Главные вкладки

    Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры
    статья по теме

    Кудинова Ольга Васильевна

        Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут оказывать психологическую помощь. Ребенок, переживший стрессовую для него ситуацию, например, его обидели во дворе, дома в безопасности проигрывает эту ситуацию с игрушками, освобождаясь от отрицательного эмоционального заряда. Родители могут принять участие в игре ребенка, взяв на себя какую – то роль, чтобы показать ребенку как можно вести себя в той или иной ситуации, а как не следует. В такой игре идет подготовка к выходу во взрослую жизнь, развивается образное мышление. Задача родителей и воспитателей через игру привить ребенку новые знания и навыки, обучение нормам поведения, представлениям ребенка об окружающем мире.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stati_po_teme_anketa.docx63.65 КБ
    Файл konspekt_syuzhetno-rolevoy_2.docx29.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно-ролевые игры в жизни

    дошкольников.http://www.child-hood.ru/images/stories/content/Subjective%20-%20role-playing%20games%20for%20preschoolers%205-6%20years.jpg

            Одним из основных развивающих занятий для дошкольника является игра. В игре ребенок может проявлять себя как личность, учится выражать свои эмоции, вырабатывает отношение к окружающему миру. Разные игры помогают формированию разных качеств и умений у ребенка: способность концентрироваться, развитие речи, памяти, развитие фантазии. Наблюдая, как играет ребенок, выражает эмоции, какие фразы употребляет, как ведет себя в конфликтных ситуациях, родители могут сделать вывод о сложившемся мировоззрении ребенка. Для корректировки поведенческих реакций в дошкольном периоде хорошо подходят сюжетно – ролевые игры

          Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут оказывать психологическую помощь. Ребенок, переживший стрессовую для него ситуацию, например, его обидели во дворе, дома в безопасности проигрывает эту ситуацию с игрушками, освобождаясь от отрицательного эмоционального заряда. Родители могут принять участие в игре ребенка, взяв на себя какую – то роль, чтобы показать ребенку как можно вести себя в той или иной ситуации, а как не следует. В такой игре идет подготовка к выходу во взрослую жизнь, развивается образное мышление. Задача родителей и воспитателей через игру привить ребенку новые знания и навыки, обучение нормам поведения, представлениям ребенка об окружающем мире. Наблюдая за играющим со сверстниками ребенком, родителям предоставляется возможность узнать ход его мыслей, уровень агрессии, его представления об абстрактных понятиях добра и зла.
    В дошкольных учреждениях посредством ролевых игр детям помогают подготовиться к школе. Все эти игры можно практиковать дома.
         

    Игра « Профессии».
         Эта игра познавательного характера и о профессиях, какие бывают профессии. Игра расширяет словарный запас ребенка, кругозор, умение работать в группе. Предварительно нужно провести беседу о профессиях: какие бывают профессии, как называется человек той или иной профессии (продавец, парикмахер), чем он занимается, какую пользу приносит. При помощи вспомогательного материала можно смоделировать профессию (повар, программист) и проиграть с ребенком в ролях.
    По аналогии можно придумывать любую игру. Если ребенок ни разу не был у стоматолога, то можно поиграть в « Стоматолога», если ребенок стеснительный, то можно придумать игру « Концерт» или «Выступление». Так вы окажете помощь в укреплении слабых сторон характера, познании мира, подготовите к выходу в самостоятельную жизнь.

     

    C:\Documents and Settings\Андрей\Мои документы\Ирина\Психология\s596_1159979830_1.jpg          Игра – это серьезно.


         Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

          Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Игры меняются в зависимости от возраста ребенка и его развития. Сначала малыш учится манипулировать разными предметами и узнает их свойства. Так, например, ребенок в возрасте 1-2 лет любит вставлять друг в друга стаканчики разного размера, переливать воду из одной чашки в другую, пересыпать песок, нажимать кнопки на различных приборах, собирать пирамидку или строить из кубиков. И только потом, постепенно, ребенок может перейти к ролевым играм, которые, усложняясь, перерастают в сюжетно-ролевые игры. Именно в этих играх ребенок имеет возможность выразить себя, свои чувства, эмоции и свое отношение к взрослым, имитируя их мир и их действия. Так, например, вы можете предложить ребенку поиграть в «детский сад» и понаблюдать за тем, какую роль он выберет для себя, как он будет вести себя в игре. Из этого можно сделать вывод, насколько малышу интересно и комфортно в реальном детском саду. Так же, можно обратить внимание на то, какие игрушки во время ролевых игр ребенок выбирает для себя, а какие раздает остальным участникам, какие возникают проблемы или сложности в игре, и какие способы разрешения ребенок выбирает (это может быть уход от проблемы, агрессивность, помощь волшебства и др.) и последнее – как заканчивается игра (найден ли вариант решения проблемы).

          Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. Особенно большое значение сюжетно – ролевые игры имеют в те моменты, когда ребенок сталкивается с нелегкими или даже драматическими ситуациями. Например, если ребенку пришлось попасть в больницу, то позже, оказавшись дома и чувствуя себя защищенным, он играет в больницу со своими игрушками, несколько раз проигрывая эту ситуацию в спокойной для себя обстановке, малыш справляется с оставшимися у него негативными эмоциями, преодолевает свой страх. Роль взрослых в игре может быть разной. Сначала, ребенку надо помочь научиться играть в сюжетно – ролевые игры. На этом этапе хорошо, если родители играют вместе с ребенком, подсказывают сюжеты игр, вступают в различные диалоги. А позже ребенок уже сам придумывает сюжеты для игр. Он берет их из реальной жизни, копируя поведение взрослых, но видоизменяя. Ребенок наблюдает за родителями и действует подобно им. Так, например мальчику очень нравится «ездить» на своей машине из стульчиков на работу, как папа, или девочке – ухаживать и играть со своими куклами так, как это делает ее мама.

        Этот опыт, приобретенный в игре во взрослую жизнь, не только доставляет огромное удовольствие ребенку, но и развивает образное мышление.

         В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

         В игре ребенок чаще всего ассоциирует себя с героем того же пола, что помогает становлению его половой идентификации (например, маленькие дети любят подражать своему родителю того же пола, изображая себя взрослыми).

       Еще один важный аспект участия родителей в игре - это возможность в игровой форме дать ребенку новые знания, представления об окружающем мире, обучить его чему-либо. Например, девочка, играя с куклами в игру «поход в гости», с помощью мамы может научиться элементарным правилам этикета: здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за подарки и др. А так же, например, получить первые математические представления (разделить поровну печенье между гостями, заготовить для гостей нужное количество приглашений и др.)

      Кроме того, совместные игры – это замечательная возможность для родителей узнать мысли и чувства ребенка, установить с ним более теплые и доверительные отношения.

         В более старшем возрасте ребенок уже способен играть в сюжетно - ролевые игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки, речь.

        Со временем ребенок все больше усложняет умственное построение, укрепляется связь с реальностью, его игры становятся более интересными и многогранными, включают все больше элементов фантазирования, творчества, изобретательской деятельности. Именно эти игры шаг за шагом подготавливают малыша к взрослой жизни.                    

               C:\Documents and Settings\Андрей\Мои документы\Мама\j0202103.jpg

    Анкета для родителей

    «Нужна ли ребенку игра и зачем?»

    1. Какие игры и игрушки предпочитает Ваш ребенок?

    ___

    ___

    2. В какие игры Вы играете вместе с ребенком?

    ___

    ___

    3. Игра – это серьёзное занятие или пустое времяпрепровождение?

    ___

    ___

    4. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    ___

    5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?

    ___

    6. Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?

    ___

    7. Чем Ваш ребенок занят вечером, после прихода из детского сада?

    ___

    8. Какие детские игры Вы знаете сами?

    ___

    ___

    9. Как вы считаете, для чего ребенку нужна игра?

    ___

    ___

    ___

    10. Сколько времени проводит Ваш ребенок у телевизора?

    Кто включает ребенку телевизор? Кто выбирает телепередачи для просмотра?

    ___

    ___

    ___

    ___



    Предварительный просмотр:

    Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе
    Тема: «Зоопарк»

    Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

    Задачи:

    1. Образовательная:

    - Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;

    - Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»;

    - Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;

    2. Развивающая:

    - Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.

    - Обогащать словарный запас.

    - Тренировать память, внимание.

    3. Воспитательная

    - Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,

    - Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

    Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А. Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

    - Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,

    - Рассматривание альбома «Дикие животные»,

    - Загадывание и отгадывание загадок о животных,

    - Чтение художественной литературы о животных.

    - Изображение животных трафаретами,

    - Раскрашивание изображения животных,

     

    Ход:

    Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк» .

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

    - Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

    - Давайте рассмотрим поближе.

    Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

    Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

    - Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

    - Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

    Зоопарк, как всем известно,— это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

    - Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

    Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

    Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

    - Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

    - Кто такой ветеринар? (Ответы детей).

    - Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

    - Ребята, посмотрите, чьи это следы?

    Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

    Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

    Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

    Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

    - А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

    - Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

    Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

    Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

    - Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

    Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

    Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

    - Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

    Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

    - Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.

    - Из чего мы будем строить вольеры? ( ответы детей: из большого строительного материала).

    - Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

    Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

    Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

    Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

    Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

    Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

    Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

    Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

    Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

    Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

    - Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

    - Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).

    - Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).

    - Где он спит? (Ответ: в берлоге).

    - Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

    - Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).

    - Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

    - Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

    Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком – либо животном?

    Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей.

    Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

    Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

    Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

    Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

    Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

    Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

    - Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

    Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

    Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

    Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

    Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

    Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

    Воспитатель раздает печенье детям.

    Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общение детей в сюжетно-ролевой игре.

    Сюжетно-ролевая игра           Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя псих...

    Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

    В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

    Из опыта работы "«Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр»

    На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр». Детям очень нравятся эти игры, они с удовольствием в них участвуют,...

    Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре "Лиса с лисятами"

    Программное содержание: учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развитие связной речи, звуковой культуры речи, обогащение словаря (сахарниц...

    «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

    Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, з...

    Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре

    Консультация для воспитателей "Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре"....