснять все житейские факты?



   



      10. Читаете ли вы книги по воспитанию?                       4            2           0  





      11. Считаете ли вы, что даже самые маленькие             3            2           1    



            дети имеют право на свои тайны?





      12. Случается ли вам грозить наказаниями ребенку      0            1           4  



            если он оставит что-нибудь в тарелке?





      13. Стараетесь ли вы способствовать тому, чтобы         5            1           0



            у детей развивалось чувство независимости



            и уверенности в себе?



      14. Умеете ли вы разделить радость ребенка?                3            2           0  



      15. Охотно ли вы проводите свое свободное                  5            1           0



            время с детьми?



      16. Любите ли вы демонстрировать таланты своих        0           1           4



            детей?



 



      17. Умеете ли вы сказать так, чтобы вас тотчас              5           0            0



             же послушались?





      18. Если ваш ребенок раскапризничался, способны       5           1            0  



            ли вы сохранить полное спокойствие?





      19. Легко ли вы завязываете дружбу с товарищами       4            2           0  



            своих детей?







   IV. Народная мудрость по поводу воспитания:





Умел дитя родить, умей и научить.



Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать.



Жалеть сына – учинить дураком.



Засиженное яйцо – всегда болтун, занянченный сынок – всегда шатун.



Каково семя – таково и племя.



Которая рука по голове гладит, та и за вихор тянет.



Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле.



Кто детям  потокает, тот потом слезу проливает.



Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.



Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.





Заканчивается заседание клуба словами А.С.Макаренко:



« Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание "Здоровые дети-счастливые дети"

План проведения родительского собрания...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Здоровье детей в наших руках» средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: устный журнал.Цель:  Актуализация знаний родителей о сохранении и укреплении здоровья детей и обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в рабо...

Родительское собрание для детей 3-4 лет «Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей»

Цели собрания: Познакомить родителей с программой Социокультурные истоки, задачами развития и воспитания детей.Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в обще...

Родительское собрание "Здоровые дети - счастливые дети!"

Здоровые дети – счастливые дети!Время проведения: декабрь.Форма проведения: беседа с элементами практикума.Цель: формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей, ...

Родительское собрание. «Киноклуб. «Благодарность. Взаимоотношения детей и родителей»

Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.Задачи: помочь взрослым проанализировать свое поведение как родителей; акцентировать внимание на положительных моментах во...