Развитие речи
статья по теме

Статья для родителей о необходимости развития мелкой моторики рук дошкольников, как важный этап развития речи. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока – Белобока”, “Коза – Рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.

 Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

Рисование карандашом (фломастером, кистью);

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

Одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.


Тренировка пальцев рук

         «Переложи игрушки»

 Ребёнок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребёнок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребёнок действует левой рукой.

«Забей мяч в ворота»

Играющий видит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.

Можно играть вдвоём, тогда педагог и ребёнок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

«Перебираем крупу»

Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинами, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребёнок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям»

 Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

«Шаловливый котёнок»

 Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болото»

 На столе рассыпают мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным пальцами «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.

«Гармошка»

 Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Поместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от неё и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребёнка – не дать «гармошке» остановиться, всё время, совершая сводящие и разводящие движения пальцами.

«Строитель»

  Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребёнку даётся задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.

«Шофёр»

 На столе раскладываются мелкие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка – пластмассовый или деревянный кружок.  Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

«На морском берегу»

 Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

«Шнуровка»

 Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определённой последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующие задания:

Провести нитку через все отверстия по краю точки;

Протянуть нитку в каждое второе отверстие;

Провести нитку только через дырочки, обведённым красным (чередуя красное и синее и т.д.)

Выполнить «обметку через край»;

В центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

«Художник»

Ребёнок ставит локоть ведущей руки на стол, берёт в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остаётся неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задание на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка,  лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.

«Вязание»

 На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец – на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнение левой рукой.

 «Играем на балалайке»

 Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

«Барабанщик»

 Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмичный рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

«Поймай рыбку»

На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» - мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребёнка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.

Составление фигурок из счётных палочек или спичек. 

Ребёнка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолёт, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик.

«Сделай так же»

 У педагога – набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребёнка – палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает её ребёнку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.

«Будь внимательным!»

Ребёнок убирает руки за спину. Педагог даёт команду показать на каждой руке определённое количество пальцев (например, «покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке – 4»). Малыш выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.

Нитяные узоры

Для работы нужны толстые тяжёлые нитки либо тонкие верёвочки. Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

 Перед каждым ребёнком - скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем, сделать то же самое, пользуясь одной рукой.

Развитию мелкой моторики рук способствуют так же следующие занятия:

Изготовление бус

Собирание пирамидок, матрёшек, мозаики

Работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины

Лепка

Аппликация

Обведение лекал и следующей их штриховкой

Игра с набором мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия

Работа с дошкольными прописями.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...