Консультация воспитателя МБОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Чернышевой Татьяны Ивановны на тему: «Малыши в период адаптации»
статья (младшая группа) по теме

 

Консультация воспитателя МБОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Чернышевой Татьяны Ивановны

 на тему: «Малыши в период адаптации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_chernysheva.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Малыши в период адаптации

     Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хотя на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от ерика новенького.

     Период привыкания детей неизменно сложная проблема. В настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно- практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровня общения с взрослыми и др. Необходимо заметить относительно спокойно  протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основании личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизвестные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт

По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполниться 1,5 – 2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его. С трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.

     У детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в третьих можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.

     Ребенку, в первые дни посещения, все не знакомо . К каждому помещению групповой комнаты ему необходимо привыкать постепенно.

Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается – до обеда или до укладывания на сон.

     Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок – невероятное облегчение и чувство голода.

     Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило через 3-4 дня ребенок заболевает. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа.

     Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего приема, тщательно обрабатывать не  только посуду, горшки, но и игрушки.

Ответственность за эти мероприятия несет старшая медсестра.

    Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам.

    По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

  1. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему:  громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех кто оказывается рядом. Они то просятся на руки  к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 мин с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течении 20-30 дней.
  2.  вторая группа – которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов в сторону и забиться в ближайший угол, эти дети находятся в крайнем напряжении, они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
  3. в третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Такой карапуз первое время совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается. Но длится это совсем не долго, не более 2-3 дней. Теперь уже, увидев издали детский сад он впадает в отчаяние, и по стилю поведения походит на детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависят от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, с удовольствие идет на контакт с чужими людьми. Так же легко адаптируются дети, которых родители часто оставляют на попечение соседки, отвозили к бабушке, дети живущие в коммунальных квартирах.

     Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком отгородившись от всего света, во время прогулок мама обходит стороной шумные  детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь. В некоторых семьях папы до ночи находятся на работе, а мамы целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым.

     Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке ребенок может быть напуган на столько, сто иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, перестает разговаривать .Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях, надолго нарушается характер и длительность сна.

     Проходит время (у каждого свое), и адаптационны период заканчивается. После ухода мамы ребенок быстро успокаивается начинает кушать, реже плачет.

 Опыт практиков, описывающих поведение детей в этот период, свидетельствует о том, что следует следующим образом выстраивать систему потребностей ребенка этого возраста.

  1. ступень это ребенок и его мама

 Их тесная взаимосвязь – основы успешного развития будущей личности. Пытаясь создать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы впервую очередь не имеем право отрывать его от матери

  1. расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми.

Ребенок начинает воспринимать того или иного взрослого через призму маминого восприятии. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, малыш тоже улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт. Такая оценка взрослого ребенком происходит мгновенно и стойко удерживается долгое время. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет происходить знакомство ребенка своспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

  1. Ребенок начинает проявлять интерес к объектам и предметам ближайшего окружения

Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка. Чем общение сверстников ( конфликты у детей из-за игрушек)

  1. Формирование взаимоотношений между сверстниками

Хочется заметить – прогулка для малышей необходима это своеобразная передышка они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, наоборот, надевают свою, знакомую. На участке дети почти не плачут, воспитатель имеет возможность уделить больше времени поговорить с новенькими, погулять с ними по площадке.

    Проблема адаптации –это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей -  правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать поощрять его в период адаптации. Задача Воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для малышей в период адаптации к детскому саду

Игры разработаны на основе материалов из книг  З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой.  Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...

Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"

Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего в...

Как помочь своему малышу в период адаптации к детскому саду.

Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. Что происходит с малышом в этот период, и как можно помочь ему -  информация для МАМ....

Улыбка малыша в период адаптации к детскому саду.

Данный проект был создан в рамках районого конкурса "Календарно-тематическое планрование: мой лучший проект"....

Консультация для родителей «Улыбка вашего малыша в период адаптации в детском саду»

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активн...

Консультация для родителей по теме: «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?»

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и психол...