Главные вкладки

    Материал (старшая группа) по теме:
    Гендерное воспитание детей в сюжетно- ролевой игре

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_detey_v_syuzhetno.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре

            Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно –ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «как будто», «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к бедующей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы.

            Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием  здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры.  Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе-дополнять, а не дублировать друг друга- воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

             Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель:

              -понимает специфические задачи игры;

              -осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;

              -избегает позиции учителя, предпочитая позицию «играющего тренера», не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;

              -ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;

              -организует сюжетно-ролевую игру в небольших разнополовых группах (два-три ребёнка), со временем увеличивая число детей;

               -знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.

               Степень усвоения ребенком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры. Выделяется несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников.

               1. Этап условных игровых действий, для которых характерен выбор однотёмного одноперсонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как  мама, утром будет свою куклу-дочку, умываете, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т. д.).

              2.Этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т. д.).

            3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

           Формирование позитивного полоролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Например, в 3-5 лет дети переходят на принципиально новый уровень развития, заменяя сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой. Психологическая характеристика игры также становится иной: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом.

           Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

    В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

    План-конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной идентичности через сюжетно-ролевую игру "Дом Моды"

    План-конспект сюжетно-ролевой игры "Дом Моды" показывает как через игру формируется гендерная идентичность детей дошкольного возраста....

    Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре

    В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей....

    Гендерное воспитание через сюжетно-ролевые игры

    Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаи...

    Консультация для педагогов: "Гендерное воспитание в сюжетно-ролевой игре"

    В данном материале педагоги ознакомятся с поло-ролевым воспитанием....