Статья: «Родитель 2012 - как персонаж образовательного пространства ДОУ» (Портрет Родителя глазами педагогов ДОУ)
статья по теме

Татьяна Леонидовна Шанина

 

Детальный анализ портретных «штрихов» Родителя выявляет основное противоречие – предъявление завышенных требований к ребёнку с нежеланием (а порой неспособностью) лично действовать в направлении развития собственного малыша!

Оправдывают себя родители, прежде всего, наличием требований к развитию будущего первоклассника при приёме в школу. Они задумываются об этом уже с трёхлетнего возраста малыша, начиная активно посещать школы развития, обучают младшего дошкольника иностранным языкам, чтению и счёту. Современный дошкольник перестал играть!!! А современный Родитель не научен и не желает играть!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение – детский сад № 456

Статья:

«Родитель 2012 - как персонаж образовательного пространства ДОУ»

(портрет Родителя глазами педагогов ДОУ)

Авторы:

Шанина Татьяна Леонидовна,

методист

1 квалификационной категории

Демидова Ольга Владимировна,

 педагог-психолог

1 квалификационной категории

Екатеринбург 2012

«Родитель 2012 – как персонаж образовательного пространства ДОУ»

(Портрет РОДИТЕЛЯ глазами педагогов ДОУ)

«Современный  родитель – в  чем  его  укорить?

              Есть  родитель – «заказчик» – любит  он  говорить.

              Наблюдатель – родитель  будет  только  лишь  зрить.

               Активист  и  помощник – детям  радость  дарить».

(цитата из статьи Лаптий  Светланы  Анатольевны,

воспитателя МБДОУ Д/С № 23 станицы Петровской Краснодарского края)

Так предначертано наукой, великой Психологией детей дошкольного возраста, что значимым взрослым от 0 до 7 лет является Родитель. А сколько аргументов «против» приводят занятые работой взрослые, важно сопровождающие каждое утро своего Малыша в детский сад:

- «Ребёнок в детском саду проводит по времени большую часть рабочих будней»;

- «Меня никто не научил воспитывать ребёнка, тем более заниматься его образованием, моё дело оплачивать труд профессионального педагога»;

- «С коллективом ребёнок встречается в детском саду, значит, и воспитываться он может только там же, а дома я его могу накормить, да спать уложить»!

А Малыш продолжает дарить свою детскую, искреннюю любовь и обожание Маме, Папе, своим родным и близким! Их пример и образ жизни перенимает в первую очередь, а уже потом обращает свой любопытный взгляд на то, что предлагает выполнить (решить, сделать, разгадать) педагог детского сада, даже если он наделён Божьим даром «сеять разумное, доброе, вечное» в игре с малышом.

Кто он, современный Родитель? Обратимся к его субъектной сущности, как к типичному персонажу образовательного пространства ДОУ. Ежегодно в детском саду проводится анкетирование родителей по различным вопросам. К традиционным формам  работы с родителями можно отнести анкетирование в начале и конце учебного года, выявляющее тематический запрос на встречи со специалистами детского сада в начале года и степень удовлетворённости деятельностью образовательного учреждения после освоения детьми образовательной программы конкретной возрастной группы. Наш детский сад – не исключение.

Что интересует современных родителей? В каких формах они готовы взаимодействовать с образовательным учреждением? Мы понимаем, что в данном случае многое определяет регион, экономический и культурный статус родителя, однако вполне возможно проследить и общие, закономерные на сегодняшний момент тенденции. С данными анкетирования, проведённого в сентябре 2012 года, можно ознакомиться в таблице №1.

Таблица №1.

Тематика встреч и формы взаимодействия родителей ДОУ

со специалистами детского сада (анкетирование, сент.2012)

Специалист детского сада

Тема, которая интересует родителя

Форма взаимодействия со специалистом

Методист

Разговор о правильном питании

Тема «правильного воспитания»

Как подготовить ребёнка к школе

- открытый диалог;

- лекция

Воспитатель

Профилактика ОРВИ

Возрастные особенности  детей  

Возрастные кризисы  3-х, 7-ми лет

Адаптация к детскому саду (в том числе после летнего отдыха)

Что делать, если ребёнок не усваивает материал образовательной программы  

«Я умею делиться своими игрушками»

- просмотр видеороликов;

- лекция;

- активная включенность всех участников (игры, упражнения и пр.)

Психолог

Как развивать познавательные  способности ребенка (память, внимание, мышление и т. д.) 

Если ребенок застенчив, гиперактивен, агрессивен, медлителен и т. п. 

Возрастные особенности  детей

Возрастные кризисы  3-х, 7-ми лет

Особенности отношений детей между собой в возрасте 3-4 лет

Как оградить ребёнка от родительских ссор (если они вынужденные)?

Как воспитать целеустремлённого успешного мужчину  и сына?

Надо ли наказывать ребёнка и как это делать?

Неполная семья, развод родителей

Взаимоотношения детей разных возрастов в одной семье

- встреча, совместная с ребёнком;

- активная включенность всех участников (игры, упражнения и пр.);

- лекция

Учитель-логопед

Причины заикания, особенности коррекции речи

Возрастные особенности речевого развития

- раздаточный материал;

- лекция;

- памятки;

-  ссылки;  

- брифинг.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что современным родителям, несмотря на обилие и доступность информации в СМИ психолого-педагогического содержания, очень интересны темы, касающиеся семейных личных взаимоотношений, возрастных особенностей детей, организации процесса воспитания в целом и методики развития психических процессов у детей в частности, вопросы организации питания и профилактики ОРВИ.

Почему в современном информатизированном обществе такой конкретный информационный голод? Очень сложно учиться на чужих ошибках (сидя у телеэкранов и мониторов, родитель не проживает «чужой опыт», пусть он даже сверхконструктивный)! Гораздо актуальнее обнаруживать личную проблематику через призму  взаимодействия собственного ребёнка с педагогом ДОУ, со сверстниками. Только Родитель, как правило, не пытается изменить что-либо в собственной личности. При решении проблемы гораздо легче изменить ребёнка, подстроить его «под себя». Пока «Я» дошкольника очень слабое – это самый наименее энергозатратный способ «решения» проблем, и Родитель откладывает на потом то, что в дошкольном возрасте можно скорректировать легче (прежде всего для ребёнка), чем в период пубертата.

 Чтобы получить более объективный взгляд на современного Родителя ДОУ, было проведено анкетирование педагогов и специалистов ДОУ по анкете, разработанной С.Г. Шабас (канд. психологических наук). «Штрихи» портрета Родителя ДОУ получились яркие, показательные. Были получены следующие данные (см. Таблицу №2):

Таблица №2

Анализ современных детско-родительских отношений

I  блок.  Анализ детско – родительских отношений  в  условиях  ДОУ.

Отношение родителей к следующим особенностям развития ребенка:

Физическое  развитие

В детском саду родители еще уделяют некоторое внимание физическому развитию ребенка, но чаще не по собственной инициативе, а потому, что их внимание на этом концентрируют специалисты (воспитатель, физ. инструктор, муз. работник). Родители дошкольников в большинстве своем понимают, что физические показатели – это признак здоровья или нездоровья малыша. Но это внимание остается в рамках детского учреждения. Родители мало что делают непосредственно сами в этой области. В сознании многих родителей физическое развитие ребенка далеко не на первом месте. И чем старше становится ребенок, тем меньше этому уделяется внимания. Часто, если ребенок посещает какую-либо секцию по своему желанию, это становится средством регулирования его поведения со стороны родителей: «Будешь плохо вести себя, не разрешу посещать секцию!»

Социальная зрелость и адаптивность

В период поступления в детский сад родители уделяют этому фактору довольно много внимания. Но внимание это несколько однобоко. Они волнуются по поводу того, что ребенку тяжело общаться со сверстниками, что ребенок часто болеет, но обвиняют в этом либо других детей, либо сотрудников детского сада. Мало кто из родителей стремиться предпринять хоть какие-то шаги по развитию социальной зрелости ребенка, по повышению его адаптивных способностей. Если же ребенок ходит в детский сад уже не первый год, у родителей вообще не возникает  тревоги по поводу того, что адаптационный период переживает каждый ребенок в начале каждого года. Если же у ребенка и дальше не складываются взаимоотношения, он не соблюдает социальные нормы, то лишь порядка 15 – 20% родителей стремятся разобраться в этом вопросе и хоть как-то следовать рекомендациям специалистов. Остальные же пускают все на самотек, или устраивают «разборки» с другими детьми и воспитателями.  Чем старше становится ребенок в школе, тем меньше родители уделяют внимания этому вопросу.

Развитие интеллекта

С  самого раннего возраста родители требуют от педагогов, чтобы развитию интеллектуальной сферы ребенка уделялось как можно больше внимания, но, к сожалению, не хотят слышать о том, что это не должно быть примитивным натаскиванием, например, на решение задач или на чтение. Разговор о том, что необходимо тренировать эти способности в повседневной жизни (например,  устанавливать причинно – следственные связи, выделять существенные признаки и т.п.), как правило, проводится впустую.  Во все возрастные периоды родители считают, что это прямая обязанность образовательного учреждения.  

Развитие  эмоционально – волевой сферы

В этом вопросе все еще гораздо сложнее. Родители не стремятся развить эмоционально волевую сферу, а, наоборот, стремятся загасить все эмоции на корню. Ребенку нельзя плакать, кричать, сердиться и вообще как-то эмоционально себя проявлять. Для многих родителей слова  «воля» и «произвольность» просто непонятны. Они не понимают, почему, если ребенок уже читает и считает, но у него не развита произвольность, ему еще рано в школу. Когда в подростковом возрасте у ребенка вновь начинаются проблемы связанные именно с эмоционально – волевой сферой, родители дальше вопроса «Что происходит» не идут. После индивидуальных консультаций идет некое успокоение: «Я ничего делать не буду, раз это просто возрастное, значит скоро пройдет – подожду».

Развитие коммуникативности (со взрослыми и детьми)

Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок больше общался, но обучают правилам общения единицы.  Если у ребенка не складываются взаимоотношения со взрослыми – виноват взрослый. О том, что это неоднократно повторяется и становится тенденцией, никто не задумывается.  

Отношение ребенка к родителям, к взрослым

Родителям важно, чтобы ребенок их любил, но еще важнее, чтобы СЛУШАЛСЯ! В любом возрасте ребенка первое пожелание на День рождения: «слушайся взрослых». Но в его мысли совсем не закладывается зерно критичности. Любое послушание или непослушание должно быть обдуманно и обоснованно.

Отношение ребенка к правилам и нормам жизни

Родители стремятся навязать правила, не объясняя их происхождение и необходимость. Довольно часто сами родители на глазах ребенка нарушают правила, тем самым обесценивая их для него. Многие родители стремятся объяснить ребенку последствия несоблюдения правил и норм, но объяснения эти, зачастую, не основываются на возрастных особенностях. И, либо слишком отдалены, либо просто непонятны ребенку.

Поведение

Поведение важно, т.к. это именно то, что может доставлять неудобства. Большинству родителей в любом возрасте нужен «удобный» ребенок. Именно поэтому часто насаждаются правила и нормы, которые непонятны ребенку, но удобны родителям и другим взрослым. Примером может служить пресловутый запрет на бегание  в общественных местах, хотя статичность совершенно не свойственна детям.

II блок.  Отношение родителей к себе.

Как относятся родители к себе, как к родителю

Современные родители, особенно молодые, часто относятся к родительству, как к игре. Очень многие обязанности возлагаются на дедушек и бабушек. Часто как в садике, так и в школе, мы по нескольку месяцев не видим родителей.  Часто родительство воспринимается как обуза. На привлечение родителей к вопросам  воспитания ребенка нередко можно услышать «Отстаньте от меня, я же работаю».

Отношение между родителями в группе, учреждении

Процент активных родителей очень невелик, но они есть. Между собой хорошо и конструктивно общаются только те, кто прошли через специально организованные мероприятия, например, тренинги знакомства. В остальных случаях часто общение сводится к взаимным претензиям, либо сбору денег.

Отношение родителей к педагогам и администрации учреждения

По высказываниям на сайтах можно отметить, что большинство родителей детского сада очень уважительно относятся к сотрудникам и самому учреждению, естественно, есть и недовольные, но радует то, что подавляющее большинство конфликтов решается в стенах детского сада.

Отношения родителей с другими членами семьи

Выше уже упоминалось, что родители многое сваливают не плечи других членов семьи, но, стремясь, видимо, к свободе и самостоятельности, редко прислушиваются к их мнению.  

Ваше личное отношение к современным  детско – родительским  отношениям

Современные  детско – родительские взаимоотношения, на мой взгляд, часто похожи на закон джунглей «каждый сам за себя». Родителям важно показать свою власть, поэтому много запретов. Ребенку важно отстоять свою независимость, поэтому много протестов. С одной стороны родители очень хотят, чтобы ребенок был самостоятелен и автономен, с другой – не позволяют порваться «родительской пуповине» чуть ли не до 18 лет ребенка.

Что, по мнению педагога ДОУ, необходимо  изменить  в  отношениях  родителей (и семьи) к ребенку

Прежде всего, необходимо  понимать, что ребенок это ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК,  а не собственность родителя и семьи.  Нет необходимости всю жизнь посвящать только ребенку, ему не идет это на пользу. Но стоит уделять ему столько внимания, сколько нужно для его нормального развития. Очень важно понимать, что каждый ребенок развивается в СВОЕМ темпе, а не так, как этого хочется родителю.

Детальный анализ портретных «штрихов» Родителя выявляет основное противоречие – предъявление завышенных требований к ребёнку с нежеланием (а порой неспособностью) лично действовать в направлении развития собственного малыша!

Оправдывают себя родители, прежде всего, наличием требований к развитию будущего первоклассника при приёме в школу. Они задумываются об этом уже с трёхлетнего возраста малыша, начиная активно посещать школы развития, обучают младшего дошкольника иностранным языкам, чтению и счёту. Современный дошкольник перестал играть!!! А современный Родитель не научен и не желает играть!!!

Однако среди Родителей детского сада ещё встречаются «мамонты», которые обладают врождённой педагогической прозорливостью, любят, а не требуют любви от детей. Их мало, но, если они появляются в родительских активах групп ДОУ – то все усилия педагога в нашем детском саду направляются на популяризацию такой родительской позиции. Задача ДОУ в данном случае – выявить как можно раньше такие семьи, привить навыки адекватной родительской позиции тем семьям, где она не до конца осознана (как правило, это молодые семьи, в которых первый и пока единственный ребёнок посещает детский сад), создать условия для наиболее полного проживания ребёнком в ДОУ игрового периода Детства для тех детей, которые лишены совместной игровой деятельности в семейной реальности.

В практике взаимодействия нашего ДОУ с родителями оптимальность свою доказали следующие приёмы и формы (см. Таблицу №3).

Таблица №3.

Мероприятия с родителями ДОУ

(наиболее оптимальные формы с кратким описанием приёмов и содержания)

Месяц/

мероприятия для детей

С родителями

Для родителей

Кто непосредственно этим занимается

Август

Тренинг с родителями 1, 2 младшей групп «Подружиться раньше встречи»

 

Педагог-психолог

Методист

Досуговое мероприятие «Новоселье»/спектакль ТО

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Чаепитие в «Новоселье»

Воспитатель

Сентябрь

Досуговое мероприятие

«1 Сентября – день знаний»

Музыкальный руководитель

Заключение договоров с вновь прибывшими родителями

Заведующий

Анкетирование «Анкета для родителей 1 младшей группы»

Воспитатель

Анкетирование

«Ожидания от учебного года, рейтинг  тем и форм встреч с родителями»

Методист

Вводные родительские собрания

Заведующий

методист

Воспитатель

Собрание «Скоро в школу»

- видеоинтервьюирование детей;

-встреча с учителем;

-встреча со специалистами д/с

методист

педагог-психолог

учитель-логопед

 

«Мы растём» (оформление листка антропометрических данных ребёнка)

Мед. сестра

Октябрь

Досуговое мероприятие

«Осенины»/спектакль ТО

Музыкальный руководитель

Выставка совместного творчества «Нам Осень Чудо подарила»

Методист

Воспитатель

Тематическая встреча

«О питании» (с видеоматериалами)

Методист

Специалисты детского сада

Ноябрь

Выставка «Мама-солнышко в доме»

Методист

Воспитатель

«Весёлые старты с мамой»

Инструктор по ФИЗО

«Игровая карусель»

(встреча детей, родителей, педагогов ДОУ, в ходе которой организуются совместные различные игры)

Методист

Педагог-психолог

Воспитатели

Декабрь

Новогодний праздник

Новогодний праздник

Музыкальный руководитель

Новогодняя выставка семейного творчества

Методист

Воспитатель

Январь

Новогодняя выставка семейного творчества

Методист

Воспитатель

Отчётная конференция по исполнению годовой  сметы

Заведующий

Спектакль ТО

ТО - артисты

Февраль

Досуговое мероприятие «День святого Валентина»

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Фестиваль кормушек «Мак-Пик для птиц»

Методист

Воспитатель

Тематическая встреча по актуальной тематике группы

(развитие речи, нравственность, возрастные психологические особенности и т.д.)

Методист

Педагог-психолог

Воспитатели

Досуговое мероприятие «23 февраля»

Досуговое мероприятие «23 февраля»

Музыкальный руководитель

«Малая Зарничка» (эстафеты)

Инструктор по ФИЗО

Март

Досуговое мероприятие «8 марта»

Досуговое мероприятие «8 марта»

Музыкальный руководитель

«Фестиваль Здоровья» (эстафеты)

Инструктор по ФИЗО

Выставка семейного творчества

Методист

Воспитатель

Апрель

Досуговое мероприятие «День смеха»

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Досуговое мероприятие «Космические старты»

Инструктор по ФИЗО

Выставка семейного творчества «Вместе в небо» (поделки и рисунки на космическую тематику)

Методист

Воспитатель

Май

Фестиваль семейного комикса «Огонь – наш друг!»

Методист

Воспитатель

Выпускной вечер подг. группы

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Анкетирование «Удовлетворённость работой ДОУ»

Методист

Педагог-психолог

Июнь

Досуговое мероприятие «Здравствуй, Лето!»

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Итоговые родительские собрания

Заведующий

Методист

Воспитатели

Июль

Ремонтные работы

Заведующий

Воспитатели

Резюмируя всё вышесказанное, хочется отметить следующее:

несмотря на то, что современное ДОУ утратило статус института, осуществляющего общественное воспитание и занимается образованием тех детей, чьи родители в перестроечное время были лишены внимания со стороны своих родителей, которые вынуждены были «выживать» в жёсткой экономической обстановке, потенциалом для выхода из сложившейся ситуации могут быть:

- обращение общества к моральной стороне материнского инстинкта;

- приглашение к активному сотрудничеству поколения «бабушек и дедушек», имеющих активную жизненную позицию и позитивный опыт воспитания ребёнка в коллективе;

- открытость образовательного пространства с обозначенной и защищённой позицией в нём педагога.

«Родитель ДОУ 2012» в этой статье, несомненно, всего лишь персонаж образовательного пространства ДОУ с перечнем черт и особенностей, характерных для своего времени. Педагоги ДОУ, обозначая его педагогическую позицию, привыкли пока лишь формально констатировать субъектность родителя. Позитив сложившейся ситуации в том, что педагоги ДОУ предпочитают реально показывать и менять взаимоотношения между ребёнком и взрослыми. В данном случае, преимущество в действии!

Список используемой литературы:

Давыдова О.И.,  Богославец Л.Г. Творческие конкурсы в работе с родителями // Управление ДОУ. 2010. №1. с.78.

Корнетов Г.Б. Педагогическая среда: современные подходы и интерпретация // Завуч. 2005. №2. с.45.

Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. /  Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Издание 2-е, дополненное. – М.: Фирма «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

статья "Современные образовательные технологии как основа взаимодействия всех субъектов образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ

Статья поможет воспитателям дошкольных организаций иметь чёткое представление о современных образовательных технологиях, применяемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук  как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 11»

Целью тематического контроля было, оценить  готовность ДОУ к работе с детьми на разном возрастном этапе детей в соответствии с требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду ...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91&raq...