Работа родительских клубов в системе экологического воспитания
материал по теме

Положительные результаты в воспитание ребенка - можно достичь в согласованных действиях педагогов и семьи....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа родительских клубов в системе экологического воспитания

        Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью. Мамы, папы, Бабушки и дедушки – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы нравственных ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к ответу детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать. Что показывал отец.

        Безусловно, положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий педагогов и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. И детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.  От  качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей,  а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

        Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по - разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человеком, в обществе – другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо. Перед родителями стоит сложная задача направлять детей, оберегать и контролировать их, а также руководить ими и в тоже время делать это так, чтобы по мере взросления дети становились все более и более самостоятельными. Самым важным показателем качества родительства, большинство специалистов в области детско-родительских отношений считают зрелость, компетентность матери и отца, проявляющиеся в гибкости, адаптивности, изобретательности их родительской позиции (А.Бодалев, А.Варга, Е.Матейчик. О.Семегина, Г. Хоментаускас и др.)

        Свою работу по экологическому воспитанию с родителями  мы начали  с поэтапного обследования семей (анкеты, опросники,  наблюдения, беседы, диагностика семьи)  значительное место в изучении семей воспитанников сыграли рисуночные тесты, которые использовал психолог. Рисунки детей своей семьи наглядно демонстрировали особенности взаимоотношений в семье и помогли составить более точный ее психологический портрет.

        Работа по изучению и анализу особенностей семей завершилась разработкой форм взаимодействия с каждой категорией семей, определились темы, как индивидуальных, так и групповых консультаций, роль и место каждого специалиста в работе с семьей.  Эколог, педагог- психолог, социальный педагог, специалист по развитию речи работают по проблеме экологии в тесном взаимодействии. В работе с родителями мы используем разные формы и принципы.

        Большое место нами уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

– проведение тематических родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);

– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

– участие родителей в спортивных и музыкальных экологических праздниках, совместное озеленение территории детского сада;

– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет

- проведение совместных природоохранных акций: «Дети дарят городу цветы», «Ярмарка цветов», «Зелень городу к лицу». «Архитекторы птичьих гнезд».

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

        Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе,  эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа),  материал в которых должен постоянно обновляться.

        В нашем детском саду мы организуем  выпуск экологической газеты для родителей, которая носит познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функцию.

        В процессе работы с родителями мы пришли к выводу, что наиболее удачной формой работы являются родительские клубы. Они хорошо зарекомендовали себя в отличие от устаревших форм типа родительских собраний, где общение основано по схеме назидательно – поучительно. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

В клубе людей объединяют общая проблема и совместные поиски оптимальных форм ее решения. Мы тщательно продумываем организацию мероприятия, виды наглядности, решаем какой вид деятельности можно показать, как иллюстрацию проблемы (показ видео или показ детей непосредственно в группе). Занятия родительского клуба проводятся в течение года. На год планируется 6-8 заседаний, которые могут быть объединены единой темой. Время проведения каждого заседания 1,5-2 часа. Семейные клубы – динамичные структуры, они то сливаются в один большой, то дробятся на более мелкие. Все зависит от тематики очередной встречи.

 Работа родительского клуба планируется следующим образом:

1.Тема, цель занятия. Четко определяем тему и ставим задачи, которые будут решаться на занятии клуба. Разрабатываем приглашения и памятку по теме заседания.

2.Теоретическая часть. Даем информационный материал с рядом практических советов, которые в конце зачитываются.

3.Практическая часть. Очень разнообразна и зависит от темы и цели занятия. Используем тренинговые упражнения и игры на знакомство, общение, а также упражнения, соответствующие тематике (их может быть 1-2 и т.д.), разыгрывание проблемных ситуаций, анализ и решение ситуаций, дискуссия, различные задания на самоанализ с возможными вариантами ответов, конкурсы и т.д.

4.Заключительная. Родители делятся впечатлениями, ответив на вопрос: «Что именно было полезным на сегодняшнем занятии?» Даем задание на следующие занятия: наблюдение за ребенком, заполнение анкеты и т.д., предлагаем краткие рекомендации в виде памятки.

        Такая работа с семьей способствует повышению экологической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье и налаживанию тесного сотрудничества с родителями.

Как воспитать у ребенка любовь к природе.

(Сценарий заседания родительского клуба)

Цель: Обогатить педагогические знания родителей по экологическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом.

Задачи:

- способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и ДОУ;

- убедить родителей в важности экологического воспитания;

-способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Участники: родители группы детского сада (12 человек); старший воспитатель; педагог – психолог; воспитатели групп.

Подготовка к проведению:

- изучение литературы по данной теме;

-оформление приглашений;

- разработка рекомендаций «Как воспитать у ребенка любовь к природе»;

- выставка игр по воспитанию у детей любви к природе

Ход встречи:

Ведущий приветствует гостей, сообщает о цели мероприятия и о том, что заседание пройдет в форме устного журнала по следующим рубрикам.

  1. «Это актуально».

Дорогие папы и мамы! Одним из важных вопросов воспитания и образования дошкольников является проблема воспитания у детей любви к природе. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы – общего для нас и других живых существ  (животных, растений и даже микроорганизмов) Дома. С общим Солнцем, что нас согревает, с общей Землей, что всех нас кормит, с общей Водой, что утоляет нашу жажду, с общим Воздухом, которым мы все дышим. Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Вопрос родителям: Какие качества необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он вырос гуманным  человеком по отношению к природе? (Ответы родителей).

В работе с детьми по экологическому воспитанию детей можно условно выделить три направления:

-знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок,  использования литературных произведений и периодических изданий;

- формирование созидательных начал у детей в различных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;

-формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая « книга жизни»

2. «Предлагаем обсудить».

Вопрос родителям: Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании у ребенка любви к природе – семье или детскому саду?

(Ответы родителей).

Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. И прав был В.А.Сухомлинский, когда говорил, что воспитание детей – это труд, причем труд очень кропотливый. Отец и мать самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребенок берет пример, которым он подражает, по которым он строит свое поведение.

Народная мудрость гласит: «Дитятко что тесто, как замесил, так оно и выросло».

Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость, и счастье?

Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, ребенок унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. И в наше непростое, жестокое время, когда насилие, убийства так часто происходят вокруг нас, правильно воспитывать ребенка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, а уже потом и на воспитателя детского сада.

Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным или заботливым и внимательным.

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

  1. Давайте поиграем!

Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Ведущий. Лесная тишь полна своих чудес.

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка – это лес.

Ты эту сказку сохрани:

Не рви, не мни и не спугни.

Конкурс. «Вопрос – ответ».

– Почему лес называют зеленой аптекой?

– Какие цветы расцветают ранней весной?

– При каких заболеваниях используется липа?

– Где уши у кузнечика?

– У какой птицы зимой появляются птенцы?

– Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

– Какую траву любят кошки?

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

– Какая ягода заменяет лимон?

– При каких заболеваниях используется мята перечная?

Ведущий. Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!

                       

  1. «Советы специалиста» (педагога – психолога)

Родителям предлагаются рекомендации «Как воспитать у ребенка любовь к природе»

- Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.

- Помните, природа – наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.

- Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.

-Учите детей правильному общению с живыми существами.

- Доведите до сознания ребенка,  что измятая травка, сорванный цветок – живые, от грубого и жестокого отношения им больно.

- Учите детей не причинять живому зла. Помогать всему живому.

- Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.

-  Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем. Кто в этом нуждается.

- Учите исправлять свои ошибки.

- Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.

- Не унижать  своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.

- Придумывайте вместе с детьми сказки. Рассказы о доброте.

- Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.

- Разучите пословицы:

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помнится.

Доброму везде добро.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добро помни, а  зло забывай.

  1. Это должен знать каждый.

Берегите и охраняйте природу.

Помните:

Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

6. Создаем копилку полезных советов. 

(проведение в форме «слово-эстафета») Предложить родителям составить свод правил поведения в природе, которые помогли бы воспитать у ребенка любовь и бережное отношение к природе.

Уважаемые родители! Мы не прощаемся с вами, а с нетерпением ждем новой встречи с вами и надеемся тесно сотрудничать с вами в будущем. Надеемся, что наши встречи помогут вам в воспитании ваших детей. Желаем успехов!    (В конце каждому родителю выдается сертификат).

     

Первухина Е.А., воспитатель МБДОУ№43 «Тюльпанчик» г. Междуреченск, Кемеровская обл.

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами,  формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец.

 (В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...

План работы родительского клуба "Родительская пятница" Младшей группы №9 На 2021 -2022 год

План работы родительского клуба"Родительская пятница"Младшей группы №9На 2021 -2022 год...

«Экологическая тропа в системе экологического воспитания»

В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности ч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Система экологического воспитания дошкольников в рамках работы инновационной площадки «НАШ Зеленый детский сад»

Данна методическая разработка содержит информацию по организации образовательного процесса в детском саду по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...