Художественно-эстетическое воспитание детей в семье
статья по теме

Шаронова Наталья Леонидовна

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание его эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребёнка. Важную роль здесь играет семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ


В программах обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства, с окружающей действительностью, любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и вне их.


Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.


Вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное внимание.


Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить их, не сломать. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. Самое страшное в человеке, в ребенке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.


Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находится в тесной взаимосвязи.


Поэтому развития у ребенка культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений важнейшей стороной воспитательной работы в семье. Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми, предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка, вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мать, когда во время прогулки она говорит ребенку. «Посмотри, какое красивое сегодня небо! Нежно - голубое, с легкими, как бы танцующими облаками!», «Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно – красные; у березы золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто- оранжевые, другие желто – зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу!»


Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.


Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, ее украшающему, заставит ребенка бережнее к ней относиться. Это обязывает родителей внимательнее выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям.
То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствуют активизации его эстетического отношения к окружающему.


Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т.д.
Большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка в семье, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться бережно, как ненужному баловству, к его творчеству.


Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослым маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется не так.


Самое главное – вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Надо поддерживать и развивать у ребенка интерес к рисованию, подсказывать новые интересные темы для рисования.


Дети любят яркие узорные украшения на предметах обихода и сами охотно создают красочные затейливые узоры. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходима помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение и, наконец, продуманная организация общения с ребенком с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.

В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение...

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой тог...

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое  воспитание детей в семье» ...

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства ...