Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»
консультация (младшая группа) на тему
Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего возраста и их родителей к дошкольному образовательному учреждению. Используется на втором этапе, когда родители уже знакомы с педагогами, нормативными документами и многими административными вопросами нашего детского сада. К этому времени родители уже готовы получить конкретные рекомендации по адаптации и их непосредственном участии в данном процессе. Цель коллективной консультации: помочь родителям осознать свою роль в процессе адаптации малыша, основанную на сотрудничестве с воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kollektivnoy_konsultatsii.doc | 69.5 КБ |
3._ulybka_malysha_v_period_adaptatsii_k_dou.ppt | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий коллективной консультации
«Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»
для родителей детей младшей группы «Солнышко».
Цель:
помочь родителям осознать свою роль в процессе адаптации малыша к условиям детского сада, основанную на сотрудничестве с воспитателями.
Материалы и оборудование:
мяч набивной, проектор, ноутбук, экран, презентация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду», памятки и анкеты по количеству родителей.
Ход консультации:
1. Вводная часть
- Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как может проходить адаптация ваших малышей в детском саду. Какие «подводные камни», а может просто особенности ждут вас и вашего малыша в этом интересном процессе. Но, сначала поиграем. Ведь мы в детском учреждении, поэтому играть мы с вами и с вашими детьми будем на протяжении всего периода дошкольного детства.
Родители встают в круг. Игра «Ассоциации».
- Каждый из вас когда-то был…ребенком. Почти все ходили в детский сад. Сейчас я предлагаю вам превратиться в маленьких девчонок и мальчишек, вернуться в ваше детство и вспомнить как там, в детстве, все было. Ваша задача – одним словом или короткой фразой передать нам ассоциацию со словосочетанием «детский сад».
Родители, передавая мяч, высказывают свои мысли.
- А сейчас, мы вернемся в настоящее. Сейчас вы все уже солидные и успешные взрослые и родители. Изменилось ли ваше отношение к словосочетанию «детский сад»?
Родители, передавая мяч, высказывают свои мысли. Затем садятся полукругом перед экраном.
2. Основная часть
Слайд № 1.
- Предлагаю вам сегодня обсудить возможную модель адаптации вашего малыша. Мы хотим, чтобы ваш малыш (и вы тоже) как можно спокойнее вошли в новый этап вашей семейной жизни – «дошкольное детсадовское детство»
Слайд № 2.
- Обычно ребёнок адаптируется к жизни вообще в среде своей семьи. В этом ему помогают самые близкие и любящие люди, которые в дальнейшем становятся образцом в поведении, в манере общения, в пристрастиях и привычках. Но вот наступает такой период, когда одной семьи для развития Человека становиться мало, и взрослые начинают знакомит ребенка с социумом. Сначала – друзья и знакомые, затем – игры во дворе. И вот – детский сад. В некоторых случаях поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и дети не всегда успешно с ней справляются. Что же такое «адаптация»?
Адаптация (от латинского «приспособление») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, возможны расстройства сна и аппетита.
Чтобы избежать осложнения первого этапа и обеспечить оптимальное течение адаптации мы, педагоги детского сада, обеспечиваем постепенный переход ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение.
Слайд № 3.
- Какие же задачи стоят перед вами, уважаемые папы и мамы? Первая задача - формировать положительное отношение к воспитателю как к интересному, доброму взрослому; вторая - быть активным помощником в решении текущих задач на каждом этапе вхождения ребенка в социум детского сада. Почему же так важно ваше положительное отношение к воспитателю? Дело в том, что ребенок в таком нежном возрасте доверяет, и будет доверять тому взрослому, которому будете доверять вы. Ваш малыш еще не умеет анализировать и прогнозировать ни свое поведение, ни, тем более, чужое. Поэтому, главное здесь – положительные эмоции. Почему быть помощником? Потому что никто лучше вас сейчас не знает вашего ребенка, его привычек, реакций на что-либо, особенностей в поведении. Воспитатель знает, с чем придется столкнуться вашему малышу в ходе адаптации, а вы знаете, какие ресурсы есть у вашего малыша, для того, чтобы вхождение в среду сверстников было наиболее лучшим.
Слайд № 4.
- Вашему вниманию предлагается модель или последовательный алгоритм вхождения вашего ребенка в социум дошкольного учреждения. Вы видите пять этапов, которые помогут вашему ребенку посещать детский сад с улыбкой. Есть особенные дети, которые «переживают» эти этапы стремительно и абсолютно безболезненно. Сегодня вы получите анкеты, заполнив которые сможете самостоятельно сделать прогноз адаптации своего ребенка (Приложение № 1) А сейчас рассмотрим подробнее каждый этап.
Слайд № 5.
- Что вы видите на схеме? Воспитатель контактирует со взрослым, а с ребенком – только улыбка и взгляд. Кто из вас, посещая наш детский сад ранее, уже прошел этот этап?
Психолог вовлекает в диалог родителей, предлагая им придумать темы для разговора с воспитателем на данном этапе.
- Особенностью данного этапа является поведение родителя по отношению к воспитателю и детям. Важно, чтобы мама или папа показали свое доброжелательное отношение и доверие.
Слайд № 6.
- На данном этапе от родителя требуются активные действия. Приведите, пожалуйста, примеры, каким образом вы можете помочь вашему малышу включиться в деятельность? Кто будет главным в этот момент в группе? Почему?
Психолог вовлекает в диалог родителей, предлагая им для обсуждения ситуацию.
Представьте себе, что мама с ребенком заходит в группу, а дети вместе с воспитателем убирают настольные игры в шкафы и готовятся к зарядке. Мама берет стульчик и садится, обнимая своего малыша, прижимая его к себе. Что чувствует ребенок в этой ситуации? Поможет ли данный эпизод формированию положительного отношения к сверстникам и вообще к детскому саду. Что нужно исправить в этой ситуации? Почему?
Особенностью этого этапа является тактичность родителя во взаимодействии с воспитателем. Воспитатель – главный из взрослых в группе, родитель – его помощник, а ребенок (с его согласия!) – помощник мамы. То есть родитель передает часть своих полномочий по защите и обеспечению порядка вокруг своего малыша воспитателю. Дома родитель подчеркивает, как им интересно было в детском саду, можно проиграть все ситуации с игрушками.
Слайд № 7.
Следующая схема показывает, что родитель взаимодействует на равных и с ребенком, и с воспитателем. То есть он становиться «родителем» только при непосредственном обращении ребенка к нему, увеличивая дистанцию, перепоручая ребенка воспитателю. Папа или мама исполняют роль сверстника ребенка – играют и общаются, показывая «модель поведения в группе» своему малышу.
Как вы думаете, какие сложности могут возникнуть на данном этапе адаптации? Что нужно вам помнить в это время?
Психолог вовлекает в диалог родителей, задавая им вопросы, предлагая проанализировать возможные трудности.
Как вы думаете, уважаемые родители, какой будет следующий этап?
Слайд № 8.
- Особенностью данного этапа является то, что родитель имеет полное право и возможность (если предыдущие этапы закончились успешно) отлучиться на короткий срок. К этому времени у ребенка должно сформироваться представление о том, что есть дела, которые его любимый родитель должен делать без его присутствия. Здесь более сильным внутренним настроем, как показывает практика, должен обладать взрослый. Родитель должен предупредить ребенка об уходе на небольшое время спокойно, без заискивающих и просящих интонаций, сославшись на такую деятельность, которая понятна малышу (позвонить, в магазин, за документами и т.п.). Важно учитывать заинтересованность ребенка процессом игры или другой деятельности.
- Как вы считаете, если ребенок стал капризничать и плакать при прохождении данного этапа, успешно ли он прошел предыдущие ступени адаптации? Какие еще факторы могут влиять на неблагоприятный исход в этой ситуации? Как предупредить слезы и негативные эмоциональные состояния на данном этапе адаптации.
Слайд № 9.
- Заключительный этап адаптации предполагает сон в детском саду. Опыт показывает, что дети, соблюдающие режим дома (а дневной сон входит в режим ребенка дошкольного возраста), намного спокойнее и без особых проблем ложатся спать (или «отдыхать») и в саду. Здесь нельзя забывать об особенностях засыпания и сна именно вашего ребенка. Рассказав воспитателю все тонкости данного процесса, вы поможете благополучно адаптироваться вашему малышу.
Слайд № 10.
- Каждый ребенок индивидуален, поэтому и процесс адаптации вашего малыша будет зависеть от его индивидуальных особенностей и, конечно, от нас, взрослых. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период будет проходить сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками, а шум и громкие разговоры сверстников раздражают его. Если он и умеет сам кушать, раздевается, то делает это медленно, отстает от всех. Естественно, все это накладывает свой отпечаток на его отношения с окружающим. Такому ребенку нужен более длительный период адаптации, а родителям нужно набраться терпения.
Слайд № 11.
- Выполняя следующие рекомендации, вы сохраните психическое здоровье не только своего любимого малыша, но и своё (Приложение № 2).
Слайд № 11.
- Я желаю вам успехов в воспитании ваших малышей. Охраняйте их нервную систему, окружайте их любовью. Только при таких условиях вы сможете увидеть улыбку вашего малыша в период адаптации.
3. Заключительная часть.
Психолог предлагает родителям «оставить свои впечатления» от встречи на специальных бланках «Закончи предложение» (Приложение № 3), которые не только помогают родителям провести рефлексию, но и психологу узнать результаты своей деятельности.
Родителям раздаются анкеты и памятки.
Приложение №1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Готовность ребёнка к поступлению в детский сад»
Фамилия имя ребёнка____________________________
1. Какое настроение преобладает у ребёнка?
* бодрое, уравновешенное – 3
* раздражительное, неустойчивое – 2
* подавленное – 1
2. Как Ваш ребёнок засыпает?
* быстро (до 10мин.) – 3
* медленно – 2
* спокойно – 3
* неспокойно – 2
3. Что вы делаете, чтобы ребёнок заснул?
* дополнительное воздействие – 1
* без воздействия – 3
4. Какова продолжительность сна ребёнка?
* 2 часа – 3
* менее 1 – 1
5. Какой аппетит у Вашего ребёнка?
* хороший – 4
* избирательный – 3
* неустойчивый – 2
* плохой – 1
6. Есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки?
* сосёт палец, раскачивается (др. указать) – 1
* нет отрицательных привычек – 3
7.Интересуется ли Ваш ребёнок игрушками?
* да – 3
* нет – 1
* иногда – 2
8. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
* да – 3
* нет – 1
* иногда – 2
9. Как Ваш ребёнок играет?
* умеет играть самостоятельно – 3
* не всегда играет сам – 2
* не играет сам – 1
10.Взаимоотношения со взрослыми?
* легко идёт на контакт – 3
* избирательно – 2
* трудно – 1
11.Взаимоотношения с детьми?
* легко идёт на контакт – 3
* избирательно – 2
* трудно – 1
12. Отношение ребёнка к занятиям: внимателен, усидчив, активен
* да – 3
* нет – 1
* не всегда – 2
13.Есть ли у ребёнка уверенность в себе?
* есть – 3
* не всегда – 2
* нет – 1
14.Есть ли опыт разлуки с близкими?
* переносит разлуку легко – 3
* тяжело – 1
15.Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?
* есть – 1
* нет - 3
ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ:
55 – 40 баллов – готов к поступлению в детский сад, адаптация пройдёт успешно
24 – 39 – условно готов
1 – 24 – не готов посещать детский сад
Приложение № 2
Рекомендации для родителей:
- ЕСЛИ ВЫ СОЗДАДИТЕ В ДОМЕ СПОКОЙНУЮ ОБСТАНОВКУ - ВАШ МАЛЫШ БУДЕТ САМ СПОКОЕН И УВЕРЕН.
- С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К НЕМОТИВИРОВАННЫМ КАПРИЗАМ МАЛЫША – ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ ЕГО ЖЕЛАНИЯ.
- ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ БОЛЬШЕ ГУЛЯТЬ С РЕБЕНКОМ, ТО ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ СНИМИТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
- ВЕЧЕРОМ, ПОРАНЬШЕ УКЛАДЫВАЙТЕ ЕГО СПАТЬ ПОСЛЕ ВОДНЫХ ПРОЦЕДУР, ЧИТАЯ УЖЕ ПОЛЮБИВШИЕСЯ КНИГИ.
- БУДЕТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ЕСЛИ ВЫ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ В ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ОТ ПОХОДОВ В ГОСТИ, ПАРИКМАХЕРСКУЮ, ПОЛИКЛИНИКУ.
- РЕБЕНОК БУДЕТ ДОВЕРЯТЬ ПЕДАГОГАМ В САДИКЕ, ЕСЛИ ВЫ ПОКАЖЕТЕ ЕМУ СВОЕ ДОВЕРИЕ: СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ И ЭМОЦИЯМИ, РАССКАЗЫВАЯ ПРИ РЕБЕНКЕ О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРВЫЕ ДНИ.
Приложение № 3
Рефлексия для родителей «Закончи предложение»
1. | Сегодня у меня сложилось впечатление, что… | |
2. | Я бы хотел(а) сказать, что… | |
3. | Подобные встречи с психологом… |
Литература:
- С. Теплюк. Улыбка малыша в период адаптации. Журнал «Дошкольное воспитание» - 2006. - № 3,4.
- Н.В. Соколовская. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендация. Волгоград: Учитель, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АДАПТАЦИЯ - ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. - ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ К НОВЫМ НОРМАМ, УСЛОВИЯМ И ПРИНЦИПАМ В ОБЩЕСТВЕ.
Главные задачи родителей: Формировать положительное отношение к воспитателю как к интересному, доброму взрослому. Быть активным помощником в решении текущих задач на каждом этапе вхождения ребенка в социум детского сада.
ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ: 1 этап: воспитатель родитель (ребенок) 2 этап: воспитатель родитель + ребенок 3 этап: воспитатель родитель ребенок 4 этап: воспитатель ребенок (родитель) 5 этап: воспитатель + ребенок
1 этап АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ: РОДИТЕЛЬ БЕСЕДУЕТ С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФАКТИЧЕСКИ НЕ ВОВЛЕКАЯ В КОНТАКТ РЕБЕНКА (!) РОДИТЕЛЬ РЕБЕНОК ВОСПИТАТЕЛЬ
2 этап АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ: РОДИТЕЛЬ БЕСЕДУЕТ С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ПРИНИМАЕТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ, ВКЛЮЧАЯ В КОНТАКТ РЕБЕНКА. РОДИТЕЛЬ РЕБЕНОК ВОСПИТАТЕЛЬ
3 этап АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ: РОДИТЕЛЬ РЕБЕНОК ВОСПИТАТЕЛЬ РОДИТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ АКТИВНО ЗНАКОМЯТ РЕБЕНКА С ГРУППОВОЙ КОМНАТОЙ (!?!)
4 этап АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ: РОДИТЕЛЬ РЕБЕНОК ВОСПИТАТЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬ АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С РЕБЕНКОМ. РОДИТЕЛЬ ОТЛУЧАЕТСЯ НА КОРОТКИЙ СРОК.
5 этап АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕБЕНОК ВОСПИТАТЕЛЬ РЕБЕНОК АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С ВОСПИТАТЕЛЕМ: КУШАЕТ, ИГРАЕТ, ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБАМИ, ПРИУЧАЕТСЯ СПАТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ АДАПТАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВАШЕГО МАЛЫША.
ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ВАЖНО: СОЗДАТЬ В ДОМЕ СПОКОЙНУЮ ОБСТАНОВКУ. С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К НЕМОТИВИРОВАННЫМ КАПРИЗАМ МАЛЫША. БОЛЬШЕ ГУЛЯТЬ, СНИМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ. ВЕЧЕРОМ ПОРАНЬШЕ УКЛАДЫВАТЬ СПАТЬ ПОСЛЕ ВОДНЫХ ПРОЦЕДУР. КАК МОЖНО МЕНЬШЕ ХОДИТЬ В ГОСТИ, ПАРИКМАХЕРСКУЮ, ПОЛИКЛИНИКУ. СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ И ЭМОЦИЯМИ, РАССКАЗЫВАЯ ПРИ РЕБЕНКЕ О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРВЫЕ ДНИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ЛЮБИМЫХ МАЛЫШЕЙ!
ЛИТЕРАТУРА: 1. С. Теплюк. Улыбка малыша в период адаптации. Журнал «Дошкольное воспитание» - 2006. - № 3,4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для малышей в период адаптации к детскому саду
Игры разработаны на основе материалов из книг З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой. Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...
Как помочь своему малышу в период адаптации к детскому саду.
Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. Что происходит с малышом в этот период, и как можно помочь ему - информация для МАМ....
Улыбка малыша в период адаптации к детскому саду.
Данный проект был создан в рамках районого конкурса "Календарно-тематическое планрование: мой лучший проект"....
Консультация для родителей «Улыбка вашего малыша в период адаптации в детском саду»
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активн...
Улыбка малыша в период адаптации в детском саду
В 2021 г. я совместно со своими коллегами Силютиной Д.В и Рей М.С участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада: "Улыбка мал...
Статья "Улыбка малыша в период адаптации в детском саду"
проведение проекта по адаптации...