консультации для родителей "Игры мальчиков"
занимательные факты на тему

Мазур Татьяна Сергеевна

Игры мальчиков были ориентированы на мужской стиль поведения и способствовали развитию представлений о мужской чести и достоинстве. Таким играм были свойственны агрессия и азарт, создание группировок и противоборство их, командные и индивидуальные соревнования, направленность на победу, выявление победителей и побежденных. Предполагалось, что мужчина должен обладать и физической силой, пытливым умом и твердостью духа. Поэтому игры мальчиков в большей степени, чем игры девочек, были направлены на развитие этих качеств
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_malchikov.docx933.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игры мальчиков

Игры мальчиков были ориентированы на мужской стиль поведения и способствовали развитию представлений о мужской чести и достоинстве. Таким играм были свойственны агрессия и азарт, создание группировок и противоборство их, командные и индивидуальные соревнования, направленность на победу, выявление победителей и побежденных. Предполагалось, что мужчина должен обладать и физической силой, пытливым умом и твердостью духа. Поэтому игры мальчиков в большей степени, чем игры девочек, были направлены на развитие этих качеств


Игры мальчиков

В русской традиции игры мальчиков были направленны на физическое, умственное и духовное развитие детей, необходимое, в первую очередь, для осознания и освоения ребенком своей будущей роли в обществе. Игры мальчиков были ориентированы на мужской стиль поведения и способствовали развитию представлений о мужской чести и достоинстве. Таким играм были свойственны агрессия и азарт, создание группировок и противоборство их, командные и индивидуальные соревнования, направленность на победу, выявление победителей и побежденных. 

С народной точки зрения, главная мужская функция - защита общества от негативного воздействия извне и забота о материальном благополучии семьи и общины в целом. Предполагалось, что мужчина должен обладать и физической силой, пытливым умом и твердостью духа. Поэтому игры мальчиков в большей степени, чем игры девочек, были направлены на развитие этих качеств, а также учили действовать в коллективе, находить выходы из сложных ситуаций. Игры мальчиков характеризовались максимальным напряжением сил и энергии ребенка. Нередко они отличались жестокостью, грубостью, что было оправдано с традиционной точки зрения, и объясняется испытательно-посвятительным характером игр. 

В среде мальчиков важная роль отводилась группе сверстников, которая оценивала каждого члена сообщества, его качества, навыки и умения. Участие в игре было обязательным для каждого мальчика и являлось своеобразным ежедневным испытанием для него. Победа позволяла ему самоутвердиться, повысить свой авторитет, статус в сообществе, что отражалось на его положении в игре: его выбирали командиром, отдавали заглавные роли, назначали судьей. Проигрыш свидетельствовал о слабости, нерасторопности и даже невезучести игрока. Наказание, полагавшееся проигравшему, учило ребенка преодолевать боль и трудности, заставляло бороться за лучший результат, требовало превзойти соперника по тем или иным параметрам. 

Примерно с десяти лет мальчики начинали принимать участие в обрядовых играх, например, "взятие снежного городка", а также в праздничных кулачных боях и драках взрослого населения. Противоборство подростков нередко предшествовало или завершало состязания парней и женатых мужчин, когда мальчикам предоставлялась возможность продемонстрировать общине свои способности. Достойное прохождение таких испытаний не только повышало статус ребят в среде ровесников, но и выделяло их в глазах взрослых. 

Для мальчиков были характерны командные игры, где каждый ребенок мог проявить себя не только как самостоятельный боец, но и как член коллектива, а нередко и как его организатор. Формирование команд происходило в ходе конания, подбор игроков был зачастую случаен, а победа не запрограммирована. Среди командных состязаний особой популярностью пользовались игры в войну и спортивные игры. 

Игры в войну проводились зимой и летом на улице. Участниками их могли быть как сверстники, так и мальчики разных возрастов. В последнем случае соблюдалось равное распределение по командам лиц того или иного возраста. Каждая из команд обычно имела свой отличительный знак, например, игроки одной команды повязывали на рукав платки условленного цвета или крепили на грудь кресты из ткани или бумаги. 

В некоторых случаях игры в войну проходили под непосредственным руководством мужчин. В других - мальчики и подростки перенимали опыт во время праздников, когда они являлись зрителями (а иногда и участниками) военно-спортивных игр взрослого мужского населения. Действие игры в войну могло развиваться на основе реальных событий - сражений и битв, вошедших в историю русского народа или значимых для этой местности. Иногда после окончания игры в войну победители получали возможность продемонстрировать свой успех общине: они проходили по деревне с пением песен, зачастую казачьих. 

Основу большинства таких игр составляли бои рукопашные или с использованием оружия в виде палок, мячей, дубин. С помощью палок мальчики имитировали удары мечом, саблей, шашкой, пикой или стрельбу из ружья. Иногда отцы или старшие братья изготавливали оружие из дерева, придавая ему необходимую форму. 

Иной раз для проведения игры в войну строили специальные оборонительные сооружения - крепости или использовали для этой цели какие-либо старые постройки, а также ямы, канавы, горки и т.д. Зимой крепости возводили из снега и льда. В этом случае одна команда пыталась захватить крепость неприятеля, другая - ее защитить. В завершении такой игры воздвигнутые сооружения обычно разрушались. Иногда территорию неприятелей разграничивали только линиями, прочерченными по земле. Вариантом игры "взятие крепости" можно считать игры с соломенными или снежными куклами (чучелами, снеговиками). Представители одной команды стремились их уничтожить, другой - старались не допустить этого. 

Один из вариантов игры в войну заключался в преследовании, поиске и "пленении" одной партией другой. В этом случае момент непосредственного противоборства отсутствовал. Такова игра "в казаков-разбойников", где участники "казаки" искали "разбойников", которые в начале игры разбегались по укромным местам. Если "разбойник" видел, что его убежище обнаружено, он менял свое месторасположение. Пойманного "разбойника" наказывали: сначала "сажали в темницу", которая располагалась в каком-либо темном сарае или в очерченном круге. По прошествии условленного времени отбывший наказание "разбойник" становился членом отряда "казаков" и сам ловил бывших товарищей. 

Иного характера были игры, воспроизводившие другие типично мужские занятия, такие, как пахота, охота, рыбная ловля, покос, запрягание лошадей. Для игры "в покос" один из мальчиков, пользовавшийся авторитетом среди товарищей, выбирался на роль "хозяина", который нанимал себе работников - "косцов" и "баб", последних могли играть девочки, но нередко "баб" также изображали мальчики. 

У детей разных возрастов была популярна игра "в лошадки", которая по мере взросления участников усложнялась. Опытный игрок становился "коноводом" или "хозяином", младшие ребята, исполняли роли "лошадей", а самые маленькие - "жеребят". "Хозяин" запрягал "лошадей" с помощью веревочки. Он перекидывал ее через шею "лошади", а концы продевал под мышками. Иногда запрягали "тройку лошадей": отдельно "коренника" и "пристяжных". Затем их взнуздывали, то есть каждому из "тройки" давали в руки веревочку. "Хозяин" держал поводья-веревочки в своих руках и руководил "запряженной тройкой", подергивая концы веревок и помогая себе веревкой-"кнутом" и криками. 

В играх "в охоту" и "рыбную ловлю" дети в основном метились в цель или стреляли, используя лук и стрелы, пищали, ружья, рогатки, мячи, метательные палки и т.д. 

На пороге подросткового возраста родители часто использовали игровые моменты для облегчения выполнения возложенных на детей серьезных обязанностей. Так, в Сибири, чтобы рано утром поднять маленьких детей на сенокос, прибегали к уловкам: клали в головах два испеченных яйца и говорили: "Вставай, Петя, курочка в головах тебе два яичка снесла". Во время сева отец разбрасывал вместе с посевным зерном репу, считавшуюся лакомством у деревенских ребятишек; сын, шедший позади и ставивший вешки (указывавшие на уже засеянные места), получал ее в качестве собственной добычи и поощрения, что вносило элемент заинтересованности и значительно облегчало однообразный труд. 

В русской деревне типичными для мальчиков являлись такие игры, как "колика-баба", "еги-баба", "масло", которые являлись испытанием на умение переносить физическую боль. В игре "колика-баба" один из игроков забирался на возвышение и кричал: "Колика-баба!" Остальные ему отвечали: "Наш дядя, нажимай кулаки, на чьи боки?" Стоявший указывал на оного из игроков. Тот должен был занять место водящего. В то время как он бежал к возвышению, товарищи старались его ударить, задача бегущего игрока постараться избежать ударов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....

Консультация для педагогов. Мальчики и девочки дошкольного возраста

В консультации изложен материал на тему физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, даются некоторые советы по воспитанию....

консультации для родителей мальчиков

Как правильно воспитывать  если у вас в семье растет мальчик, на что в воспиатнии делать акцент, на какие темы можно разговаривать с мальчиком....

Консультация "Как воспитывать мальчиков и девочек"

Как часто мы говорим: "Воспитываем детей, развиваем ребенка..." А ведь каждый ребенок - это мальчик или девочка. И, конечно, к воспитанию мальчиков и девочек требуется разный подход. Это знают, конечн...

Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

Своё отношение к ребёнку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: "Ребёнок в два года должен уметь...". И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок - мальчик и...

консультация для родителей: "Мальчики и девочки-два разных мира".

практические рекомендации педагогам и родителям....