Родительское собрание
методическая разработка на тему

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    Главными воспитателями своих детей являются родители.

    Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.

    И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектив детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

    Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более пяти лет в детских садах нашей области используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    Главными воспитателями своих детей являются родители.

    Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.

    И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектив детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

    Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более пяти лет в детских садах нашей области используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания.

 

Темы родительских собраний, где может быть использована нетрадиционная методика

Ясельная группа

“О здоровье — всерьез”

“Зачем детям нужна мама?”

“Об упрямстве и капризах”.

“Игра — не забава”.

Младшая группа

“Будем знакомы”.

“О гигиене и правилах хорошего тона за столом”.

“О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма”.

“Истоки доброты”.

Средняя группа

“Мужская рука” — собрание отцов.

“Путь к здоровью, силе, бодрости”.

“Пока не поздно” — о воспитании любви к природе.

“О любви к живому”.

Старшая группа

“Труд — лучший воспитатель”.

“Семейные традиции”.

“Азы воспитанности”.

“О слове, о речи, о культуре общения”.

Подготовительная группа

“Помочь учиться”.

“О воспитании интереса к чтению”.

“Искусство хвалить”.

Собрание бабушек и дедушек.

    Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    I. Анкетирование родителей по теме собрания. 

    Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

    II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. 

    Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

    Приглашения раздаются за неделю до собрания.

    III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. 

    Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

    IV Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания. 

    В конкурсах участвуют дети и родители.

    Педагог знакомит родителей с образцами работ.

    Все работы выставляются до начала собрания.

    Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

    V Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон. 

    VI Приглашение сказочного героя на собрание. 

    VII Написание плакатов по теме собрания. 

    VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания. 

    Распределение обязанностей по подготовке собрания:

ответственный за музыкальное оформление,

ответственный за организацию конкурса,

ответственный за проведение рейдов проверки,

ответственный за оформление группы и столов.

    Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

    На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

    На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

    Время проведения собрания — 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЮ СОБРАНИЯ

        I. Вступление. 

    Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.

    Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

        II. Дискуссия. 

    Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.

    Не следует упрекать и поучать родителей.

    Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.

    Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

    Беседу лучше вести при мягком освещении.

    Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

    Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

        III. Магнитофонные записи. 

    Включаются на разных этапах собрания.

        IV. Самоанализ. 

    Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

        V. Практическая часть. 

    Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.

        VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родите лей в жизни группы, успехи в воспитании детей. 

        VII. “Острое блюдо”. 

    Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

        VIII. Высказывания великих людей — в теме собрания. 

    На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

        IX. Работа с памятками. 

    Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

        Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера. 

        XI. Характеристика на детей “Ваши дети — наше мнение”. Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь — выдержать доброжелательный тон беседы. 

        XII. Конкурс на лучшее название. 

    Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.

        XIII. ОКНО — очень короткие новости. 

    Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

        XIV. Слово — эстафета. 

    Родители должны продолжать начатое ведущей предложение (“Мой ребенок будет успешно учиться, если я…”). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

        XV. Подведение итогов. 

    Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

        XVI. Заключительный этап собрания. 

    Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

    Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.

    Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собрании отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...