статья "нужен ли театр детям дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

Предварительный просмотр:

Нужен ли театр детям дошкольного возраста.

      Нужен ли, дошкольнику театр, если сегодня он получает информацию через видео и компьютерную технику в неограниченных размерах. Но я думаю, что стоит определять различие между восприятием от экрана и умением прожить то же в лабиринтах своей души. Мы, взрослые, знаем  из учебников психологии, и из жизни, что "накопление положительных эмоций", "приобретение позитивного эмоционального опыта" в детстве, то есть в пору наибольшей духовной открытости человека, в пору наивысшей его способности к сопереживанию - вещь поистине бесценная. Ведь и "любить чужой любовью и страдать чужими страданиями" (В. Белинский) надо учиться. И в этом велика заслуга именно театра.

Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, т.к. закладываются не принудительно. Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо. Театр - искусство коллективное, и дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс.  Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, дают определенные навыки.  Театр, таким образом, вполне объединяет трудовое и художественное воспитание дошкольника. Любое занятие с дошкольником должно быть увлекательным для ребенка, должно приносить радость, иначе он станет не интересным, скучным и ребенку не захочется заниматься.

      Какой же возраст ребенка благоприятен для систематического общения с театром? "Возраст театра" наступает, когда проявляется потребность в преображении и подражании, когда уже в процессе детских игр натренирована способность ребенка воспринимать театральную условность. Проще говоря, как только ваш ребенок начал играть в "принцесс" или "принцев" и в ход идут мамины шляпы, шарфы, "каблуки", стоит подумать о посещении театра.

      Радость приобщения к духовной культуре народа, страны, человечества, счастье ощущать себя причастным к этой культуре, открытие в себе самом мира прекрасного - воспитательное значение всего этого трудно переоценить. Театр делает это в наиболее притягательной для детей форме - в игре. И здесь неоспоримое преимущество театра перед другими искусствами. Задача в том, чтобы научиться использовать его сполна. Прикасаясь к миру искусства, педагогу приходится учитывать индивидуальность каждого ребенка, высвобождая его творческую природу, следуя ей, а не подчиняя себе. Это подобно работе скульптора, который в каменной глыбе, в куске дерева видит заложенное в них творение и вызволяет его, "отсекая все лишнее". Лишь следуя природе, а не исправляя ее, можно добиться гармонии, как в искусстве, так и в жизни. Это правило неизменно и в деле воспитания детей.

А.Сухомлинский любил повторять: "Держа в руках скрипку,
человек неспособен совершить плохого". Задача театра,
вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на
ней.

Самый распространенный родительский вопрос: "Тебе понравился спектакль?". Как правило, дети однозначно отвечают: "Да-а-а!". И этот ответ уже не требует обсуждения. А ведь тему для разговора можно найти после любого спектакля.

Самый первый вопрос, который задает себе режиссер, начиная работу: "О чем я буду ставить этот спектакль? О дружбе, любви, одиночестве, справедливости?". Задайте этот вопрос ребенку, и сразу же появится повод для беседы. Список универсальных, подходящих к любому спектаклю вопросов, надеясь, что вы сами выберете нужное русло разговора.

Как называется спектакль? Как зовут главного героя спектакля? Как зовут друзей главного героя и есть ли у него недруги? С кем бы ты хотел дружить?

Какой поступок главного героя тебе понравился (не понравился)? Кого было жалко?

Как бы ты поступил в аналогичном случае?

Каким был герой (антигерой) в начале спектакля и каким стал к финалу? Менялась ли одежда героев спектакля? (Это можно связать с характерами героев и их изменением.)

Кто, кроме артистов, занят в спектакле? (Загляните в программку, выберите, например, художника.)

Какие краски в костюмах и декорациях спектакля тебе запомнились, и почему они именно такие?

На твое настроение влияли краски? А музыка? Как они влияли?

Как тебе кажется, правильно ли назван спектакль, или его можно было бы назвать как-то по-другому? Как? Кому бы из друзей ты посоветовал его посмотреть?

Обо всем этом можно говорить по пути домой. За это время спектакль "дозреет" в душе ребенка. А дома все свои впечатления можно перевести в рисунки красками, карандашами, мелками. Предложите своему малышу нарисовать понравившегося героя и при этом вспомнить, какая была на нем одежда и какого цвета. А может быть, вы вместе попробуете придумать афишу к этому спектаклю? Или захотите сделать своими руками подарок понравившемуся герою? А что? Его ведь можно передать в театр. И как будет горд ваш малыш!

У многих родителей возникает еще один вопрос: нужно ли ребенка готовить к просмотру спектакля, нужно ли прочитать или перечитать сказку, на которую идете?  Драматический спектакль в нашем театре можно смотреть без всякой подготовки. Ребенок - неутомимый исследователь не только в жизни, но и в театре. И если он задаст вам тысячу вопросов "почему" и "как", значит, он хочет постичь в театре театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....

Презентация для детей дошкольного возраста: "ТЕАТРЫ МОСКВЫ"

Презентация для детей дошкольного возраста: "ТЕАТРЫ МОСКВЫ"Цель:познакомить детей с различными видами театров;воспитывать любовь к театру;п.ополнить словарный запас детей новыми словами: опера, балет,...

"Использование разных видов театра для всестороннего развития детей дошкольного возраста."

"Использование разных видов театра для всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "

ФГОС  ДО отводит   игре  важную  роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....