Значение игры для психического развития ребенка.( консультация для педагогов) Воспитатель Л.В.
статья по теме

Ульянова Лариса Васильевна

В этом материале раскрывается необходимость детской игры для психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igry_dlya_psihicheskogo_razvitiya_rebenka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры для психического развития ребенка

Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности детей. Именно в ней формируются основные психологические новообразования, подготавливающие переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин (1978, с. 277-278) пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка». В игре активно формируются нравственные основы будущего школьника. Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, способствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у детей умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов (Карпова, Лысюк, 1986).

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Дело в том, что сама роль несет в себе уже определенные правила, задачу, которую и выполняет ребенок. Как ни заманчиво дошкольнику посмотреть новую книгу, концерт, организованный другой группой, но если он, например, «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят («Иначе в жизни не бывает! Какой же он тогда пограничник?»). Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (3. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые в последние годы исследования в НИИ детского воспитания АПН РФ показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их. Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создает благоприятные условия и для развития движений ребенка. Дело в том, что, когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно воспроизводит опеределенные движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра, — подчеркивает А. В. Запорожец, — представляет собой первую доступную для ребенка форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям детей».

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский (1966, с. 74) писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное  значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.

          Консультация на тему:

        «Психическое       развитие                    

             в ролевой        игре.»

                                      Воспитатель: Ульянова Л. В.   

                        Межгорье 2009- 2010г.         

 

            Открытое занятие тема:

          « Веселые вагончики»

               (аппликация , 2 мл. группа)

                                                              Воспитатель: Ульянова Л. В.

                                                   Межгорье , 2011г.

    Программное содержание:

      Учить различать предметы прямоугольной, круглой и квадратной формы.

      Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту  в природе.

       Развивать эстетическое чувство.

       Закрепить навыки наклеивания, брать нужное количество клея, правильно держать кисть, пользоваться салфеткой.

       Учить работать в коллективе.

   Оборудование: клей, кисточки, клеенка, салфетка, лист ватмана с заранее нарисованной железной дорогой, паровозиком. Подносы с готовыми формами( квадрат, прямоугольник, круг), обручи, блоки Дьенеша.

                                        Ход занятия.

  -ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот на чем отгадайте:

                Не летает, не жужжит,

                Жук по улице бежит.

                И горят в глазах жука

                Два блестящих огонька.

               Что это? (машина)

- я водитель, а вы пассажиры, поехали!

                Мы едем, едем, едем

                В далекие края….

- Вот и первая остановка. Какая прекрасная полянка, выходите из машины.

- Что вы видите на полянке? (цветы, деревья, грибы)

- На чем еще можно ехать? (автобус, трамвай, троллейбус, газель…)

- А вот послушайте еще загадку.

                 Братья в гости снарядились

                 Друг за друга уцепились  

                 И помчались  в путь далек

                 Лишь оставили дымок. (поезд)

- правильно поезд. Но сегодня наш поезд веселый и вагончики в нем разноцветные. А вот какого цвета они могут  быть вы мне подскажите.

         Д. игра « Раз, два, три по цвету разложи»

                      « Раз, два, три по форме разложи»

- Ой, ребята пора нам отправляться. Так на чем мы поедем? (на поезде)

                Ду-ду-ду.

                Загудел паровоз

               Вагончики повез

               «чу-чу-чу, чу-чу-чу!

                  Далеко я укачу!»

           

                Вагончики зеленые

                 Бегут, бегут, бегут

                 А круглые колесики

                 Тук-тук, тук-тук, тук-тук!

- вот как быстро едет поезд. Мы уже приехали на нужную нам станцию, станция «Паровозная»

                  В поле лестница лежит

                  Дом по лестнице бежит

- Ребята, а что за лестница в поле лежит?(рельсы)

- Правильно, но здесь только поезд, а вагончики потерялись. Давайте мы с вами наклеим вагончики. Но нужно это сделать правильно. Пройдите за столы, послушайте и посмотрите.

-Прямоугольники - это вагончик, на него наклеиваем окно-квадрат по середине, а внизу колеса.

 -готовый вагончик наклеиваем на рельсы(сопровождаю показом)

 - детали намазываю клеем хорошо, но лишнюю капельку снимаю, пользуемся салфеткой, кисточку держим правильно.

    (дети рассаживаются по местам)

     Пальчиковая гимнастика.

- С чего мы начнем?

Практическая деятельность детей. ( в конце приводим рабочее место в порядок)

- А теперь мы полюбуемся, какой красивый поезд у нас получился. Вот паровозик сейчас посигналит и вагончики тронуться в путь!

- как поедет наш поезд?

    Дыхат. Гимнастика «Чух- чух-чух»

 - можно взять пассажиров. (зверей)

                                                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для психического развития ребенка

Игра-это основной вид деятельности у детей первого года жизни....

Значение игры для психического развития ребёнка

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняютс...

Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста.

Игра оказывает  большое влияние на формирование личности ребенка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она имеет важное значение в возникновении перви...

Значение игры для психического развития ребенка.

В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка. Проанализированы характерные особенности игры в дошкольном возрасте....

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....

Значение игры для психического развития ребенка.

Вопросом о влиянии игры на психическое развитие ребенка занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. К их числу можно отнести Выготского Л.С., Гарбузова В.И., Обухову Л.Ф., Эльконина Д....