в кукольном государстве.
статья (подготовительная группа) по теме

ТОЛСТИКОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Сегодня куклами лечат заикание, страхи, повышенную застенчивость, ревность и многие другие проблемы. Метод лечения с помощью кукол называется куклотерапия. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с «трудными» детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kukolnom_gosudarstve.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

в кукольном государстве.

Сегодня куклами лечат заикание, страхи, повышенную застенчивость, ревность и многие другие проблемы. Метод лечения с помощью кукол называется куклотерапия. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с «трудными» детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли распределяются с таким расчетом, чтобы ребенок не просто принял участие в сценке, а смог через игру скорректировать поведение и наладить отношение с окружающим миром. Проигрывая разные ситуации, ребенок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять свое поведение. А через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские, симптомы. Например, энурез или заикание.

Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришел котенок. Любимая игрушка попадает в «страшную историю», которая успешно завершается. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение малыша должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (смех, плач), в результате которых снимаются напряжение и тревога.

.Ночной зоопарк

Да, с помощью куклотерапии лечатся многие проблемы детей, но часто сами взрослые и создают своим любимым чадам эти самые проблемы. Приведу яркий пример. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится.  Но  громадное зверье смотрит на ребёнка со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом выяснилось. Такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи, особенно ночью. Мама не поверила, но все же насторожилась. Через несколько дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и слегка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, увидела глаза, в которых застыл неподдельный ужас.

– Что с тобой, Дашенька? – заволновалась мама. Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:

– Молчи, съедят. Они только днем игрушки, а ночью живые.

Где «поломка»

Сейчас куклотерапию практикуют во многих странах мира: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. В России, в 1990 году, две прекрасные женщины Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали свою коррекционную методику лечения детей-невротиков, которую назвали «драматической психоэлевацией». Под психоэлевацией понимается «возвышение души» (преодоление недостатков). Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций, в которых ребенок испытывает в жизни затруднения и которые, в конечном итоге, отражаются на его психике. Один из главных принципов – не Скажи – кто твой друг, и я скажу – кто ты

Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики.

Перед ребенком раскладывают куклы: мальчик, медведь, зайчик, волк, женщина, баба-яга, клоун. Малышу предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять ее и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребенок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка – можно предположить проявление агрессивности. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог.

История куклотерапии

Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, хотя известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, врач-невропатолог Малколм Райт из Уэльса еще в 1926 году использовал кукол и кукольные представления для снятия связанных с прививкой неврозов у маленьких детей.

Лечебный спектакль

Многим здоровым взрослым хочется побыть на сцене, а представляете, как этого жаждет больной ребенок. Для такого вершиной пройденного пути будет, конечно, представление, на которое он пригласит родных и приятелей. Очень важны репетиции, где дети проживают данные им роли, не догадываясь, что эти роли им дали не случайно. Некоторые ребята получают сразу несколько ролей, а бывает, напротив, что одну роль распределяют между двумя, тремя, а то и четырьмя «артистами». Родители тоже принимают участие в спектакле. Самое главное – психотерапевтическая сторона дела.

Кукол, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Часто приглашается настоящий режиссер, который не только репетирует, но и занимается с детьми посильным и полезным для них актерским тренингом. Дети, пройдя первый этап, как правило, выглядят уже вполне благополучно и в состоянии справиться с довольно сложными задачами. На втором этапе работа продолжается уже на глубинном уровне. И здесь можно наблюдать очень интересный парадокс. Казалось бы, если доводить какую-то отрицательную черту до карикатуры, условно говоря, склонному к подлости человеку дать роль отпетого негодяя, то этот человек, вжившись в роль, станет только еще хуже. Но почему-то именно усугубление, окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротической типажности. (Разумеется, такое парадоксальное воздействие возможно только через художественный образ и только если роль подобрана правильно, а правильно она может быть подобрана только специалистом-психотерапевтом.) К концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая личность. И даже лицо преображается.

Внимание!

Как утверждают специалисты, детские психологические проблемы лучше решать не путем скучных нотаций, а через игру, поскольку игра – это естественная и важная форма деятельности детей.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись методикой и знаниями о серьезности игр и кукол, стоит внимательно посмотреть, во что и как играет малыш. Можно семейно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства»

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства» Программное...

"В кукольном царстве-государстве"

С наступлением зимы нам с ребятами удалось побывать в кукольном царстве-государстве.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16005072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе».

Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....

Образовательный семинар «Общественный Дипломатический Корпус государств-участников Содружества Независимых Государств» стартовал в Москве

С 21 по 26 декабря в Москве проходит образовательный семинар по развитию международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии для представителей молодежных организаций, и молодежных лид...

Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".

Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....

Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга "Игры в кукольный театр": "Настольный кукольный театр по мотива русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса"

    Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга  в период летней оздоровительной программы для детей, родителей и  педагогов, "Иг...


 

Комментарии

ТОЛСТИКОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Как утверждают специалисты, детские психологические проблемы лучше решать не путем скучных нотаций, а через игру, поскольку игра – это естественная и важная форма деятельности детей.

Добровольская Наталья Юрьевна

Совершенно с этим согласна.Через игру улучшается диалогическая речь.А театральные занятия,являются источником развития чувств.