Значение игры для психического развития ребенка.
статья по психологии (младшая, средняя группа)

Кошкина Александра Евгеньевна

Вопросом о влиянии игры на психическое развитие ребенка занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. К их числу можно отнести Выготского Л.С., Гарбузова В.И., Обухову Л.Ф., Эльконина Д.Б. и многих других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya5.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры для психического развития ребенка.

Вопросом о влиянии игры на психическое развитие ребенка занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. К их числу можно отнести Выготского Л.С. Гарбузова В.И., Обухову Л.Ф., Эльконина Д.Б., и мн. др.

Значение детской игры сложно переоценить. В играх ребенок наиболее эффективно готовится к жизни взрослых людей. С. Л. Рубинштейн подчёркивал: «Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни… Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития». Игру в детском возрасте нельзя заменить ничем другим, без нее невозможно развитие и воспитание ребёнка.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т. д.) до сюжетно-ролевых. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В предметных, конструкторских играх происходит развитие восприятия, памяти, мышления, двигательных навыков. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в них – имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать.

Игра способствует развитию воображения. В ней ребенок совершает прорыв из области реально существующего «здесь и теперь» в область воображаемого. В игре ребенок думает, учится смекалке, находчивости, предприимчивости. Игра – творчество. Игра раскрывает способности ребенка, учит использовать их.

К.Д.Ушинский высоко оценивая значение игры в развитии ребенка отмечает, что « в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни….В действительной жизни дитя не более как дитя – существо слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы, и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Основываясь на данные исследований в области психологии можно утверждать, что в процессе игры у дошкольника интенсивно развиваются не только отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Отмечается, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Дети легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное при условии, если оно вызвало у них интерес. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

Сюжетно-ролевые игры, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Игра может быть широко использована для обучения. В игре происходит формирование познавательного интереса, накапливаются знания, развиваются способности. Для активизации творческого мышления, развития творческих способностей, коррекции психических процессов могут быть использованы развивающие игры. В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. В игре дети не только развиваются, но и обучаются. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания ребенка, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем году он уже способен заменить в игре развёрнутые детальные действия обобщённым – жестом, обозначающим умывание или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже умылась») Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях в интеллектуальной сфере.

На рубеже первого и второго годов жизни игра становится сюжетно- отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Играя, дети впервые осуществляют интеллектуальную систематическую работу. У них развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, поэтому, играя, малыш всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную – ребенка и условную – взрослого. Это основное достижение игры.

Психологи в процессе исследований выявили, что в игре дети учатся общаться друг с другом, находить правильные решения в различных игровых ситуациях, которые потом переносятся в реальность. В игре развиваются лидерские способности, которые в обычной жизни формировать у детей сложно. Игра учит дисциплине и соблюдению правил поведения среди людей. В игре формируется самооценка ребенка, развивается его самосознание. Для детей с низкой самооценкой игра является отличным способом ее повышения. Выполнение ребенком в игре различных ролей, в том числе и ведущих, способствует развитию уверенности в себе и в своих силах.

Именно эти тенденции ставят игру на преимущественное место перед любой другой детской деятельностью. В ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Игра способствует развитию и раскрытию талантов у детей, особенно театрализованная игровая деятельность. Она развивает выразительность речи, способствует эмоциональному развитию. Игра «не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми».

Игра способствует развитию эмпатии, чувства сопереживания другим детям, взрослым, животным. В игре дети учатся не оскорблять проигравшего, не смеяться над ним, помогать тому, кто устал, кто не может справиться с ролью. Очень важна сюжетно-ролевая игра для преодоления у ребенка чувства эгоцентризма в социальных отношениях.

Игра является прекрасным средством снятия у детей психоэмоционального напряжения. В ней малыш может выразить свои эмоции, которые в обычной жизни взрослые ему не всегда позволяют проявлять: гнев, негодование, недовольство. Она несет компенсаторную функцию: в игре на время слабый может стать сильным, трусишка - храбрецом.

Игра является и способом коррекции поведения детей при проявлении у них агрессивных реакций. По мнению Эриксона Э., в игре «осмысливаются реальные проблемы и переживания ребенка». Игра - это жизнь детей. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Таким образом, игра способствует развитию всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для психического развития ребенка

Игра-это основной вид деятельности у детей первого года жизни....

Значение игры для психического развития ребенка.( консультация для педагогов) Воспитатель Л.В.

В этом материале раскрывается необходимость детской игры для психического развития....

Значение игры для психического развития ребёнка

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняютс...

Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста.

Игра оказывает  большое влияние на формирование личности ребенка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она имеет важное значение в возникновении перви...

Значение игры для психического развития ребенка.

В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка. Проанализированы характерные особенности игры в дошкольном возрасте....

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....