Работа с родителями
статья (старшая группа) на тему

Дубакова Валентина Владимировна

 Детство-это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности,но и нехватка общения,неуверенность в себе, недостаток любви,тепла и понимания,а зачастую и собственный опыт лишений, при сравнении своей жизни с чьим-то благополучным существованием, вызывают у ребенка чувство беспокойства, обиды.  .Ребенок,познавая мир, познает его вне себя, а его внутренний мир остается закрытым для него. Ему даже не приходит в голову задуматься о действительных мотивах своих поступков, разобраться в своих желаниях, чувствах..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Приемы работы с родителями47 КБ

Предварительный просмотр:

                     Приемы работы с родителями  

«Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было».                       А.Н.Толстой.

Детство-это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности,но и нехватка общения,неуверенность в себе, недостаток любви,тепла и понимания,а зачастую и собственный опыт лишений, при сравнении своей жизни с чьим-то благополучным существованием, вызывают у ребенка чувство беспокойства, обиды.  .Ребенок,познавая мир, познает его вне себя, а его внутренний мир остается закрытым для него. Ему даже не приходит в голову задуматься о действительных мотивах своих поступков, разобраться в своих желаниях, чувствах..

Поэтому существенным моментом подготовки детей к жизни вообще, и к школе в частности, является психологическая подготовка: научить адаптироваться в новой среде, анализировать свои эмоции и управлять ими. В семье человек рождается, растет, воспитывается. Здесь он черпает первые познания о сложном окружающем мире. И первыми его самыми добрыми, любимыми и любящими наставниками становятся мать и отец. Они учат ребенка говорить, ходить, трудиться, жить среди людей.

     Право называться настоящим отцом, матерью получают лишь те родители, которые желают, умеют и стремятся вырастить и воспитать своих детей в соответствии с высокими нравственными требованиями, которые предъявляет общество.

     Старая индийская пословица гласит: «Покажи мне,как ты воспитываешь детей, и я скажу, что у тебя на уме».

     Светлое время детства, каким его принято считать, в сущности не является безоблачным. Этому возрасту, также как и всякому другому, присущи свои радости, горести, приобретения и потери-и своя работа.Мы не всегда сознаем значимость этой работы.Нам только кажется, что малыш играет, а по существу он работает. И работа у него очень нужная и совсем нелегкая.

Для входящего в жизнь малыша она начинается с самого трудного-с познания. Малыш постоянно находится в прцессе познания. Через непосредственно ощущаемое, видимое, слышимое у него формируется отношение к окружающей реальности,его осмысление.

Мир души ребенка глубок и многогранен,и очень важно, помня об этом, учитывать движение и развитие души малыша, которая нуждается в духовной пище, и прежде всего, в доброте и справедливости. Чтобы постоянная учеба ребенка давала желаемые положительные результаты,ему нужны участие, внимание и понимание.

     Детский сад, как правило, положительно действует на воспитание ребенка, особенно, если ребенок единственный в семье. В детском саду, в кругу сверстников он привыкает к жизни в коллективе,приобретает независимость от родительской опеки. Стремясь к, самостоятельности, он все чаще пользуется знаниями, полученными вне дома. Следствием растущей независимости шестилетнего малыша становится стремление к совершению добрых поступков.

     Шестилетний возраст-это такой рубеж, когда у малыша начинают меняться приоритеты. Дети этого возраста обладают некоторым опытом, умеют отличить реальное от нереального.Особое значение для них имеют и оказывают суждения людей, которые являются самыми близкими и авторитетными. Это родители, воспитатели детских садов, не последнюю роль начинают играть сверстники и старшие дети.

     Почему вопрос о формировании у родителей чувства ответственности за воспитание детей стоит в детском саду более остро,чем в школе? Потому,что чем меньше ребенок,тем более он восприимчив к влиянию. В этот период и у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к школе не только ребенка, но и родителей,обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя.

     Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания, либо, в лучшем случае, руководствуются опытом своих родителей, не утруждая себя приобретением научных педагогических знаний. Иногда приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали-воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!» Поэтому воспитателю надо уделять особое внимание в работе с семьей. Родители в первую очередь должны быть осведомлены, какие требования предъявляются к ребенку определенного возраста,т.е. что дети должны «Знать» и «Уметь».

     Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлен «Уголок для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей. Методы работы с родителями могут быть разными по форме, но направлены на решение одних тех же задач:

  1. «Давайте познакомимся»- на этом этапе знакомство родителей с образовательными программами.

     2.«Давайте подружимся»-на этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары   

    3. «Давайте узнавать вместе».-на этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.

Приемами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Воспитатель вырабатывает для себя конкретные формы корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

     Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей и доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.
  2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М. , 1991, -179 с.
  3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
  4. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. - М. , 1992-154 с.