Проект по экологии
статья (младшая группа) на тему
В помощь воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.doc | 47 КБ |
Консультации для родителей | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 10 «МАЛЫШОК» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН
Проект по экологии
Нестеренко Н.Н.
воспитатель высшей квалификационной категории
п.Псебай
2012г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно – исследовательский.
Руководитель: Нестеренко Н.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории.
Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители, сотрудники МДОУ.
Сроки реализации: март 2013г. – март 2014г.
Проблема: природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Узнаешь, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, нравственности сбора.
Тема: «В царстве лекарственных растений».
Цель: формирование знаний о растительном мире, о лице лекарственных растений Краснодарского края.
Задачи:
- познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающими на территории детского сада, уметь их различать и называть;
- формировать и развивать исследовательское поведение детей, расширять и формировать представления детей, вовлекать их в активную проектно-исследовательскую деятельность через организацию совместной деятельности с родителями;
- развивать творчество, фантазию, логическое мышление, наблюдательность у детей;
- содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.
Ожидаемый результат:
- осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей;
- формирование межличностных отношений и навыков коммуникации в семье;
- заинтересованность родителей в достижениях детей;
- сотрудничество родителей и педагогов, основанное на партнерском диалоге.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (01.02.13г. по 28.02.13г.)
- подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта;
- пополнение программно – развивающей среды: приобретение технического инвентаря; создание игротеки дидактических игр по теме; подборка художественных произведений, иллюстрированного материала по теме: «Лекарственные растения Краснодарского края»; оформление дневников наблюдений за ростом растений, альбома для гербария.
Ответственный: руководитель проекта.
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
Рефлексивно – диагностический (15.02.13г. по 28.02.13г.)
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Ответственный: руководитель проекта.
Практический (01.03.13г. – 01.03.14г.):
- ознакомление участников проекта с его проблемой, целью, задачами;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами, родителями, детьми;
- обобщение и распространение опыта.
Ответственный: руководитель проекта.
Заключительный (март 2014г.):
- анализ достижения цели и полученных результатов;
- рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворенности от участия в проекте;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе ДОУ;
- защита проекта на втором этаже аттестации педагогов ДОУ;
Ответственный: руководитель проекта.
Организация деятельности участников проекта.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Цикл занятий на темы: - «Зеленая аптека»; -«Письмо лекарственному растению». Цикл наблюдений за лекарственными травами, произрастающими на территории ДОУ (по временам года). Беседы с детьми: - «Что где растет, когда цветет»; - «Кто любит цветы, тот не может быть злым»; - открытие лесной аптеки в группе (знакомство с правилами сбора лекарственных трав); - «О бережном отношении к цветам». 4. Цикл практических дел: - разбивка огорода лекарственных трав, посадка семян и рассады, изготовление табличек - указатели с названием растения (начало июня 2013г.); - «В царстве лекарственных растений» (высадка и уход (лето 2013г.)); - сбор трав для гербария, зарисовки, ведение дневника наблюдений (весна, лето, осень 2013г.) 5. Чтение детям: - легенды, сказки, стихи, загадки, пословицы; - В.Бианки «О травах»; - Р.А.Кудашева «Песенка долгой жизни»; - Б.Заходер: «Этюд», «Дождик и зернышко». 6. Слушание музыки: - Ю.Антонов «Не рвите цветы»; - П.И.Чайковский: «Цикл времена года», «Вальс цветов»; - Ю.Чичков: «Волшебный цветок», «Это называется природа»; - М.Протасов «Одуванчик». 7. Работа с родителями: - организуем знакомство семей с работой ДОУ по экологическому воспитанию; - консультации родителей по вопросам развития у детей экологической культуры; - организуем работу круглого стола для родителей: «Любить и беречь природу. Как?»; - организуем проведение викторин: «Знатоки целебных трав», «Лекарственные растения нашего региона», «Планета целебных трав», «Растения – помощники человека». | - Рассматривание, узнавание, называние, лекарственных трав; - моделирование процесса их роста, строения; - изготовление альбома о лекарственных травах, растущих на территории ДОУ (совместно с родителями); - сбор лекарственных трав для гербария; - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, построение моделей, поделки из природного материала; - рассматривание иллюстраций, плакатов; - ведение дневника наблюдений; - наблюдение за работой взрослых на цветнике лекарственных трав; - посильное участие в разбивке, подготовке почвы, посадке, уходе, сборе семян лекарственных трав; - д/игры: «Узнай по описанию»; «Цветы и ветерок», «Цветок - имя», «Лекарь у нас на участке», «Бал цветов»; - опыты: «На участке ищем полезные травы»; «Где лучше посадишь растение», «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовка); «Условия, необходимые для роста растений», «Строение растения», «Высадка мяты»; - слушают музыку; - заучивают стихи, загадки, пословицы о лекарственных травах. | - участвуют в изготовлении совместно с детьми гербария лекарственных трав нашего региона; - участвуют в приобретении семян и рассады лекарственных трав; - пополняют детскую библиотеку группы познавательной литературой на тематику проекта; - создают мини – огород лекарственных трав совместно с педагогами и детьми; - участвуют в викторинах плановых; - пополняют и обновляют предметно – развивающую среду для экологического воспитания детей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район.
Консультация для родителей
«Малыш учится говорить».
Нестеренко Н.
воспитатель высшей
квалификационной категории.
Псебай
2012.
На первом году жизни, особенно в первое полугодие, ведущей формой активности ребенка является его эмоциональное общение со взрослым. Малыш очень чувствителен ко всяким проявлениям взрослого, особенно к его голосу, прикосновениям. На звуки речи младенцы реагируют особым образом, выделяя их из шумов и посторонних звуков. Человеческая речь вызывает даже у самых маленьких наиболее слуховое сосредоточение, а если она при этом эмоционально окрашена, то становится источником удовольствия для ребенка.
Развитие речевой активности малыша протекает на фоне совершенствования зрительных и слуховых ориентировочных реакций (например, формирующегося умения удерживать и поворачивать голову в сторону источника света или звука), эмоциональных контактов со взрослыми, усиления двигательной активности. В первые 3 месяца для развития зрительных и слуховых реакций с ребенком ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения его взгляда на лице взрослого или на предмете, издающем звук. У малыша постепенно вырабатывается эмоциональная реакция – он двигает ручками и ножками, улыбается и произносит звуки при появлении взрослого (комплекс оживления).
Голосовые реакции, возникающие в процессе комплекса оживления, называют гуканьем, потому что они связаны с произнесением гортанных звуков «гы», «кхы». Это подготовительный этап дальнейшего освоения звуков родного языка.
В данный период важно научить ребенка прислушиваться к различным звукам. С этой целью взрослый не только разговаривает с малышом, но протяжно интонирует слова, фразы, напевно декламирует, поет, а также использует музыкальные (металлофон, бубен, мерлитон, свирель) и шумовые (погремушки, барабанчики, трещотки, кастаньеты и т.п.) инструменты.
В ранний период жизни органы артикуляции (произнесения звуков) еще совершенны, они интенсивно формируются в процессе первых практических контактов ребенка с окружающими. Младенец не способен воспринимать звуки и слова в их смысловом содержании, однако на определенные интонационные оттенки он не только реагирует (веселый, ласковый тон вызывает улыбку, голосовую реакцию, комплекс оживления; сердитая речь вызывает плач, недовольство), но и начинает их воспроизводить.
В последующие 3-6 месяцев жизни ребенка перед родителями стоят другие задачи. Значительную часть бодрствования дети заняты тем, что следят за окружающим. Поэтому взрослым нужно правильно организовать окружающую среду: предметы и игрушки следует подбирать различные по цвету, величине, звуковым свойствам. В данный период у ребенка появляются новые голосовые реакции: певучие гласные «а-а-а», «у-у-у» - гуление (в 4-5 мес.), лепет «ба-ба», «да-да» (в 5-6 мес.).
Примерно до 4 месяцев преобладает эмоциональное, а не речевое общение, и инициатива в этом случае принадлежит взрослому. С 4 – 5 месяцев малыш начинает произносить звуки, чтобы привлечь к себе внимание, т.е. речь для него становится средством коммуникации.
Сделать общение с младенцем обоюдным, носящим двусторонний характер – основная задача родителей. Какие же занятия должен проводить взрослый? Прежде всего, он побуждает ребенка к подражанию – одному из способов освоения нового. Вначале взрослый произносит только те звуки, которые малыш уже освоил, а затем умолкает, давая ребенку возможность откликнуться, повторить самому.
Важно, чтобы ребенок видел артикуляцию и лицо говорящего. Следует добиться, чтобы младенец не только замолкал, слушая взрослого, но и смотрел на его рот, следил за движениями губ. Один и тот же слог, например «ма-ма-ма», следует повторять много раз, не торопясь, а затем произносить его обыкновенно и делать паузу, чтобы малыш отреагировал и произнес вслед за взрослым «ма-ма-ма». Если ребенок повторил слог, необходимо поощрить его: улыбнуться, погладить и вновь с радостной интонацией несколько раз произнести слог. В конце занятия можно высказать словесное одобрение, но в момент возникшей «переклички» не следует слуховое сосредоточение переключать на посторонние речевые звуки.
В 5 – 6 месяцев ребенок начинает сознательно реагировать на интонацию взрослого, связывает ее со смысловым содержанием речи. Поэтому интонация взрослого должна соответствовать положительному, отрицательному или нейтральному отношению к тому, что он говорит. Речь теперь выполняет элементарную познавательную функцию. Показывая, как куколка пляшет, взрослый радостно произносит: «ля – ля - ля». В другом случае, когда куколка падает, взрослый говорит: «бах – бах – бах», передавая голосом внезапность возникшей ситуации и сочувствие: «Ляля бо – бо! Ляля а-а-а-а» (кукла упала, ей больно, ее надо пожалеть).
Таким образом, на данном этапе вначале ставится задача повторения за взрослым знакомых звуков и слогов, а затем произнесения их за взрослым с передачей простейшего смыслового содержания. Именно в этот период следует чаще употреблять имя ребенка, общаясь с ним в разных ситуациях. С 6 месяцев у детей появляется указательный жест в сторону знакомых предметов, что говорит об интенсивном развитии смысловой функции речи. Длительность занятий с детьми первого полугодия первого года жизни – до 6 мин. Занятия сопровождаются разнообразными ориентировочными подкреплениями: включением звуковых игрушек, показом их действии, пением, музыкальным звучанием и т.п. Чисто речевой компонент занятия может составлять 3 – 4 мин.
Развитие речи тесно связано с ознакомлением ребенка с окружающим, поэтому важным фактором являются усложняющиеся действия его руки. Если в 3 – 3,5 месяцев он ощупывает игрушку, знакомится с ее физическими свойствами, то в 4 – 4,5 месяца уже свободно берет ее из некоторых положений, а в 5 – 6 месяцев малыш уже умеет схватывать предмет из любых положений. Однако направленным действиям рук его также следует обучать. Занятия, предполагающие развитие речевых навыков, должны включать и эти задачи. Но их надо разграничивать: в первой части занятия, пока малыш не устал, активизируют его речевую практику, во второй части занятия, показав предмет и назвав его, следует стимулировать действия с ним.
Во втором полугодии (5 – 6 до 9 – 10 мес.) взрослый, развивая лепет ребенка, ставит задачу научить его понимать речь окружающих. С этой целью он неоднократно показывает предмет и называет его, употребляя лепетные слова. Чтобы лепет перешел в речь, малыша учат составлять слова из употребляемых им звукосочетаний. При произнесении слов «мама», «папа», «баба» и т.п. ребенок поворачивается в сторону человека, о котором идет речь. В процессе общения его внимание направлено на предмет или действие. В этот период малыш должен чаще слышать от взрослого вопрос «Где?».
После 6 месяцев, когда дети достигли больших успехов в хватании предметов, движение рук все более совершенствуются. Теперь ведущий вид деятельности – не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность. Взрослый организует «деловое» общение с ребенком по поводу манипуляции с игрушками. В процессе этих действий младенец узнает и запоминает названия предметов.
С 9 – 10 месяцев до года малыш, овладевая навыком речевого подражания, начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре, «Скажи: ля-ля топ-топ», - произносит взрослый, показывая шагающую куклу.
К году у малыша в активном словаре имеется около 10 слов, в пассивном – в 5 – 6 раз больше. В этот же период появляется умение обобщать предметы по внешним признакам. Это важная веха в развитии речи и мышлении ребенка. Часто он обобщает предметы по несущественным признакам: например, погладив кошку и повторив за взрослым «кхи, кхи» (киса, киса), так же называет меховую шапку, варежки, т.е. все мягкое и пушистое.
Овладение речевыми навыками на первом году жизни зависит не только от совершенства органа слуха, от сформированности речевых зон в коре больших полушарий и артикуляционного аппарата для воспроизведения звуков речи. Многое зависит от эмоционального состояния ребенка, удовлетворения его потребности в движениях, в освоении окружающего.
Ориентировка в окружающем у малыша связана в первую очередь с развитием его общих движений: умеет поднимать и удерживать в вертикальном положении голову, лежа на животе (к месяцу); хорошо удерживает голову, поддерживаемый под мышки; крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах (в 3 мес.); переворачивается со спины на живот (в 5 мес.); хорошо ползает (к 7 мес.); переступает вдоль опоры (к 8 мес.); ходит, придерживаясь руками за предметы (в 9 мес.); стоит самостоятельно (в 11 мес.); начинает самостоятельно ходить (в 12 мес.).
Вначале малыш не может менять положение своего тела. Взрослый кладет его на живот, на спину; поднимая вертикально, аккуратно придерживает за спинку. Это полезно для совершенствования не только двигательной активности, но и ориентировочных реакций. На их основе возникает знакомство ребенка с окружающим миром, а несколько позднее своеобразная манипулятивная деятельность с предметами.
Первые впечатления связаны с появлением чувственного опыта на ориентировочной, эмоциональной основе. Этот опыт начинает оформляться через слово взрослого. Ребенок понимает многие слова и выражения, но произносить их еще не может. Поэтому маленькие пользуются выразительной мимикой, указательными жестами, прибегают к «говорящим» взглядам на предметы, о которых они хотят спросить. Дети раннего возраста чувствительны и к мимике взрослого, к выражению его лица. Доречевые формы общения играют большую роль в познании окружающего и переходе к речи. У ребенка в конце первого и на втором году жизни должна возникнуть потребность спрашивать. Но первые вопросы младенец все же слышит от взрослого: «Где?», «Это что?» «Что там?», «Кто пришел (ушел)?», «Что ты хочешь?» и т.п. Они входят в жизнь малыша очень рано при повседневном общении с людьми, когда побуждают его что – то рассмотреть, за чем – то понаблюдать, что – то выполнить.
Постепенно в речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребенком чувственно. Чувственное и рациональное являются двумя сторонами единого процесса познания. Русский ученый И.М.Сеченов писал, что вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук, ребенок перестает быть, так сказать, привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по экологии "Вода - это жизнь!"
Я разработала проект по экологии,а также диагностику....
проект по экологии
проект по экологическому воспитанию детей...
Проект по экологии "Белая береза под моим окном"
Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....
Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...
Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»
Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.
Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...