Проект по экологии
статья (младшая группа) на тему

В помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc47 КБ
Файл Консультации для родителей21.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 10 «МАЛЫШОК» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН

Проект по экологии

        

                Нестеренко Н.Н.

                воспитатель высшей квалификационной категории

п.Псебай

2012г.

Тип проекта: долгосрочный, познавательно – исследовательский.

Руководитель: Нестеренко Н.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители, сотрудники МДОУ.

Сроки реализации: март 2013г. – март 2014г.

Проблема: природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Узнаешь, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, нравственности сбора.

Тема: «В царстве лекарственных растений».

Цель: формирование знаний о растительном мире, о лице лекарственных растений Краснодарского края.

Задачи:

- познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающими на территории детского сада, уметь их различать и называть;

- формировать и развивать исследовательское поведение детей, расширять и формировать представления детей, вовлекать их в активную проектно-исследовательскую деятельность через организацию совместной деятельности с родителями;

- развивать творчество, фантазию, логическое мышление, наблюдательность у детей;

- содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.

Ожидаемый результат:

- осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;

- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей;

- формирование межличностных отношений и навыков коммуникации в семье;

- заинтересованность родителей в достижениях детей;

- сотрудничество родителей и педагогов, основанное на партнерском диалоге.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: (01.02.13г. по 28.02.13г.)

- подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта;

- пополнение программно – развивающей среды: приобретение технического инвентаря; создание игротеки дидактических игр по теме; подборка художественных произведений, иллюстрированного материала по теме: «Лекарственные растения Краснодарского края»; оформление дневников наблюдений за ростом растений, альбома для гербария.

Ответственный: руководитель проекта.

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

Рефлексивно – диагностический (15.02.13г. по 28.02.13г.)

- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Ответственный: руководитель проекта.

Практический (01.03.13г. – 01.03.14г.):

- ознакомление участников проекта с его проблемой, целью, задачами;

- реализация проекта через взаимодействие с коллегами, родителями, детьми;

- обобщение и распространение опыта.

Ответственный: руководитель проекта.

Заключительный (март 2014г.):

- анализ достижения цели и полученных результатов;

- рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворенности от участия в проекте;

- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы  в воспитательно – образовательном процессе ДОУ;

- защита проекта на втором этаже аттестации педагогов ДОУ;

Ответственный: руководитель проекта.

Организация деятельности участников проекта.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

Цикл занятий на темы:

- «Зеленая аптека»;

-«Письмо лекарственному растению».

Цикл наблюдений за лекарственными травами, произрастающими на территории ДОУ (по временам года).

Беседы с детьми:

- «Что где растет, когда цветет»;

- «Кто любит цветы, тот не может быть злым»;

- открытие лесной аптеки в группе (знакомство с правилами сбора лекарственных трав);

- «О бережном отношении к цветам».

     4. Цикл практических дел:

- разбивка огорода лекарственных трав, посадка семян и рассады, изготовление

табличек - указатели с названием растения (начало июня 2013г.);

- «В царстве лекарственных растений» (высадка и уход (лето 2013г.));

- сбор трав для гербария, зарисовки, ведение дневника наблюдений (весна, лето, осень 2013г.)

    5. Чтение детям:

- легенды, сказки, стихи, загадки, пословицы;

- В.Бианки «О травах»;

- Р.А.Кудашева «Песенка долгой жизни»;

- Б.Заходер: «Этюд», «Дождик и зернышко».

    6.  Слушание музыки:

- Ю.Антонов «Не рвите цветы»;

- П.И.Чайковский: «Цикл времена года», «Вальс цветов»;

- Ю.Чичков: «Волшебный цветок», «Это называется природа»;

- М.Протасов «Одуванчик».

    7. Работа с родителями:

- организуем знакомство семей с работой ДОУ по экологическому воспитанию;

- консультации родителей по вопросам развития у детей экологической культуры;

- организуем работу круглого стола для родителей: «Любить и беречь природу. Как?»;

- организуем проведение викторин:

«Знатоки целебных трав», «Лекарственные растения нашего региона», «Планета целебных трав», «Растения – помощники человека».

- Рассматривание, узнавание, называние, лекарственных трав;

- моделирование процесса их роста, строения;

- изготовление альбома о лекарственных травах, растущих на территории ДОУ (совместно с родителями);

- сбор лекарственных трав для гербария;

- продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, построение моделей, поделки из природного материала;

- рассматривание иллюстраций, плакатов;

- ведение дневника наблюдений;

- наблюдение за работой взрослых на цветнике лекарственных трав;

- посильное участие в разбивке, подготовке почвы, посадке, уходе, сборе семян лекарственных трав;

- д/игры: «Узнай по описанию»; «Цветы и ветерок», «Цветок - имя», «Лекарь у нас на участке», «Бал цветов»;

- опыты: «На участке ищем полезные травы»; «Где лучше посадишь растение», «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовка); «Условия, необходимые для роста растений», «Строение растения», «Высадка мяты»;

- слушают музыку;

- заучивают стихи, загадки, пословицы о лекарственных травах.

- участвуют в изготовлении совместно с детьми гербария лекарственных трав нашего региона;

- участвуют в приобретении семян и рассады лекарственных трав;

- пополняют детскую библиотеку группы познавательной литературой на тематику проекта;

- создают мини – огород лекарственных трав совместно с педагогами и детьми;

- участвуют в викторинах плановых;

- пополняют и обновляют предметно – развивающую среду для экологического воспитания детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида№10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район.

                                                                                                 

Консультация для родителей

«Малыш учится говорить».

                                                              Нестеренко Н.

                                                                    воспитатель высшей

                                                                     квалификационной категории.    

                                                                                                                                                         

Псебай

2012.

 

   На первом году жизни, особенно в первое полугодие, ведущей формой активности ребенка является его эмоциональное общение со взрослым. Малыш очень чувствителен ко всяким проявлениям взрослого, особенно к его голосу, прикосновениям. На звуки речи младенцы реагируют особым образом, выделяя их из шумов и посторонних звуков. Человеческая речь вызывает даже у самых маленьких наиболее слуховое сосредоточение, а если она при этом эмоционально окрашена, то становится источником удовольствия для ребенка.

Развитие речевой активности малыша протекает на фоне совершенствования зрительных и слуховых ориентировочных реакций (например, формирующегося умения удерживать и поворачивать голову в сторону источника света или звука), эмоциональных контактов со взрослыми, усиления двигательной активности. В первые 3 месяца для развития зрительных и слуховых реакций с ребенком ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения его взгляда на лице взрослого или на предмете, издающем звук. У малыша постепенно вырабатывается эмоциональная реакция – он двигает ручками и ножками, улыбается и произносит звуки при появлении взрослого (комплекс оживления).

Голосовые реакции, возникающие в процессе комплекса оживления, называют гуканьем, потому что они связаны с произнесением гортанных звуков «гы», «кхы». Это подготовительный этап дальнейшего освоения звуков родного языка.

В данный период важно научить ребенка прислушиваться к различным звукам. С этой целью взрослый не только разговаривает с малышом, но протяжно интонирует слова, фразы, напевно декламирует, поет, а также использует музыкальные (металлофон, бубен, мерлитон, свирель) и шумовые (погремушки, барабанчики, трещотки, кастаньеты и т.п.) инструменты.

В ранний период жизни органы артикуляции (произнесения звуков) еще совершенны, они интенсивно формируются в процессе первых практических контактов ребенка с окружающими. Младенец не способен воспринимать звуки и слова в их смысловом содержании, однако на определенные интонационные оттенки он не только реагирует (веселый, ласковый тон вызывает улыбку, голосовую реакцию, комплекс оживления; сердитая речь вызывает плач, недовольство), но и начинает их воспроизводить.

В последующие 3-6 месяцев жизни ребенка перед родителями стоят другие задачи. Значительную часть бодрствования дети заняты тем, что следят за окружающим. Поэтому взрослым нужно правильно организовать окружающую среду: предметы и игрушки следует подбирать различные по цвету, величине, звуковым свойствам. В данный период у ребенка появляются новые голосовые реакции: певучие гласные «а-а-а», «у-у-у» - гуление (в 4-5 мес.), лепет «ба-ба», «да-да» (в 5-6 мес.).

Примерно до 4 месяцев преобладает эмоциональное, а не речевое общение, и инициатива в этом случае принадлежит взрослому. С 4 – 5 месяцев малыш начинает произносить звуки, чтобы привлечь к себе внимание, т.е. речь для него становится средством коммуникации.

Сделать общение с младенцем обоюдным, носящим двусторонний характер – основная задача родителей. Какие же занятия должен проводить взрослый? Прежде всего, он побуждает ребенка к подражанию – одному из способов освоения нового. Вначале взрослый произносит только те звуки, которые малыш уже освоил, а затем умолкает, давая ребенку возможность откликнуться, повторить самому.

Важно, чтобы ребенок видел артикуляцию и лицо говорящего. Следует добиться, чтобы младенец не только замолкал, слушая взрослого, но и смотрел на его рот, следил за движениями губ. Один и тот же слог, например «ма-ма-ма», следует повторять много раз, не торопясь, а затем произносить его обыкновенно и делать паузу, чтобы малыш отреагировал и произнес вслед за взрослым «ма-ма-ма». Если ребенок повторил слог, необходимо поощрить его: улыбнуться, погладить и вновь с радостной интонацией несколько раз произнести слог. В конце занятия можно высказать словесное одобрение, но в момент возникшей «переклички» не следует слуховое сосредоточение переключать на посторонние речевые звуки.

В 5 – 6 месяцев ребенок начинает сознательно реагировать на интонацию взрослого, связывает ее со смысловым содержанием речи. Поэтому интонация взрослого должна соответствовать положительному, отрицательному или нейтральному отношению к тому, что он говорит. Речь теперь выполняет элементарную познавательную функцию. Показывая, как куколка пляшет, взрослый радостно произносит: «ля – ля - ля». В другом случае, когда куколка падает, взрослый говорит: «бах – бах – бах», передавая голосом внезапность возникшей ситуации и сочувствие: «Ляля бо – бо! Ляля а-а-а-а» (кукла упала, ей больно, ее надо пожалеть).

Таким образом, на данном этапе вначале ставится задача повторения за взрослым знакомых звуков и слогов, а затем произнесения их за взрослым с передачей простейшего смыслового содержания. Именно в этот период следует чаще употреблять имя ребенка, общаясь с ним в разных ситуациях. С 6 месяцев у детей появляется указательный жест в сторону знакомых предметов, что говорит об интенсивном развитии смысловой функции речи. Длительность занятий с детьми первого полугодия первого года жизни – до 6 мин. Занятия сопровождаются разнообразными ориентировочными подкреплениями: включением звуковых игрушек, показом их действии, пением, музыкальным звучанием и т.п. Чисто речевой компонент занятия может составлять 3 – 4 мин.

Развитие речи тесно связано с ознакомлением ребенка с окружающим, поэтому важным фактором являются усложняющиеся действия его руки. Если в 3 – 3,5 месяцев он ощупывает игрушку, знакомится с ее физическими свойствами, то в 4 – 4,5 месяца уже свободно берет ее из некоторых положений, а в 5 – 6 месяцев малыш уже умеет схватывать предмет из любых положений. Однако направленным действиям рук его также следует обучать. Занятия, предполагающие развитие речевых навыков, должны включать и эти задачи. Но их надо разграничивать: в первой части занятия, пока малыш не устал, активизируют его речевую практику, во второй части занятия, показав предмет и назвав его, следует стимулировать действия с ним.

Во втором полугодии (5 – 6 до 9 – 10 мес.) взрослый, развивая лепет ребенка, ставит задачу научить его понимать речь окружающих. С этой целью он неоднократно показывает предмет и называет его, употребляя лепетные слова. Чтобы лепет перешел в речь, малыша учат составлять слова из употребляемых им звукосочетаний. При произнесении слов «мама», «папа», «баба» и т.п. ребенок поворачивается в сторону человека, о котором идет речь. В процессе общения его внимание направлено на предмет или действие. В этот период малыш должен чаще слышать от взрослого вопрос «Где?».

После 6 месяцев, когда дети достигли больших успехов в хватании предметов, движение рук все более совершенствуются. Теперь ведущий вид деятельности – не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность. Взрослый организует «деловое» общение с ребенком по поводу манипуляции с игрушками. В процессе этих действий младенец узнает и запоминает названия предметов.

С 9 – 10 месяцев до года малыш, овладевая навыком речевого подражания, начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре, «Скажи: ля-ля топ-топ», - произносит взрослый, показывая шагающую куклу.

К году у малыша в активном словаре имеется около 10 слов, в пассивном – в 5 – 6 раз больше. В этот же период появляется умение обобщать предметы по внешним признакам. Это важная веха в развитии речи и мышлении ребенка. Часто он обобщает предметы по несущественным признакам: например, погладив кошку и повторив за взрослым «кхи, кхи» (киса, киса), так же называет меховую шапку, варежки, т.е. все мягкое и пушистое.

Овладение речевыми навыками на первом году жизни зависит не только от совершенства органа слуха, от сформированности речевых зон в коре больших полушарий и артикуляционного аппарата для воспроизведения звуков речи. Многое зависит от эмоционального состояния ребенка, удовлетворения его потребности в движениях, в освоении окружающего.

Ориентировка в окружающем у малыша связана в первую очередь с развитием его общих движений: умеет поднимать и удерживать в вертикальном положении голову, лежа на животе (к месяцу); хорошо удерживает голову, поддерживаемый под мышки; крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах (в 3 мес.); переворачивается со спины на живот (в 5 мес.); хорошо ползает (к 7 мес.); переступает вдоль опоры (к 8 мес.); ходит, придерживаясь руками за предметы (в 9 мес.); стоит самостоятельно (в 11 мес.); начинает самостоятельно ходить (в 12 мес.).

Вначале малыш не может менять положение своего тела. Взрослый кладет его на живот, на спину; поднимая вертикально, аккуратно придерживает за спинку. Это полезно для совершенствования не только двигательной активности, но и ориентировочных реакций. На их основе возникает знакомство ребенка с окружающим миром, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами.

Первые впечатления связаны с появлением чувственного опыта на ориентировочной, эмоциональной основе. Этот опыт начинает оформляться через слово взрослого. Ребенок понимает многие слова и выражения, но произносить их еще не может. Поэтому маленькие пользуются выразительной мимикой, указательными жестами, прибегают к «говорящим» взглядам на предметы, о которых они хотят спросить. Дети раннего возраста чувствительны и к мимике взрослого, к выражению его лица. Доречевые формы общения играют большую роль в познании окружающего и переходе к речи. У ребенка в конце первого и на втором году жизни должна возникнуть потребность спрашивать. Но первые вопросы младенец все же слышит от взрослого: «Где?», «Это что?» «Что там?», «Кто пришел (ушел)?», «Что ты хочешь?» и т.п. Они входят в жизнь малыша очень рано при повседневном  общении с людьми, когда побуждают его что – то рассмотреть, за чем – то понаблюдать, что – то выполнить.

Постепенно в речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребенком чувственно. Чувственное и рациональное являются двумя сторонами единого процесса познания. Русский ученый И.М.Сеченов писал, что вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук, ребенок перестает быть, так сказать, привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...