Лучшее - детям
статья по теме

Елена Борзова

Нужно ли  баловать детей?  Определяется ли родительская любовь покупаемыми игрушками, стремлением во что бы то ни стало исполнить желание ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshee-detyam.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все лучшее – детям

Знакомая фраза, не правда ли? И вроде все в ней правильно… Мы стремимся к осуществлению этого принципа в своей жизни. Но давайте остановимся, и вспомним другое мудрое изречение: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Родители стремятся дать своим детям хорошее образование, развивать способности своих чад, одевают во все новое и современное, игрушки и те должны быть не хуже, чем у других… И не меньше. Даже в ситуации кризиса расходы на детей – это последнее, на чем будут экономить родители.

А теперь вспомните фильм из нашего детства «Снежная королева». Там  мать-разбойница объяснила всем нам с экранов телевизора: «Чтобы  дети выросли настоящими разбойниками, надо их баловать!». А ведь сказка – ложь, да в ней намек и всем нам взрослым урок. Вседозволенность,  переизбыток одежды, пылящейся на вешалках, битком набитые игрушками шкафы, множество книжек, которые никогда так и не будут прочитаны,  стоит ребенку чего-то захотеть и сразу же родители и бабушки кидаются выполнять  пожелания своего малыша. Все это приводит к большим проблемам в более старшем возрасте.  Подростку будет неведом длинный и интересный путь: вынашивание мечты, сбор информации, построение  планов, обсуждение их с родителями и друзьями, приложение собственных усилий, обязательные  неудачи и успехи и, наконец, обретение желаемого. А ведь пока мечта превращается в реальность, ребенок учится желать, планировать, рассуждать, сотрудничать, договариваться, действовать, отказывать себе в чем-то, терпеливо ждать и ценить обретенное.

Вариант «захотел-получил» - самый опасный для растущего человека, он не учит, не воспитывает характер и ведет к душевной пустоте, безразличию к жизни вообще.

Как воспринимает неокрепшая детская психика свалившееся на него изобилие? По разному, в зависимости от темперамента. Простой пример: ребенок захотел яблоко. Для этого ему необходимо приложить  усилия: малыш может потянуть за ветку или подпрыгнуть, а может подставить лестницу и сорвать яблоко, а может  просто потрясти яблоню. В любом случае он что-то делает руками и при этом думает, как лучше для него. А если сидит ребенок под деревом, и на него  валятся яблоки в неограниченном количестве?  Один будет увертываться от падающих на его голову плодов, второй будет их жадно  запихивать в рот и прятать по карманам, а третий будет швыряться ими во всех. Ничего не напоминает? Ведь и в жизни  так же: одному ребенку, сколько ни дай, все мало, второй уже ничего не хочет и ему все равно, а третий  агрессивно себя ведет по отношению и  к родным, и  к дареным вещам.

Взрослые испытывают чувство удовлетворения, им психологически комфортно с повышением материального благосостояния. Но это связано, как правило, с самим процессом достижения, преодоления («У меня получилось!»). В эти моменты мы горды собой, удовлетворены процессом, который принес ощутимые результаты. Эта часть взрослой жизни, которая скрыта от ребенка: она не обсуждается с малышом. Дети не видят работающих взрослых, они не знают историй успеха, не видят механизма достижения целей. Дети видят то, что на поверхности - материальное благополучие семьи. Именно оно и воспринимается детьми как самое главное. Даже сейчас, в период кризиса, когда появился шанс включить детей в обсуждение реальных проблем и материальных трудностей, до них доносится лишь их малая часть.

Чаще всего родители не осознают того, что должны показывать, как когда-то поставленные цели достигнуты; что  сам процесс работы доставляет им радость, а удовлетворение от опыта, достижений и успехов больше, чем от покупки даже самых дорогих вещей. Да и вещи приобретенные в таких условиях, гораздо более ценны сами по себе, нежели в денежном эквиваленте. Если специально об этом не задумываться и намеренно это не доводить до детского сознания, то мотивация достижения, которая развита у родителей, у детей подменяется мотивацией потребления.

Ведь  для того, чтобы действовать, должны быть определенные  побудительные мотивы, желания, должна быть цель, к которой стремишься. И тогда человеком движет   некий разрыв между тем, что у него есть,  и тем, что он хочет. Должен быть путь достижения того, что он пока еще не имеет.

Родители должны формировать у своего ребенка мотивации «быть», а не стремления «иметь». «Быть» - это что-то делать, производить, творить, чего-то достигать.  «Иметь» - это лишь использовать, потреблять. Если идти по пути потребления, подчиняясь желанию иметь все больше и больше, то неминуемо придем в тупик, когда человек уже не хочет ничего.  А если идти по пути «быть», то это приводит к бесконечному творчеству, самовыражению, самосовершенствованию.

Важно не мистифицировать деньги, а относиться к ним спокойно и открыто. Дети должны понимать, что деньги – один из результатов работы родителей, и не всегда самый ценный. Задача родителей – научить ребенка ставить цели и их добиваться, испытывать удовлетворение от их достижения. Именно семья может преобразовать желание маленького человека иметь, использовать, потреблять в стремление  быть и творить.

По определению основоположника психологии Эриха Фромма, «очеловеченный человек – это не тот, кто имеет много, а тот, кто является многим».

Психолог                                                                     Елена Борзова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Все лучшее - детям. А что может быть лучше танцев?"

      Танцы очень организуют ребенка, требуя от него внимательности и старания. Чтобы научиться танцевать и красиво двигаться, нужно приложить немало усилий....

статья для родителей " Давайте сохраним все лучшее детям"

Давайте сохраним все лучшее детям.Я сорвал цветок –И он увял.Я поймал мотылька –И он умер у меня на ладони.И тогда я понял,Что прикоснуться к красоте...

буклет давайте сохраним все лучшее детям

Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете......

Все лучшее детям. Неправильный стереотип!

Консультация для родителей...

Сценарий выпускного праздника "Самый лучший фильм о самых лучших детях"

Выпускной очень важное и значимое событие для детей, родителей, а так же для нас педагогов. Стилистика выпускного продумывается и зависит от интересов детей....

Социально – значимый проект «Всё лучшее – детям»

Актуальность.            В современном мире всё меньше людей задаются вопросом: откуда пришли к нам вещи (а, конкретно, мебель), которые окружают...