Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
статья (старшая группа) по теме

 

В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.

В связи с этим задача семьи – это развитие у ребенка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Задача вполне доступная. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Ой, красивый жучок!» Но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание.

Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком, бабочкой, жучком, будет бережным, постарается не повредить.

Как же можно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.

Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо. Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими облаками. Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные, а у березки – золотистые. Как много оттенков в осеннем лесу».

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету, форме, узору, заставляет ребенка бережнее к ней относится. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.

Большое значение имеет развитие у ребенка активного выборочного отношения к предметам и явлениям. То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что также способствует активизации его эстетического отношения к окружающему.

Ну и конечно, большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию.

Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно к его творчеству.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребенка. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так. Самое главное – вовремя заметить тягу к творчеству и поддержать. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.

 

Народное декоративно-прикладное искусство: Хохломская роспись.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно - прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписные изделия, выполненные в стиле хохломской, Городецкой и другой росписей.

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеют большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогают ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.

Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивляемся мы красоте родной земли, «обильному разнотравью ее лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые пчелы – труженицы.

Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой народной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы. К ним относится и хохлома.

Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России.

Интересен процесс изготовления хохломских изделий. Точеное или столярное изделие грунтуют жидкой глиной, пропитывают сырым льняным маслом, потом шпаклюют, покрывают олифой 3-4 раза с просушкой после каждого покрытия. Когда олифа на изделии высыхает, к ней хорошо пристает алюминиевый порошок, изделия покрывают слоем этого порошка. Далее их расписывают масляными красками. Снова сушат при температуре 300 градусов. Лак темнеет, придает изделию золотистый оттенок.

Главная особенность хохломской росписи – художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью, то есть кистевым приемом.

Эта роспись непосредственно от руки кистью и родила кудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев.

Но хохломские мастера работают не только кистью, а и трафаретом. Трафаретом или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть один и тот же узор.

Ведущей росписью является травное письмо. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и более – кустиком.

Травка обычно пишется красным или черным цветом. Ее основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра.

Роспись по дереву – яркая, красочная, украшает и вносит нарядную декоративность в жилой и общественный интерьер.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных хохломских мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.

 

Волшебная Дымка

       Много народных мастеров живет в России, так много, что испытываешь гордость за их мастерство. Дух захватывает, когда видишь изделия народного декоративно-прикладного творчества. Я предлагаю вам познакомиться с историей возникновения «Дымковской игрушки».

В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и пастбища. Позднее праздник стал называться Свистунья. До настоящего времени в Вятке проводятся ярмарки – Свистуньи. Мастера игрушечники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки – свистульки.

       Возле самого села протекает неширокая речка, в ее синей глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня, то на оленя. Такими же белоснежными как облака, бывают дымковские игрушки до того, как на них ложиться узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, среди которой то там то здесь встречаются рыжие проталины глины, из которой мастера и лепят игрушки. После того, как игрушки вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, в ней очень просторно и может разместиться много игрушек. Оттого что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Для того чтобы укрепить красочный слой и сделать его не марким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. В росписи дымковской игрушки присутствуют самые разнообразные цвета и только пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины, клетки. Но, несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумывают самые разнообразные узоры. Белый фон игрушек никогда не закрашивается полностью, на его фоне ярко звучат цвета красок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой тог...

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое  воспитание детей в семье» ...

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства ...

Художественно-эстетическое воспитание детей в семье

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет восп...