Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры
статья по теме

Кудинова Ольга Васильевна

    Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут оказывать психологическую помощь. Ребенок, переживший стрессовую для него ситуацию, например, его обидели во дворе, дома в безопасности проигрывает эту ситуацию с игрушками, освобождаясь от отрицательного эмоционального заряда. Родители могут принять участие в игре ребенка, взяв на себя какую – то роль, чтобы показать ребенку как можно вести себя в той или иной ситуации, а как не следует. В такой игре идет подготовка к выходу во взрослую жизнь, развивается образное мышление. Задача родителей и воспитателей через игру привить ребенку новые знания и навыки, обучение нормам поведения, представлениям ребенка об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_po_teme_anketa.docx63.65 КБ
Файл konspekt_syuzhetno-rolevoy_2.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры в жизни

дошкольников.http://www.child-hood.ru/images/stories/content/Subjective%20-%20role-playing%20games%20for%20preschoolers%205-6%20years.jpg

        Одним из основных развивающих занятий для дошкольника является игра. В игре ребенок может проявлять себя как личность, учится выражать свои эмоции, вырабатывает отношение к окружающему миру. Разные игры помогают формированию разных качеств и умений у ребенка: способность концентрироваться, развитие речи, памяти, развитие фантазии. Наблюдая, как играет ребенок, выражает эмоции, какие фразы употребляет, как ведет себя в конфликтных ситуациях, родители могут сделать вывод о сложившемся мировоззрении ребенка. Для корректировки поведенческих реакций в дошкольном периоде хорошо подходят сюжетно – ролевые игры

      Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут оказывать психологическую помощь. Ребенок, переживший стрессовую для него ситуацию, например, его обидели во дворе, дома в безопасности проигрывает эту ситуацию с игрушками, освобождаясь от отрицательного эмоционального заряда. Родители могут принять участие в игре ребенка, взяв на себя какую – то роль, чтобы показать ребенку как можно вести себя в той или иной ситуации, а как не следует. В такой игре идет подготовка к выходу во взрослую жизнь, развивается образное мышление. Задача родителей и воспитателей через игру привить ребенку новые знания и навыки, обучение нормам поведения, представлениям ребенка об окружающем мире. Наблюдая за играющим со сверстниками ребенком, родителям предоставляется возможность узнать ход его мыслей, уровень агрессии, его представления об абстрактных понятиях добра и зла.
В дошкольных учреждениях посредством ролевых игр детям помогают подготовиться к школе. Все эти игры можно практиковать дома.
     

Игра « Профессии».
     Эта игра познавательного характера и о профессиях, какие бывают профессии. Игра расширяет словарный запас ребенка, кругозор, умение работать в группе. Предварительно нужно провести беседу о профессиях: какие бывают профессии, как называется человек той или иной профессии (продавец, парикмахер), чем он занимается, какую пользу приносит. При помощи вспомогательного материала можно смоделировать профессию (повар, программист) и проиграть с ребенком в ролях.
По аналогии можно придумывать любую игру. Если ребенок ни разу не был у стоматолога, то можно поиграть в « Стоматолога», если ребенок стеснительный, то можно придумать игру « Концерт» или «Выступление». Так вы окажете помощь в укреплении слабых сторон характера, познании мира, подготовите к выходу в самостоятельную жизнь.

 

C:\Documents and Settings\Андрей\Мои документы\Ирина\Психология\s596_1159979830_1.jpg          Игра – это серьезно.


     Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

      Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Игры меняются в зависимости от возраста ребенка и его развития. Сначала малыш учится манипулировать разными предметами и узнает их свойства. Так, например, ребенок в возрасте 1-2 лет любит вставлять друг в друга стаканчики разного размера, переливать воду из одной чашки в другую, пересыпать песок, нажимать кнопки на различных приборах, собирать пирамидку или строить из кубиков. И только потом, постепенно, ребенок может перейти к ролевым играм, которые, усложняясь, перерастают в сюжетно-ролевые игры. Именно в этих играх ребенок имеет возможность выразить себя, свои чувства, эмоции и свое отношение к взрослым, имитируя их мир и их действия. Так, например, вы можете предложить ребенку поиграть в «детский сад» и понаблюдать за тем, какую роль он выберет для себя, как он будет вести себя в игре. Из этого можно сделать вывод, насколько малышу интересно и комфортно в реальном детском саду. Так же, можно обратить внимание на то, какие игрушки во время ролевых игр ребенок выбирает для себя, а какие раздает остальным участникам, какие возникают проблемы или сложности в игре, и какие способы разрешения ребенок выбирает (это может быть уход от проблемы, агрессивность, помощь волшебства и др.) и последнее – как заканчивается игра (найден ли вариант решения проблемы).

      Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. Особенно большое значение сюжетно – ролевые игры имеют в те моменты, когда ребенок сталкивается с нелегкими или даже драматическими ситуациями. Например, если ребенку пришлось попасть в больницу, то позже, оказавшись дома и чувствуя себя защищенным, он играет в больницу со своими игрушками, несколько раз проигрывая эту ситуацию в спокойной для себя обстановке, малыш справляется с оставшимися у него негативными эмоциями, преодолевает свой страх. Роль взрослых в игре может быть разной. Сначала, ребенку надо помочь научиться играть в сюжетно – ролевые игры. На этом этапе хорошо, если родители играют вместе с ребенком, подсказывают сюжеты игр, вступают в различные диалоги. А позже ребенок уже сам придумывает сюжеты для игр. Он берет их из реальной жизни, копируя поведение взрослых, но видоизменяя. Ребенок наблюдает за родителями и действует подобно им. Так, например мальчику очень нравится «ездить» на своей машине из стульчиков на работу, как папа, или девочке – ухаживать и играть со своими куклами так, как это делает ее мама.

    Этот опыт, приобретенный в игре во взрослую жизнь, не только доставляет огромное удовольствие ребенку, но и развивает образное мышление.

     В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

     В игре ребенок чаще всего ассоциирует себя с героем того же пола, что помогает становлению его половой идентификации (например, маленькие дети любят подражать своему родителю того же пола, изображая себя взрослыми).

   Еще один важный аспект участия родителей в игре - это возможность в игровой форме дать ребенку новые знания, представления об окружающем мире, обучить его чему-либо. Например, девочка, играя с куклами в игру «поход в гости», с помощью мамы может научиться элементарным правилам этикета: здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за подарки и др. А так же, например, получить первые математические представления (разделить поровну печенье между гостями, заготовить для гостей нужное количество приглашений и др.)

  Кроме того, совместные игры – это замечательная возможность для родителей узнать мысли и чувства ребенка, установить с ним более теплые и доверительные отношения.

     В более старшем возрасте ребенок уже способен играть в сюжетно - ролевые игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки, речь.

    Со временем ребенок все больше усложняет умственное построение, укрепляется связь с реальностью, его игры становятся более интересными и многогранными, включают все больше элементов фантазирования, творчества, изобретательской деятельности. Именно эти игры шаг за шагом подготавливают малыша к взрослой жизни.                    

           C:\Documents and Settings\Андрей\Мои документы\Мама\j0202103.jpg

Анкета для родителей

«Нужна ли ребенку игра и зачем?»

1. Какие игры и игрушки предпочитает Ваш ребенок?

___

___

2. В какие игры Вы играете вместе с ребенком?

___

___

3. Игра – это серьёзное занятие или пустое времяпрепровождение?

___

___

4. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

___

5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?

___

6. Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?

___

7. Чем Ваш ребенок занят вечером, после прихода из детского сада?

___

8. Какие детские игры Вы знаете сами?

___

___

9. Как вы считаете, для чего ребенку нужна игра?

___

___

___

10. Сколько времени проводит Ваш ребенок у телевизора?

Кто включает ребенку телевизор? Кто выбирает телепередачи для просмотра?

___

___

___

___



Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Тема: «Зоопарк»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

Задачи:

1. Образовательная:

- Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;

- Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»;

- Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;

2. Развивающая:

- Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.

- Обогащать словарный запас.

- Тренировать память, внимание.

3. Воспитательная

- Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,

- Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А. Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,

- Рассматривание альбома «Дикие животные»,

- Загадывание и отгадывание загадок о животных,

- Чтение художественной литературы о животных.

- Изображение животных трафаретами,

- Раскрашивание изображения животных,

 

Ход:

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк» .

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

- Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

- Давайте рассмотрим поближе.

Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

- Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

- Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно,— это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

- Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

- Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

- Кто такой ветеринар? (Ответы детей).

- Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

- Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

- А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

- Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

- Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

- Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

- Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.

- Из чего мы будем строить вольеры? ( ответы детей: из большого строительного материала).

- Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

- Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

- Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).

- Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).

- Где он спит? (Ответ: в берлоге).

- Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

- Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).

- Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

- Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком – либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

- Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение детей в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра           Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя псих...

Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре "Лиса с лисятами"

Программное содержание: учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развитие связной речи, звуковой культуры речи, обогащение словаря (сахарниц...

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, з...

Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре

Консультация для воспитателей "Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре"....